ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

понедельник, 7 февраля 2022 г.

8_Литература. Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера

 08.02.2022

Тема: Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера

Цель: повторить структуру развёрнутого ответа на проблемный вопрос сопоставительного характера; научиться составлять такой жанр творческой работы, используя аргументы и примеры из текста

Оформите тетради: число, классная работа, тема урока

1. Теоретический блок

Познакомьтесь с вопросами, выберите для ответа один из них:

а) Счастливы ли Алмазовы и в каких художественных произведениях молодые люди помогают друг другу преодолевать жизненные трудности?

б) Счастлив ли Алмазов и в каких художественных произведениях молодые люди помогают друг другу преодолевать жизненные трудности?

в) Счастлива ли Вера и в каких художественных произведениях молодые люди помогают друг другу преодолевать жизненные трудности?

1) Повторите структуру развёрнутого ответа на проблемный вопрос сопоставительного характера. Помните: сопоставление проявляется в сравнении героев РАЗНЫХ литературных произведений! 

2) Ознакомьтесь с рекомендациями

Рекомендации

Выполняя задание, необходимо дать связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений (но не менее 70 слов!), раскрыть собственное видение проблемы, опираясь на позицию автора произведения; необходимо сопоставить ДВА произведения, обобщить результаты наблюдения и с их помощью раскрыть проблему. 

При проверке работы оценивается, дан ли прямой связный ответ на вопрос с опорой на авторскую позицию; приведена ли аргументация сформулированных тезисов; основаны ли аргументы на анализе текста (цитирование приветствуется! не подменять анализ текста пересказом!); есть ли фактические ошибки и неточности.

2. Практический блок

1) Прочитайте образец. Найдите в нём композиционные элементы: краткий ответ, аргумент №1 и пример, аргумент №2 и пример, вывод. Найдите слова, выражающие точку зрения автора работы.

Счастливы ли Алмазовы и в каких художественных произведениях молодые люди помогают друг другу преодолевать жизненные трудности?

   На мой взгляд, Алмазовы, несмотря на многие трудности в их жизни, счастливы.

     Николай Алмазов счастлив, потому что ему очень повезло с женой. Верочка понимала его без слов, никогда не давала ему падать духом, всегда поддерживала и по мере сил помогала. Именно благодаря Вере он после многих неудач всё же поступил в Академию генерального штаба и стал офицером.
   Вера, я уверен, тоже счастлива. Она готова быть для Николая  «переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой», готова жертвовать многим, потому что искренне любит его
   В русской литературе есть и другие примеры такой жертвенной любви, которая помогает героям преодолевать трудности на пути к счастью. Например, в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Гринёв, рискуя жизнью,  спасает любимую из пугачёвского плена, а потом она его вызволяет из тюрьмы, куда он попал по злому наговору.
   Таким образом, можно сделать вывод, что и Алмазовы, и Гринёв с Машей счастливы, так как в основе их отношений – любовь, понимание и поддержка.

2) Напишите черновой вариант своего ответа на проблемный вопрос сопоставительного характера. Отредактируйте черновик. Напишите работу в тетрадь по литературе. Пришлите фото работы учителю ВК в течение дня.

3. Домашнее задание

Выучите наизусть стихотворение А. Блока "Россия". Пришлите видео учителю ВК до следующего урока. ВАЖНО! Для видеосъёмки отходим от монитора на достаточное расстояние!

9_Литература. Н. В. Гоголь, жизнь и творчество

 08.02.2022

!!! Урок составлен с учётом возможного отключения электроэнергии! Работаем по учебнику!

Тема: Н. В. Гоголь, жизнь и творчество 

Цель: познакомиться с фактами биографии Гоголя, проследить творческий путь писателя

Оформите тетради: число, классная работа, тема урока

1. Теоретический блок

Н. В. Гоголь

Изучите материал учебника - стр.332 - 335 

2. Практический блок 

Зафиксируйте изученный материал наиболее удобным для вас способом: план/тезисы/конспект.

Пришлите фото работы учителю ВК в течение дня. Образец подписи файла: 9_Литература_Фирко_08.02

Оценки за работу выставляются в электронный журнал.

