ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

воскресенье, 14 ноября 2021 г.

7_Русский язык. Полные и краткие страдательные причастия.

 15.11.2021

Тема: Полные и краткие страдательные причастия. 

Цели: научиться различать полную и краткую формы страдательных причастий, правильно ставить ударение в кратких причастиях

1. Теоретический блок.

Выберите удобный для вас способ изучения темы:

1) по видеоуроку:


2) по учебнику: §17 стр.45-46. Прочитайте вслух слова в рамке на стр. 46. Следите за ударением!
3) Расскажите о кратких причастиях по таблице:
2. Практический блок
выполните онлайн-тест ЗДЕСЬ (результат НЕ присылайте, я вижу работу в личном кабинете)

3. Домашнее задание
1. Выучить теорию §17 стр.45-46, нормы ударения в рамке
2. Выполнить упр. 104 (пришлите фото ВК в день урока до 18.00) 

пятница, 12 ноября 2021 г.

9_Литература. Россия в первой половине XIX века. В. А. Жуковский

 12.11.2021

Тема: Россия в первой половине XIX века. В. А. Жуковский

Цель: познакомиться с особенностями развития России в первой половине XIX века; познакомиться с творчеством В. А. Жуковского

1. Изучить по учебнику стр. 105 - 113

2. Посмотреть видеоурок, записать особенности баллады как жанра:


3. Изучить творчество В. А. Жуковского:
1) стихотворение "Море" (по учебнику стр. 121, клипанализ, читать текст)
2) баллада "Светлана" (по учебнику стр. 128-129, клип, читать текст)

4. Домашнее задание. 

1) Выучить наизусть стихотворение "Море". Прислать видео ВК до 16.11.2021
2) Читать комедию А. С. Грибоедова "Горе от ума"

8_Контрольное изложение

 12.11.2021

Тема: Контрольное изложение

Цель: совершенствование навыков пересказа прослушанного текса в соответствии с нормами русского литературного языка

ВАЖНО! Урок русского языка первый по расписанию. Видео с прочтением текста будет доступно с 9.15 до 9.45.

1. Оформите работу: возьмите двойной лист в линию, подпишите, начиная с самой верхней строки, по образцу:

Безносюк К., 8 класс
Двенадцатое ноября
Контрольное изложение
Старый дом

2. Отложите двойной лист, это будет ваш чистовик. Подготовьте черновик. Приготовьтесь к  прослушиванию текста. Текст будет читаться два раза

3. Прослушайте текст. В ходе прослушивания делайте на черновике записи, которые помогут вам вспомнить и пересказать текст: план, ключевые слова...

4. После первого прослушивания запишите на черновике изложение - то, что помните. Старайтесь сохранять логику изложения, лексику, авторский стиль.

ПОМОЩЬ! Словарная работа (прочитайте, обратите внимание на орфографию!)

Рассохся от старости; рояль; ни одна из них не скрипнула; вчерашний случай; Феня – дочь Тихона; повисли на кончиках маленьких ушей; заблестели, как алмазные серьги; вдохновение рождалось; ни на какие золотые закаты Италии

5.  Прослушайте текст второй раз. Обратите внимание  на те фрагменты, которые вам не запомнились с первого раза. Отредактируйте черновик. 

ПеречитайтеКак вам кажется, смогли вы пересказать основное содержание текста?  Есть ли деление текста на абзацы? Проверьте орфографию и пунктуацию.

ВАЖНО! Работы, представляющие собой вместо изложения диктант или списывание, НЕ могут быть оценены высоким баллом!

6. Перепишите текст с абзаца на двойной лист (он уже подписан) аккуратно, разборчивым почерком. Это контроль!

7. Пришлите фото ВК в день урока до 18.00. Листочки с изложением сохраните: принесёте их после возобновления очного обучения.

9_Русский язык. Контрольное сочинение

 12.11.2021 (класс)                                                 18.11.2021 (инд. обучение)

Тема: Контрольное сочинение

Цель: контроль умения строить собственное высказывание на заданную тему в соответствии с жанром и нормами русского литературного языка 

Уважаемые девятиклассники! На прошлом уроке вы изучили особенности эссе как жанра, работали над совершенствованием навыков написания эссе. Сегодня - урок контроля. 

1. Оформите работу: возьмите двойной лист в линию, на первой странице (поля справа) подпишите его по образцу, начинайте с верхней строки: 

Иванов А.
Двенадцатое ноября
Контрольное сочинение
Как вы понимаете значение выражения "цель в жизни"?

