ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

вторник, 9 ноября 2021 г.

9_Русский язык. Эссе

10.11.2021 (класс)                                                      16.11.2021 (инд. обучение)

Тема: Урок развития речи. Эссе как вид творческой реализации мыслительного процесса автора

Цель: изучить особенности эссе как жанра; совершенствовать навыки написания эссе

1. Теоретический блок

Эссе – (фр. essai «попытка, проба, очерк», лат. exagium «взвешивание») - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

В "Толковом словаре иноязычных слов" Л.П. Крысина эссе определяется как "очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме".

Стиль эссе отличается образностью, афористичностью, использованием новых поэтических образов.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Памятка по написанию эссе

  1. Выберите наиболее волнующую и интересующую вас проблему.
  2. Определите объём материала для всестороннего и логического раскрытия темы. Не пишите лишнего.
  3. Определите главную мысль, она должна проходить через всю работу.
  4. Подберите афоризмы, цитаты, имеющие «нити соединения» с проблемой. Обратите внимание на вступление, цель которого – заинтересовать. Начните с завязки.
  5. Используйте контраст.
  6. Составьте план, придерживайтесь его.
  7. Следите за последовательностью в изложении своих мыслей.
  8. Используйте «мостики»-переходы от главной информации к последующей.
  9. Не забывайте об абзацах.
  10. Выражайте своё отношение к тому, о чём пишете.
  11. Делайте собственные выводы и обобщения.
  12. Помните об образности. Ищите уместные слова и выражения.
  13. Используйте неожиданные, оригинальные вопросы.

СТРУКТУРА ЭССЕ

Вступление – это общий подход к теме, включающий в себя проблемное задание и ответ на поставленный вопрос. Это тезис эссе.

Тезис определяет форму с ограниченным описанием содержания, то есть описывается не всё, что известно о теме, а только то, что содержит ответ на вопрос.

Всё содержание эссе должно подчёркивать связь приведённых фактов с тезисом.

Основная часть. Эссе необходимо построить так, чтобы читателя убедить аргументами. Сначала необходимо изложить главные идеи и основательные факты к ним. Это можно сделать, используя приведённую ниже схему.

Объём эссе может быть разным. Но даже в кратком эссе необходимы, по крайней мере, две главных идеи-аргумента, которые необходимо лаконично описать.

Самый лёгкий способ представить главную идею – высказать её в первом предложении абзаца, а далее представить доказательства этой идеи. Каждый пункт должен быть связан с главным предложением. Информацию, не относящуюся к главной идее, приводить не стоит.

Выводы. Удачные выводы приводят к логическому завершению. Желательно заново повторить тему (тезис), используя, например, цитату.

КОМПОЗИЦИЯ ЭССЕ

1. Название темы или цитата

2. Вступление – личные взгляды, чётко определяющие тезис и взгляды автора

3. Аргументы, доказывающие тезис. Факты или примеры, поддерживающие идею

3.1. Аргумент №1                             
3.1.1. Пример к аргументу №1

3.2. Аргумент №2 
3.2.1.Пример к аргументу №2

3.3. Аргумент №3 (по желанию автора)
3.3.1. Пример к аргументу №3 (если есть аргумент №3)

4. Выводы – это обобщения, подчёркивающие, как автор доказал свою позицию.

Источник

2. Практический блок.

2.1. Анализ примера сочинения-эссе. Найдите структурные элементы эссе по маркерам:

- тема
- вступление (= тезис, отражающий личную точку зрения)
- аргумент №1
- пример №1
- аргумент №2
- пример №2
- вывод

В чём польза чтения?

В чем польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время?

Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А еще важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение (стихотворение А. С. Пушкина, роман Л. Н. Толстого), и вы заметите, как стало проще, используя лексичекое богатство языка, выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьезных произведений заставляет нас постоянно думать. Оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее, и вы поймете, что читать полезно.

Еще необходимо читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону.  (180 слов)

2.2. Домашнее задание. Напишите эссе на одну из тем (объём работы около 150 слов):

  • Как вы понимаете значение слова “слава”?
  • Воображение — это…
  • Что такое чудо?
  • Что такое мечта?
  • Зависть — это…
  • Какие книги можно считать драгоценными?
Фото работ прислать ВК в день урока до 18.00. Сообщение подписать: 9_РЯ_10.11.21_Фамилия

Комментариев нет:

Отправить комментарий