Дополнительно по желанию: 

1) видеоурок "Жизнь и творчество Н. В. Гоголя"

2) документальный фильм "Николай Гоголь. Великие имена России"

3. Домашнее задание

Прочитать повесть Н. В. Гоголя "Невский проспект"

ПОМОЩЬ:

1) читать повесть полностью;

2) читать краткое содержание;

3) !!! смотреть/слушать краткое содержание от MyBook

4) слушать аудиокнигу;

5) смотреть иллюстрации Д. Н. Кардовского к повести

10_Индивидуальный проект. Работа с информационными источниками

 07.02.2022

Тема: Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации

Цель: изучить теоретические основы работы с информационными источниками

Оформите тетради: число, классная работа, тема урока

1. Изучите материалы статьи. Зафиксируйте изученное, используя наиболее удобный для вас способ фиксации прочитанного (план/конспект/тезисы) 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

С чего начать поиск информации по теме/проблеме индивидуального проекта?

Прежде всего вам необходимо определить, где и какие данные предстоит найти. Где можно найти необходимую информацию? Кто может в этом помочь? Кого можно пригласить для консультации? Какие документы могут содержать нужную вам информацию? Где их можно найти?

Сбор информации – это целенаправленный процесс, который сводится к поиску, отбору, получению и накоплению нужной для дальнейшего использования информации. Собирается все — главное, чтобы информация как-то помогала в понимании проблемы.

Использование интернет-ресурсов - важный этап работы при подготовке индивидуального проекта. Как искать источники?

Ознакомительный поиск: Яндекс (www.yandex.ru), Google (www.google.ru), Bing (www.bing.com)

Цель – общее знакомство с темой, поиск тематических сайтов, а также ссылок на тематические электронные издания (книги, журналы). Как искать источники?

1) детализируйте ключевые слова запроса (не тропический лес, а цветковые растения тропического леса); 

2) для поиска точной фразы возьмите её в кавычки («мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог»)

3) Поиск по электронным библиотекам: 
- http://elibrary.ru/, 
- http://window.edu.ru/, 
- http://scholar.google.ru/

4) Поиск в «Википедии»: http://ru.wikipedia.org/. Но! Достоверна ли «Википедия»?

«Википедию» стоит рассматривать лишь как введение в предмет: например, если вы не знаете значение термина или только начинаете информационный поиск. Статьи «Википедии» всегда сопровождаются ссылками, из которых о предмете можно узнать подробнее и выйти на источники достоверной информации. Во всех случаях информацию «Википедии» следует проверять!

Что делать с найденными источниками? Их следует ранжировать по достоверности.

Бумажные источники:
- Академические монографии и учебники солидного столичного издательства («Наука», «Академия», «Высшее образование» и т.п.)
- Монографии, учебники региональных издательств
- Научно-популярная литература
- Прочая литература (книги, журналы, газеты)

Электронные источники:
- Официальные порталы ( президент . рф )
- Электронные книги, размещённые на официальных ресурсах (window.edu.ru)
- Статьи с добротных тематических сайтов
- Материалы с сайтов-сборников рефератов, курсовых и т.п. ( www.twirpx.com , www.bankreferatov.ru )
- Блоги, новостные ресурсы, форумы и т.п.

Как проверить данные из ненадёжных источников? По принципу «доверяй, но проверяй»:

- Любые сомнительные данные необходимо проверять по нескольким независимым источникам.

- Даже если источник выглядит надёжным, при сравнении могут обнаружиться альтернативные точки зрения.

- Во многих отраслях данные быстро устаревают – смотрите на дату публикации.

- Проверяйте фактический материал. Если в некоторых фактах, числах, единицах измерений есть ошибки – данным лучше не доверять полностью.

- Ищите первоисточник.

- Цитирование данной информации другими источниками – хороший знак.

- Выяснение солидности сайта: наличие контактной информации, свидетельства о регистрации онлайн-СМИ.

- Выяснение репутации сайта: анализ отзывов.

- Выяснение репутации автора: поиск информации о его статусе и компетентности, поиск других работ автора, анализ отзывов.

Имейте ввиду: даже самые авторитетные источники не застрахованы от ошибок! В торрентах, на сайтах-сборниках рефератов и прочих «неофициальных» местах можно найти отсканированные копии академических монографий, учебников, другой толковой литературы. Качество таких книг очень различно, возможны ошибки сканирования и распознавания, но пользоваться - «с оглядкой» - можно.

2. Домашнее задание

Проведите поиск необходимой информации по теме/проблеме вашего проекта. Представьте информацию в виде списка источников. 

Пришлите учителю ВК фото классной (в течение дня) и домашней работы (до следующего урока)

9_Родной язык. Русский язык в Интернете

 07.02.2022

Тема: Русский язык в Интернете

Цель: познакомиться с правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях; узнать, что такое Национальный корпус русского языка

Классную работу НЕ пишем, работаем устно и онлайн!

