Балет – особый вид театрального
искусства, где основным выразительным средством служит «классический»
(исторически сложившийся, подчиненный строгому кодексу правил) танец; а также
сценическое произведение, принадлежащее этому виду искусства.
Создание балетных спектаклей на основе выдающихся произведений литературы обогатило балетный театр и явилось одним из его важнейших достижений. Лучшим в мире считается русский балет.
Балет воплощает литературную мысль косвенно,
опосредованно:
- во-первых, балет передает мысль через чувство, что прямо запечатлено в образном языке хореографии;
- во-вторых, балет выражает мысль через драматургию (с ее жизненными ситуациями и конфликтами), заключенную в танцевальном действии.
Людям, которые впервые смотрят балет, не всё может быть понятным. Но не стоит отчаиваться! При желании можно научиться понимать язык танца. Для начала следует почитать специальную литературу, например, энциклопедию "Русский балет". И начать смотреть балетные спектакли, хотя бы фрагменты.
Широко известны балетные постановки,
созданные по произведениям художественной литературы:
- "Бахчисарайский фонтан" – балет на музыку Б. В. Асафьева по поэме А. С. Пушкина.
- «Барышня-крестьянка» – балет на музыку Б. В. Асафьева по повести А. С. Пушкина.
- «Граф Нулин» – балет на музыку Б. В. Асафьева по поэме А. С. Пушкина.
- «Доктор Айболит» – балет на музыку И.Морозова по мотивам сказки К.Чуковского.
- "Золушка" - балет Сергея Сергеевича Прокофьева по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро.
- «Кавказский пленник» – балет на музыку Б. В. Асафьева по поэме А.С.Пушкина.
- «Каменный гость» – балет на музыку Б. В. Асафьева по пьесе А.С.Пушкина.
- "Каменный цветок"– балет С. С. Прокофьева по мотивам уральских сказов Павла Бажова.
- «Конёк-Горбунок» – балет Родиона Щедрина по одноименной сказке П.П.Ершова.
- "Медный всадник" – балет на музыку Р. Глиэра по поэме А.С.Пушкина.
- «Ночь перед Рождеством» – балет на музыку Б.В.Асафьева по повести Н.В.Гоголя.
- "Руслан и Людмила"– балет на музыку Ф.Е.Шольца, по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
- «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» – балет на музыку А.Лядова по произведениям А.С.Пушкина.
- «Сказка о попе и о работнике его Балде» – балет на музыку М.И.Чулаки по произведениям А.С.Пушкина.
- «Спящая красавица» – балет П.И.Чайковского на либретто И.Всеволожского и Мариуса Петипа по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро.
- "Щелкунчик" – балет Петра Ильича Чайковского на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
- "антре" - красивый выход пары в центр сцены;
- "адажио" - музыка медленная; балерина зависает в разных живописных позах, медленно вращается на мысочке одной ноги и как бы непринуждённо парит в замедленных прыжках; задача партнёра поддержать её и перенести на другое место; адажио всегда про любовь;
- "вариация" - соло партнёра (виртуозность танцовщика - это, в основном, прыжки; критерии качества - их высота, сложность и лёгкость исполнения);
- "вариация" - соло партнёрши (она может удивить публику и тончайшей мелкой техникой ног, и полётными прыжками);
- "кода" - быстрое и эффектное заключение всей композиции с какими-нибудь особо сложными элементами танца: серией высоких прыжков танцовщика или вращениями балерины (фуэте - 32 вращения на одной ноге, не смещаясь ни вправо, ни влево, при этом красивые жесты рук и приятная улыбка).
Комментариев нет:
Отправить комментарий