ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

суббота, 9 января 2021 г.

Литература и балет

Дорогие друзья!
Вы уже знаете, что литература тесно связана с театром, музыкой, живописью, кинематографом. Многие шедевры литературы воплощены и  в балете.

Балет – особый вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит «классический» (исторически сложившийся, подчиненный строгому кодексу правил) танец; а также сценическое произведение, принадлежащее этому виду искусства.

Создание балетных спектаклей на основе выдающихся произведений литературы обогатило балетный театр и явилось одним из его важнейших достижений. Лучшим в мире считается русский балет.

Балет воплощает литературную мысль косвенно, опосредованно:

  • во-первых, балет передает мысль через чувство, что прямо запечатлено в образном языке хореографии;
  • во-вторых, балет выражает мысль через драматургию (с ее жизненными ситуациями и конфликтами), заключенную в танцевальном действии. 
Сюжет балета излагается в либретто (сценарий). На основе либретто пишется музыка, выражающая эмоционально-смысловое содержание произведения, затем создаются танец и пантомима, декорации и костюмы. В создании балета принимают участие сценарист, композитор, балетмейстер и художник.

Людям, которые впервые смотрят балет, не всё может быть понятным. Но не стоит отчаиваться! При желании можно научиться понимать язык танца. Для начала следует почитать специальную литературу, например, энциклопедию "Русский балет". И начать смотреть балетные спектакли, хотя бы фрагменты.

Широко известны балетные постановки, созданные по произведениям художественной литературы:

  • "Бахчисарайский фонтан" – балет на музыку Б. В. Асафьева по поэме А. С. Пушкина.
  • «Барышня-крестьянка» – балет на музыку Б. В. Асафьева по повести А. С. Пушкина.
  • «Граф Нулин» – балет на музыку Б. В. Асафьева по поэме А. С. Пушкина.
  • «Доктор Айболит» – балет на музыку И.Морозова по мотивам сказки К.Чуковского.
  •  "Золушка" - балет Сергея Сергеевича Прокофьева по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро.
  • «Кавказский пленник» – балет на музыку Б. В. Асафьева по поэме А.С.Пушкина.
  • «Каменный гость» – балет на музыку Б. В. Асафьева по пьесе А.С.Пушкина.
  • "Каменный цветок"– балет С. С. Прокофьева по мотивам уральских сказов Павла Бажова.
  • «Конёк-Горбунок» – балет Родиона Щедрина по одноименной сказке П.П.Ершова.
  • "Медный всадник" – балет на музыку Р. Глиэра по поэме А.С.Пушкина.
  • «Ночь перед Рождеством» – балет на музыку Б.В.Асафьева по повести Н.В.Гоголя.
  • "Руслан и Людмила"– балет на музыку  Ф.Е.Шольца, по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
  • «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» – балет на музыку А.Лядова по произведениям А.С.Пушкина.
  • «Сказка о попе и о работнике его Балде» – балет на музыку М.И.Чулаки по произведениям А.С.Пушкина.
  • «Спящая красавица» – балет П.И.Чайковского на либретто И.Всеволожского и Мариуса Петипа по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро.
  • "Щелкунчик" – балет Петра Ильича Чайковского на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
Главный номер любого классического балета - па-де-де. Это парный танец, в переводе с фр. - "шаг вдвоём". Конструкция па-де-де следующая:
  • "антре" - красивый выход пары в центр сцены;
  • "адажио" - музыка медленная; балерина зависает в разных живописных позах, медленно вращается на мысочке одной ноги и как бы непринуждённо парит в замедленных прыжках; задача партнёра поддержать её и перенести на другое место; адажио всегда про любовь;
  • "вариация" - соло партнёра (виртуозность танцовщика - это, в основном, прыжки; критерии качества - их высота, сложность и лёгкость исполнения);
  • "вариация" - соло партнёрши (она может удивить публику и тончайшей мелкой техникой ног, и полётными прыжками);
  • "кода"быстрое и эффектное заключение всей композиции с какими-нибудь особо сложными элементами танца: серией высоких прыжков танцовщика или вращениями балерины (фуэте32 вращения на одной ноге, не смещаясь ни вправо, ни влево, при этом красивые жесты рук и приятная улыбка).
Запомнили? А теперь смотрим! Приглашаю окунуться в волшебный мир балета: па-де-де из балета "Щелкунчик" в исполнении Н.Цискаридзе и А.Воронцовой, солистов Большого театра:

Комментариев нет:

Отправить комментарий