2. Изучая литературу, вы знакомитесь с художественными произведениями, герои которых оказываются в сложных жизненных обстоятельствах, но мужественно преодолевают их, стремясь к своей цели. Вспомните роман Д. Дефо "Робинзон Крузо", роман А. С. Пушкина "Капитанская дочка", поэму М. Ю. Лермонтова "Мцыри", рассказ В. Распутина "Уроки французского", рассказ А. Куприна "Куст сирени", сказку А. Платонова "Неизвестный цветок". И в жизни есть люди, которые путём напряжённого труда добиваются своего: выигрывают Олимпиаду, преодолевают болезнь, покоряют вершины недоступных гор, летят в космос, спасают жизни людей. Но ведь цели бывают разные... В том числе и низменные, эгоистичные. Вспомните Алексея Швабрина, Митрофанушку Скотинина... 

Сегодня вы пишете контрольное сочинение на тему "Как вы понимаете значение выражения "цель в жизни"?"

3. Вспомните тему прошлого урока: что такое ЭССЕ, какова его композиция, языковые особенности. Сформулируйте ответ на вопрос, подберите аргументы и примеры (желательно один из литературы, один из жизни), сделайте вывод. Цитирование с указанием авторства приветствуется. Объём работы - 150-200 слов.  ВАЖНО! Списанные работы не могут быть оценены высоким баллом!

4. Напишите работу на черновике. Перечитайте её, отредактируйте. Перепишите (чисто, аккуратно, разборчивым почерком, с соблюдением абзацев) на двойной лист (он уже оформлен). Фото перешлите ВК (критический срок - до субботы, 13.11.2021). Сообщение подпишите: 9_РЯ_КС_12.11.21_Фамилия. Листы с работой сохраните для проверки, это КОНТРОЛЬ! Заранее благодарю за разборчивый почерк и качественное фото!

7_Русский язык. Контрольное изложение: выборочное изложение текста с описанием внешности человека

 12.11.2021

Тема урока: Контрольное изложение (выборочное) отрывка из рассказа М. А. Шолохова "Судьба человека"

Цель: научиться пересказывать текст, выбирая фрагменты с описанием внешности литературного персонажа 

Оформите работу: возьмите двойной лист в линию, на первой странице подпишите его по образцу, начинайте с верхней строки: 

Петров Игорь, 7 класс
Двенадцатое ноября
Контрольное изложение

1. Изложение - это пересказ текста. Изложение бывает подробным, сжатым, выборочным. 

Вы знаете, что в художественных произведениях писатели создают портрет литературного героя. Но чаще всего он "разбросан" фрагментами на разных страницах, в разных главах. Сегодня мы познакомимся с отрывком из рассказа М. А. Шолохова "Судьба человека". В отрывке есть описание внешности сразу двух героев: отца и сына. И эти описания "разбросаны" по разным абзацам. Вам нужно выбрать, о каком персонаже - отце или сыне - вам хотелось бы рассказать и пересказать ТОЛЬКО ТЕ моменты, которые содержат описание внешности выбранного персонажа. Это и будет выборочное изложение.
Вспомним, что элементы описания внешности - это возраст, рост, фигура, лицо, одежда, мимика.

2. Прослушайте текст для пересказа, постарайтесь запомнить содержание, особенно эпизоды с описанием внешности выбранного персонажа. Обратите внимание, КАКИЕ особенности внешности и КАК описываются, в КАКИХ словах передано отношение автора  к героям. По ходу прослушивания можете делать краткие записи на черновиках:


3. Словарная работа (устно). Прочитайте слова и словосочетания. Вспомните, какие из них характеризуют сына и какие - отца. Обратите внимание на орфографию!!!
Лет пяти-шести; высокий, сутуловатый; приглушённым баском; большую, чёрствую руку; светлыми, как небушко, глазами; розовую холодную ручонку; белёсые бровки; большие тёмные руки; сгорбился; глаза, словно присыпанные пеплом; подбитая цигейкой* длиннополая курточка; крохотные сапожки; искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки; прожжённый в нескольких местах ватник**; новые солдатские ботинки; шерстяные носки изъедены молью.  
Словарь! *Цигейка - стриженая овчина особой выделки. 
                 **Ватник - телогрейка, стёганая фуфайка.

 4. Работаем с черновиком. Перескажите текст по памяти. Начало может быть таким:

          На дорогу вышли мужчина и мальчик. 
(если выбрали описание отца) Мужчина был высокий, сутуловатый...
(если выбрали описание сына) Мальчику было лет пять-шесть...

5. Редактирование черновиков. Прослушайте текст ещё раз. Отредактируйте черновики. Не забудьте проверить орфографию (см. Словарную работу). Будьте внимательны с пунктуацией. Перечитайте отредактированный текст. Он по объёму не будет большим, так как изложение выборочное.

6. Перепишите (с абзаца!!!) отредактированный текст на двойной лист (он уже оформлен). Не забудьте указать тему, которую выбрали. ВАЖНО! Списанный текст не может быть оценён высоким баллом.

