Цель: совершенствование навыков пересказа прослушанного текса в соответствии с нормами русского литературного языка
ВАЖНО! Урок русского языка первый по расписанию. Видео с прочтением текста будет доступно с 9.15 до 9.45.
1. Оформите работу: возьмите двойной лист в линию, подпишите, начиная с самой верхней строки, по образцу:
Безносюк К., 8 класс
Двенадцатое ноября
Контрольное изложение
Старый дом
2.Отложитедвойной лист, это будет ваш чистовик. Подготовьтечерновик. Приготовьтесь к прослушиванию текста. Текст будет читаться два раза.
3. Прослушайте текст. В ходе прослушивания делайте на черновике записи, которые помогут вам вспомнить и пересказать текст: план, ключевые слова...
4. После первого прослушивания запишитена черновике изложение - то, что помните. Старайтесь сохранять логику изложения, лексику, авторский стиль.
ПОМОЩЬ! Словарная работа (прочитайте, обратите внимание на орфографию!)
Рассохся от старости; рояль; ни одна из них не скрипнула; вчерашний случай; Феня – дочь Тихона; повисли на кончиках маленьких ушей; заблестели, как алмазные серьги; вдохновение рождалось; ни на какие золотые закаты Италии
5. Прослушайте текст второй раз. Обратите внимание на те фрагменты, которые вам не запомнились с первого раза. Отредактируйте черновик.
Перечитайте. Как вам кажется, смогли вы пересказать основное содержание текста? Есть ли деление текста на абзацы? Проверьте орфографию и пунктуацию.
ВАЖНО! Работы, представляющие собой вместо изложения диктант или списывание, НЕ могут быть оценены высоким баллом!
6. Перепишите текст с абзаца на двойной лист (он уже подписан) аккуратно, разборчивым почерком. Это контроль!
7. Пришлите фото ВК в день урока до 18.00. Листочки с изложением сохраните: принесёте их после возобновления очного обучения.
Цель: контроль умения строить собственное высказывание на заданную тему в соответствии с жанром и нормами русского литературного языка
Уважаемые девятиклассники! На прошлом уроке вы изучили особенности эссе как жанра, работали над совершенствованием навыков написания эссе. Сегодня - урок контроля.
1. Оформите работу: возьмите двойной лист в линию, на первой странице (поля справа) подпишите его по образцу, начинайте с верхней строки:
Иванов А.
Двенадцатое ноября
Контрольное сочинение
Как вы понимаете значение выражения "цель в жизни"?
2. Изучая литературу, вы знакомитесь с художественными произведениями, герои которых оказываются в сложных жизненных обстоятельствах, но мужественно преодолевают их, стремясь к своей цели. Вспомните роман Д. Дефо "Робинзон Крузо", роман А. С. Пушкина "Капитанская дочка", поэму М. Ю. Лермонтова "Мцыри", рассказ В. Распутина "Уроки французского", рассказ А. Куприна "Куст сирени", сказку А. Платонова "Неизвестный цветок". И в жизни есть люди, которые путём напряжённого труда добиваются своего: выигрывают Олимпиаду, преодолевают болезнь, покоряют вершины недоступных гор, летят в космос, спасают жизни людей. Но ведь цели бывают разные... В том числе и низменные, эгоистичные. Вспомните Алексея Швабрина, Митрофанушку Скотинина...
Сегодня вы пишете контрольноесочинение на тему "Как вы понимаете значение выражения "цель в жизни"?"
3. Вспомните тему прошлого урока: что такое ЭССЕ, какова его композиция, языковые особенности. Сформулируйте ответ на вопрос, подберите аргументы и примеры (желательно один из литературы, один из жизни), сделайте вывод. Цитирование с указанием авторства приветствуется. Объём работы - 150-200 слов. ВАЖНО! Списанные работы не могут быть оценены высоким баллом!
4. Напишите работу на черновике. Перечитайте её, отредактируйте. Перепишите (чисто, аккуратно, разборчивым почерком, с соблюдением абзацев) на двойной лист (он уже оформлен). Фото перешлите ВК (критический срок - до субботы, 13.11.2021). Сообщение подпишите: 9_РЯ_КС_12.11.21_Фамилия. Листы с работой сохраните для проверки, это КОНТРОЛЬ! Заранее благодарю за разборчивый почерк и качественное фото!
Тема урока: Контрольное изложение (выборочное) отрывка из рассказа М. А. Шолохова "Судьба человека"
Цель: научиться пересказывать текст, выбирая фрагменты с описанием внешности литературного персонажа
Оформите работу: возьмите двойной лист в линию, на первой странице подпишите его по образцу, начинайте с верхней строки:
Петров Игорь, 7 класс
Двенадцатое ноября
Контрольное изложение
1. Изложение - это пересказ текста. Изложение бывает подробным, сжатым, выборочным.
