ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

Методический кейс. Формирование интеллектуальной и творческой личности средствами ИКТ (из опыта работы)

 На протяжении всей цивилизованной истории существования человечества вопрос образования был одним из главных.

По мнению итальянского философа 13 века Фомы Аквинского, «Знание настолько ценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника». В 19 веке немецкий философ Георг Зиммель утверждал, что «Образованный человек – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает». Наблюдая особенности развития человечества в 20 веке, канадский филолог Герберт Маклюэн пришёл к заключению: «Смена исторических эпох определяется сменой коммуникационных технологий». При этом русский философ Н.Бердяев замечает, что «техника всегда есть средство, орудие, а не цель. Не может быть технических целей жизни человека, могут быть лишь технические средства, цели же жизни всегда лежат в другой области, в области духа».

Прошедший ХХ век принято называть «промышленным веком», нынешний ХХI уже называют «веком информационных технологий». Происходят глобальные изменения в жизни людей, в их сознании. Перед школой стоит важнейшая задача -  воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества.  Каким станет это общество в будущем? Что должен представлять собой человек, чтобы суметь адаптироваться к новым условиям существования? Каков «портрет» этого человека?

 В «Республиканском образовательном стандарте  среднего общего образования» ДНР чётко прописаны характеристики, которым должен отвечать выпускник современной школы. Вот основные из них:

• любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

 • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, гражданского общества, многонационального народа Донецкой Народной Республики, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

 • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

 • владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

 • мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

 • готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

 • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

 • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

 • подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;

 • мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

 Важнейшую роль в процессе обучения и воспитания современного выпускника, в формировании его интеллектуально-творческой личности играют информационно-коммуникационные технологии.

 Обратимся к выводам учёных, занимающихся исследованием данного вопроса.

 В.И. Боголюбов, доктор педагогических наук,  в своей статье «Инновационные технологии в педагогике» отмечает, что обновление школы возможно лишь на путях разработки новых педагогических технологий и соответствующей подготовке педагогов.

 Н.И. Шевченко подчеркивает, что современное обучение трудно сегодня представить без технологии мультимедиа («Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника»). Мультимедиа программы открывают широкие возможности для учителей и учеников.

 Н.Х. Розов в статье «Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы» отмечает, что сегодня важнейшая задача – разработка общей методики применения современных информационных технологий, компьютерных и мультимедийных продуктов в учебном процессе и вооружение приемами этой методики преподавателей каждого предметного профиля.

 И.Г. Захарова  в книге «Информационные технологии в образовании» подчеркивает важность и необходимость применения информационных технологий, так  как сейчас большое количество учебных познавательных и развивающих материалов представлено в электронном виде.

 Исследования российских педагогов, направленные на изучение возможностей использования ИКТ, выявляют высокий потенциал ИКТ в развитии интеллектуальной и творческой деятельности школьников.

 Использование ИКТ, безусловно, способствует усилению эффективности учебного процесса.  Однако учитель должен помнить о целесообразности применения ИКТ, соблюдать определённые дидактические требования:

 - четко определять педагогическую цель применения ИКТ;

 - согласовывать выбранное средство информационных технологий с другими средствами, применяемыми на уроке;

 - учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения нового материала.

 На первый взгляд, применение ИКТ более целесообразно при изучении точных или естественных наук, чем филологических, так как на уроках русского языка и литературы в центре внимания находится текст, слово, художественный образ, нравственные ценности, духовный мир. Поэтому возникает вопрос: ЗАЧЕМ?

 Для того чтобы:

  •  расширить возможности предъявления учебной информации;
  • сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;
  • развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности;
  • усилить мотивацию учения;
  • активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
  • дать ребенку максимально возможный для него объем учебного материала;
  • приобщить школьника к достижениям информационного общества и адекватному поведению в нем.