Фото работ прислать ВК в день урока до 18.00. Подпишите сообщение: 7_РЯ_КИ_12.11.2021_Фамилия.  Заранее благодарю за разборчивый почерк и качественное фото!

четверг, 11 ноября 2021 г.

8_Литература. Основные мотивы лирики А. С. Пушкина

 12.11.2021

Тема: Основные мотивы лирики А. С. Пушкина.

Цель: познакомиться с основными мотивами лирики Пушкина, научиться анализировать стихотворное произведение, совершенствовать выразительное чтение

Произведения для изучения: «Во глубине сибирских руд…», «19 октября 1825 года», "К**" («Я помню чудное мгновенье...»); "Бесы"

1. Теоретический блок

1.1. Любовь, дружба, природа, Родина, поэт и поэзия, философия жизни – вот основные мотивы лирики Пушкина. Поэт обращается к этим темам во многих своих стихотворениях.

1.2. Материалы для изучения:                          В помощь видеоурок  

ТЕМА

ПРОИЗВЕДЕНИЕ

ПОМОЩЬ В ИЗУЧЕНИИ

       1. Тема дружбы

   

«19 октября 1825 года»

1) по уч. стр. 218-223;

2. Тема памяти, дружбы

«Во глубине сибирских руд…»

3.Тема любви

"К**" («Я помню чудное мгновенье...»)

1) по уч. стр.225-226

4. Тема веры в возможности человека

«Бесы»

2. Практический блок. Выберите одно задание по желанию и выполните его:

1) анализ стихотворения "К***" (пришлите ВК фото результата в день урока до 18.00) ЗДЕСЬ

2) выразительное чтение стихотворения по тексту (не присылайте, я слышу ваше чтение в личном кабинете) ЗДЕСЬ

3. Домашнее задание.

1. Читать повесть А. С. Пушкина "Метель" 

2. Написать ответ на вопрос "Какую роль в судьбе героев сыграла метель?" (5-8 предложений). Фото прислать ВК до следующего урока литературы.

ПОМОЩЬ: 
- читать краткое содержание  повести "Метель" по главам
- слушать аудиокнигу
- слушать вальс Г. Свиридова из к/ф "Метель"

 2. Опережающее задание к уроку  19.11.2021           

1) Читать роман А. С. Пушкина "Капитанская дочка" (в учебнике стр. 102 - 210)
2) Учить отрывок из романа наизусть (отрывок выставлялся ВК в группе)
3) Кто не сдал стихи наизусть, поторопитесь!

ПОМОЩЬ в изучении романа "Капитанская дочка": 

1) слушать аудиокнигу "Капитанская дочка"
2) смотреть художественный фильм
3) слушать краткое содержание
4) читать краткое содержание по главам
5) читать анализ романа

8_Факультатив "Знай и люби родной язык". Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка

 11.11.2021

 Тема: Словообразовательная модель как источник пополнения  словарного состава языка

Цели: научиться образовывать слова в соответствии со словообразовательными моделями

1. Теоретический блок. Прочитайте статью, запомните значение термина

Словарный состав языка очень подвижен: одни слова выходят из употребления, другие появляются. Новые слова заимствованы из других языков, а также образуются различными способами. Наиболее продуктивным в обогащении лексики современного русского языка является морфологическое словообразование, то есть создание новых слов на базе имеющегося в языке строительного материала путём закономерного сочетания морфем в слове (корней, суффиксов, префиксов)

Словообразовательная модель — схема образования слова из морфем по едиными принципами их следования и соединения. Словообразовательная модель служит обозначению понятия: например, образование названий орудий, инструментов в русском языке от основ глаголов с помощью суффикса -ло: точило, рубило.

2. Практический блок. Выполните задание: продолжите ряд, добавив 1-3 своих примера (задание НЕ переписывайте, только его номер и примеры)

1)  Образуйте слова, которые обозначают лицо, характеризуемое по его отношению к предмету, с помощью суффикса -ист: хоккеист, ...

2) Образуйте существительные со значением детёныша с суффиксом -онок-/-ёнок-: верблюжонок, ...

3) Образуйте прилагательные со значением лёгкого оттенка цвета с суффиксом -оват-: лиловатый, ...

4) Образуйте глаголы со значением начала действия с помощью приставки за-: закричать, ...

5) Образуйте глаголы со значением разового действия с помощью суффикса -ну-: прыгнуть, ...

6) Образуйте глаголы со значением «производить действие некоторое время» с помощью приставки по-: попрыгать, ... 

Фото работ пришлите ВК в день урока до 18.00. Подпишите сообщение: 8_Факультатив_11.11.21_Фамилия