Вы знаете, что в художественных произведениях писатели создают портрет литературного героя. Но чаще всего он "разбросан" фрагментами на разных страницах, в разных главах. Сегодня мы познакомимся с отрывком из рассказа М. А. Шолохова "Судьба человека". В отрывке есть описание внешности сразу двух героев: отца и сына. И эти описания "разбросаны" по разным абзацам. Вам нужно выбрать, о каком персонаже - отце или сыне - вам хотелось бы рассказать и пересказать ТОЛЬКО ТЕ моменты, которые содержат описание внешности выбранного персонажа. Это и будет выборочное изложение.
Вспомним, что элементы описания внешности - это возраст, рост, фигура, лицо, одежда, мимика.
2. Прослушайте текст для пересказа, постарайтесь запомнить содержание, особенно эпизоды с описанием внешности выбранного персонажа. Обратите внимание, КАКИЕ особенности внешности и КАК описываются, в КАКИХ словах передано отношение автора к героям. По ходу прослушивания можете делать краткие записи на черновиках:
3. Словарная работа (устно). Прочитайте слова и словосочетания. Вспомните, какие из них характеризуют сына и какие - отца. Обратите внимание на орфографию!!!
Лет пяти-шести; высокий, сутуловатый; приглушённым баском; большую, чёрствую руку; светлыми, как небушко, глазами; розовую холодную ручонку; белёсые бровки; большие тёмные руки; сгорбился; глаза, словно присыпанные пеплом; подбитая цигейкой* длиннополая курточка; крохотные сапожки; искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки; прожжённый в нескольких местах ватник**; новые солдатские ботинки; шерстяные носки изъедены молью.
Словарь!*Цигейка - стриженая овчина особой выделки.
**Ватник - телогрейка, стёганая фуфайка.
4. Работаем с черновиком. Перескажите текст по памяти. Начало может быть таким:
На дорогу вышли мужчина и мальчик.
(если выбрали описание отца) Мужчина был высокий, сутуловатый... (если выбрали описание сына) Мальчику было лет пять-шесть...
5. Редактирование черновиков. Прослушайте текст ещё раз. Отредактируйте черновики. Не забудьте проверить орфографию (см. Словарную работу). Будьте внимательны с пунктуацией. Перечитайте отредактированный текст. Он по объёму не будет большим, так как изложение выборочное.
6. Перепишите (с абзаца!!!) отредактированный текст на двойной лист (он уже оформлен). Не забудьте указать тему, которую выбрали. ВАЖНО! Списанный текст не может быть оценён высоким баллом.
Фото работ прислать ВК в день урока до 18.00. Подпишите сообщение: 7_РЯ_КИ_12.11.2021_Фамилия. Заранее благодарю за разборчивый почерк и качественное фото!
Цель: познакомиться с основными мотивами лирики Пушкина, научиться анализировать стихотворное произведение, совершенствовать выразительное чтение
Произведения для изучения: «Во глубине сибирских руд…», «19 октября 1825 года», "К**" («Я помню чудное мгновенье...»); "Бесы"
1. Теоретический блок
1.1. Любовь, дружба, природа, Родина, поэт и поэзия, философия жизни – вот основные мотивы лирики Пушкина. Поэт обращается к этим темам во многих своих стихотворениях.
Тема: Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка
Цели: научиться образовывать слова в соответствии со словообразовательными моделями
1. Теоретический блок. Прочитайте статью, запомните значение термина
Словарный состав языка очень подвижен: одни слова выходят из употребления, другие появляются. Новые слова заимствованы из других языков, а также образуются различными способами. Наиболее продуктивным в обогащении лексики современного русского языка является морфологическое словообразование, то есть создание новых слов на базе имеющегося в языке строительного материала путём закономерного сочетания морфем в слове (корней, суффиксов, префиксов)
Словообразовательная модель — схема образования слова из морфем по едиными принципами их следования и соединения. Словообразовательная модель служит обозначению понятия: например, образование названий орудий, инструментов в русском языке от основ глаголов с помощью суффикса -ло: точило, рубило.
2. Практический блок. Выполните задание: продолжите ряд, добавив 1-3 своих примера (задание НЕ переписывайте, только его номер и примеры)
1) Образуйте слова, которые обозначают лицо, характеризуемое по его отношению к предмету, с помощью суффикса -ист: хоккеист, ...
2) Образуйте существительные со значением детёныша с суффиксом -онок-/-ёнок-: верблюжонок, ...
3) Образуйте прилагательные со значением лёгкого оттенка цвета с суффиксом -оват-: лиловатый, ...
4) Образуйте глаголы со значением начала действия с помощью приставки за-: закричать, ...
5) Образуйте глаголы со значением разового действия с помощью суффикса -ну-: прыгнуть, ...
6) Образуйте глаголы со значением «производить действие некоторое время» с помощью приставки по-: попрыгать, ...
Фото работ пришлите ВК в день урока до 18.00. Подпишите сообщение: 8_Факультатив_11.11.21_Фамилия