 В своей работе использую следующие возможности ИКТ:

  •  видеоуроки;
  • презентации к урокам;
  • иллюстративный материал (портреты, иллюстрации, картины);
  • таблицы;
  • аудиоматериалы (фонохрестоматии, аудиокниги)
  • видеоматериалы (фрагменты кинофильмов, спектаклей, клипы, видеоэкскурсии)
  • электронные ресурсы Интернет (тексты произведений, энциклопедии, словари, библиотеки)
  • электронные средства контроля (онлайн-тесты, электронные тренажёры, интерактивные диктанты)

 Остановлюсь на работе с видеоматериалами. В ней можно выделить несколько этапов:

 1) определение роли и места видеофрагмента в структуре занятия (отбор фрагментов, которые наилучшим образом помогут достигнуть поставленных целей);

 2) подготовка учащихся к просмотру материала, формулирование заданий   (создание эмоционального и делового настроя);

3) просмотр материала (формирует зрительскую культуру учащихся, учит их реагированию на увиденное, позволяет соотнести целевые установки с восприятием информации и собственной мыслительной работой);

4) обсуждение увиденного, выполнение заданий (возможно индивидуальное или групповое выполнение заданий с последующим представлением и обсуждением результатов).

Интересной и полезной для учащихся является работа с клипами к стихотворениям. Рассмотрим некоторые приёмы работы при изучении поэзии А.С.Пушкина.

Практическая часть

1 группа. А.С.Пушкин «Цветок»

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя:

Где цвел? когда? какой весною?

И долго ль цвел? и сорван кем,

Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,

Или разлуки роковой,

Иль одинокого гулянья

В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли,

Как сей неведомый цветок?

Задания

1. Просмотреть клип к стихотворению.

2. Каковы ваши впечатления от клипа?

3. В чьём – мужском или женском – исполнении должно звучать стихотворение?

4. Соответствует ли стихотворению предложенный в клипе видеоряд?

Образец возможного ответа

Клип произвёл сильное впечатление. Стихотворение звучит в прекрасном исполнении замечательной актрисы Татьяны Дорониной. Произведение могло быть озвучено мужским голосом, так как написано Пушкиным, но женское исполнение вполне приемлемо: цветы на память хранят, скорее, девушки.  Актриса сумела передать авторский замысел: голос нежный, искренний, слегка взволнованный; звучит интонация размышления,  лёгкой грусти. Это ощущение усиливает и музыка – негромкая, плавная, задушевная, гармонично перетекающая от звука к звуку, как переходит от вопроса к вопросу мысль лирического героя, как протекает от события к событию человеческая жизнь.   Видеоряд усиливает впечатление от звучащего текста (визуализирует его), помогает лучше представить историю, рассказанную поэтом, проникнуться душевными переживаниями и лирического героя, и участников любовной истории.  В клипе мы видим образ самого Пушкина, томики стихов, портреты барышень 19 века. Конечно, в тексте стихотворения портреты не упоминаются,  но  использование  их в клипе вполне оправдано, так как женский образ в стихотворении присутствует («и та жива ли»). К тому же, портреты (а в наше время фотографии) часто создавались именно для того, чтобы сохранить память о человеке или событии, подобно тому, как хранит память засохший цветок, положенный в книгу. В клипе присутствуют изображения цветов, что отражает название произведения. В клипе это розы (символ любви, красоты), а у Пушкина это, скорее, более скромный цветок, так как сорван в результате «одинокого гулянья//В тиши полей, в тени лесной». Простой полевой или лесной цветок очень естествен, как естественны и искренни чувства, выраженные в стихотворении.

2-А группа. А.С.Пушкин «Узник»

Задания

1. Создайте словесный видеоряд для клипа к стихотворению.

2. Каким будет цветовое решение вашего клипа?

Текст стихотворения

Видеоряд (образец возможного ответа)

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном,

Серая каменная стена тюрьмы, в ней – окно с решёткой, из него – слабый луч дневного света; в тесной камере – силуэт человека, сидящего на нарах, низко опустив голову. Рядом молодой орёл, клюющий пищу; одно крыло чуть приподнято - он пытается взмахнуть им, но не может расправить крылья – слишком тесно помещение темницы. Основные цвета – тёмные («в темнице сырой»), контрастный светлый (от окна),  красный  («кровавую пищу»).

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Орёл, который обратил взор к окну, к свету; затем крупным планом окно, за которым сквозь решётку видны синее небо и белые облака – символы свободного существования и перемещения; затем крупным планом человек, приподнявшийся с нар и потянувшийся к окну (готовность выйти в свободный мир). Цветовое решение: больше светлых красок (голубой, белый, золотистый), тьма отступает – зародилась мысль во что бы то ни стало вырваться из неволи, реализовать своё право на свободу личности.

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..»

 

Синий небесный простор, в нём парит орёл, над ним – золотистое солнце; крылья орла широко расправлены (он в своей стихии – на свободе); далеко за спиной орла – темная туча, символ оставленной темницы; впереди – высокие горы со снежными вершинами; внизу – море, в котором отражаются и синее небо, и белые облака, и золотистое солнце.

Цветовая гамма изменяется в течение клипа от кроваво-темных тонов до жизнерадостно ярких: это отражает изменение настроения лирического героя – от угнетённого состояния до свободного, наполненного ощущением счастья, полноты жизни. Свобода – естественное состояние человека.

2-Б группа. А.С.Пушкин «Узник»

Задания

1. Просмотрите клип к стихотворению.

2. Каковы ваши впечатления от клипа?

3. Как передаёт настроение музыкальное сопровождение?

4. Согласны ли вы с цветовым решением видеоролика?

Образец возможного ответа

Клип произвёл сильное впечатление. Определённое настроение сразу же создаёт музыка, вначале это даже не музыка, а  несколько тревожных аккордов. Начиная со второй строфы, действительно звучит музыка, так как изменяется настроение лирического героя: у него возникает мысль о возможном побеге, то есть о возможной свободе, которой он насильно лишён. Звучание трудно назвать гармоничным: звуки резкие, металлические, порой диссонансные, напоминающие звон оков, скрежет металла; возрастает напряжение, чувство опасности – свобода не даётся легко! Такую же тревогу, опасность и в то же время решимость, страстную надежду передаёт чтение актёра: голос взволнован, темп речи увеличивается, растёт высота звучания. Последняя строка произносится торжественно, с интонацией завершения, и мы понимаем, что побег удался, долгожданная свобода обретена! Мелодия звучит тише - узники далеко, их уже не догнать. Их успех – пример для многих.

В тексте стихотворения есть слова, конкретно указывающие на цветовую гамму, которая изменяется в течение произведения.  Автор клипа принял другое решение – создал черно-белую картинку. Думаю, такой вариант вполне оправдан. Черный и белый – противоречивые, контрастные цвета, цвета-антагонисты. В основе композиции стихотворения также лежит противопоставление (антитеза): покорность судьбе – стремление изменить судьбу, тюремное заключение – свободная жизнь на воле.  Используя цветовую гамму, автор клипа сумел передать идейный замысел произведения А.С.Пушкина.

3 – А группа

А.С.Пушкин «Узник»

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..»

Вопросы для работы с кинофрагментом

(сериал «Спасите наши души», 2008)

1. В какое историческое время происходят события? По каким приметам вы это определили?

2. Как вы думаете, кто эти люди?

Образец возможного ответа

Действие фильма разворачивается в годы Великой Отечественной войны  (1942,  северный порт на полуострове Таймыр).

Мы видим военных в форме того времени: офицеры в шинелях с петлицами, на кожаных ремнях – кобура и планшет; на фуражках – красные звёзды, символы эпохи; солдаты в пилотках, в руках – винтовки.

Кроме военных, есть люди в штатском. Судя по тому, что вокруг них вооружённая охрана с винтовками и собаками, эти люди заключённые. 

Одни из них облачены в одежду единого образца: фуфайки, шапки ушанки, на плечах котомки. Возможно, они уже давно осуждены, и теперь их ведут по этапу. 

Другие, среди которых много женщин, одеты в обычную гражданскую одежду, у некоторых из них одежда вообще не соответствует ситуации (видимо, они собирались наспех, не предполагая, где окажутся), на их лицах растерянность, неуверенность, страх. Видно, что некоторые из них люди интеллигентные, поэтому их пребывание здесь, в суровых местах заключения, кажется нелепым. Возникает ощущение, что эти люди осуждены несправедливо.

3 – Б группа

А.С.Пушкин «Узник»

Вопросы для работы с кинофрагментом

(сериал «Спасите наши души», 2008)

1. В какой ситуации звучит произведение А.С. Пушкина?

2. С какой целью оно включено в фильм?

3. Произведение А.Пушкина мы слышим в исполнении двух разных героев – начальника лагеря Гульда и заключённой Хруничевой (известной певицы). Чья интерпретация, на ваш взгляд, действительно соответствует замыслу поэта?

4. Актуально ли произведение А.Пушкина сегодня?

Образец возможного ответа

Гульд обращается к Хруничевой, потому что она явно игнорирует его, не испытывает страха перед грозным начальником и его словами.  В этом случае произведение Пушкина – это протест против ситуации. Другой возможности протестовать у бесправных людей, окруженных вооружёнными солдатами и собаками, просто нет. В пушкинских стихах  и защита человеческого достоинства, и демонстрация несломленного духа, и тоска по свободе, и надежда на неё. В глазах героини слёзы, но голос звучит сильно, мощно, лишь в конце появляется щемящая тоска.  Ей аплодируют все – и охрана, и заключенные. Казалось бы, в этом психологическом поединке  победила Хруничева.

Но пушкинские строки звучат и из уст начальника лагеря. Он вкладывает в них иной смысл, намекая, что заключенных ожидают суровые условия в дальних краях (им предстоит каторжный труд на фосфоритных рудниках). Гульд точно цитирует текст стихотворения, но издевательски искажает его смысл. Симпатии зрителей на стороне героини.

Можно с уверенностью сказать, что  стихотворение «Узник» актуально и в наши дни, так как тема свободы – личной, политической, идеологической – это вечная тема. Особенно близко оно нам -  жителям несломленного, непокоренного Донбасса.

Каким может быть домашнее задание?

1) Написать развёрнутый ответ на вопрос «Пушкин – это устаревшее прошлое, живое настоящее или …?». Предложить текст для публикации в школьной газете.

2) Посмотреть другие клипы к этому или иным стихотворениям А.С.Пушкина, написать отзыв, разместить на своей страничке ВКонтакте.

3) Создать свой клип к понравившемуся стихотворению А.С.Пушкина.

Рефлексия

Итак, что даёт такая работа учащимся? (Участники делают выводы, записывают на шаблонах-бабочках, прикрепляют к доске).

1. Повышенная мотивация обучения

2. Глубина погружения в материал

3. Развитие интеллектуальных способностей (наблюдают, сопоставляют, делают выводы, аргументируют)

4. Формирование коммуникативной компетенции, активной позиции учащихся.

5. Эстетическое воспитание, формирование художественного вкуса.

(В ходе рефлексии на стенде появляется «стайка бабочек»:

Бабочка — символ души, бессмертия и воскресения, способности к превращениям, к трансформации, так как это крылатое небесное существо появляется на свет, преображаясь из гусеницы. Чудо переходящих одно в другое состояний, это чудо превращения ползающей гусеницы, статичной  куколки в нежно-прекрасную бабочку. В древности она представлялась символом трансформации и бессмертия благодаря своему жизненному циклу: жизнь (яркая гусеница) – смерть (темная куколка) – возрождение (свободный полет души).

Комментариев нет:

Отправить комментарий