Язык существует не ради самого себя, а для формирования мысли, 
передачи и получения информации, обмена мнениями
и мы начинаем осознавать его, думать о нем самом, 
                                                  лишь когда он нас как-то подводит в общении 
и мыслительном творчестве. 
В.Г. Костомаров

1. Теоретический блок

1.1. Изучите материал учебника §15, стр. 89 - 93

1.2. Найдите в материалах параграфа ответы на вопросы для контроля усвоения темы:

1) Кто является автором слов: "Язык существует не ради самого себя, а для формирования мысли, передачи и получения информации, обмена мнениями"?

2) Что такое личная информация?

3) Что относится к личной информации?

4) Кто принимает решение о распространении вашей личной информации в Интернете?

5) Чем отличаются контактное и дистантное общение?

6) Как воспринимается капслок в сетевой переписке? 

7) Что такое Национальный корпус русского языка?

8) Какие тексты включает Национальный корпус?

9) Какие тексты электронной коммуникации есть в Корпусе?

10) Почему образцы электронной коммуникации привлекательны для лингвистов?

2. Практический блок

Выполните тестовые задания. Результат не присылайте, я вижу работу в личном кабинете.


3. Домашнее задание

1) Повторите материалы урока §15, стр. 89 - 93
2) Выполните одно задание по выбору:
а)  упр.142, №3 или упр.144, №3;
б) познакомьтесь с Корпусом ЗДЕСЬ, походите по его ссылкам. Ответьте письменно на вопрос: "Зачем нужен национальный корпус?" (до 1 стр.)

Фото домашней работы пришлите учителю ВК в течение дня. 

воскресенье, 6 февраля 2022 г.

9_Русский язык. Тезисы научных и научно-популярных статей

 07.02.2022 (класс)                                              11.02.2022 (инд. обучение)

Тема: Урок развития речи. Тезисы научных и научно-популярных статей

Цель: повторить, что такое тезисы; научиться составлять тезисы научных и научно-популярных статей

Оформите тетради: число, классная работа, тема урока

1. Теоретический блок

1) Составление тезисов статей научного (научно-популярного) характера — очень важное для нашего времени умение, которым должны овладеть выпускники школы. Составление тезисов — это один из способов изучения текста, осмысления, усвоения и запоминания содержащейся в нем информации. Работа над составлением тезисов должна найти место при изучении всех предметов: это необходимое условие формирования умения самостоятельно добывать знания в той или иной области науки и техники.

2) Запишите формулировку: Тезисы — это сжато сформулированные основные положения, мысли, которые автор или оратор намерен развивать, доказывать, защищать или опровергать в своём сочинении, выступлении, в статье. Каждая последующая мысль тезисов должна вытекать из предыдущей, т. е. тезисы должны быть связаны внутренней логикой, последовательно раскрывать тему и основную мысль высказывания.

При составлении тезисов научного или научно-популярного текста мы должны найти в нём основные положения и записать их таким образом, чтобы сохранилось самое существенное в его содержании. Составление тезисов, связанное с выделением основного в содержании текста, помогает глубже понять, осмыслить текст, разобраться в его структуре.

2. Практический блок

1) Чтение статьи на лингвистическую тему:

О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Культура речи — сравнительно молодая область науки о языке. Как самостоятельный раздел этой науки она оформилась под влиянием коренных социальных изменений, произошедших в нашей стране. Приобщение широких народных масс к активной общественной деятельности потребовало усиленного внимания к повышению уровня их речевой культуры.

Что же составляет содержание раздела науки о языке, который называется «Культура речи»? В нём, как в разделе «Стилистика», изучается речь, но только с иной точки зрения. Стилистика отвечает на вопросы: Какие существуют стили речи? Чем они отличаются друг от друга? Какие языковые особенности характерны для каждого стиля? Но ведь в рамках одного и того же стиля люди создают разные по качеству высказывания: одни из них будут удачными, другие менее удачными, третьи совсем неудачными. Качественной оценкой высказываний и занимается культура речи. Она как раздел языкознания рассматривает следующие вопросы: Как пользуется человек речью в целях общения? Какая у него речь — правильная или неправильная? Как совершенствовать речь?

В современной лингвистике различают два уровня речевой культуры человека — низший и высший. Для низшего уровня, для первой ступени овладения литературным языком, достаточно правильности речи, соблюдения норм русского литературного языка. Существуют нормы лексические, орфоэпические (фонетические), грамматические — словообразовательные, морфологические, синтаксические. Лексические нормы фиксируются в толковых словарях в виде толкования значений слов и их сочетаемости с другими словами; остальные нормы раскрываются в пособиях по грамматике литературного языка, в специальных словарях-справочниках.

Если человек не допускает ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в их образовании, в построении предложений, речь его мы называем правильной. Однако этого мало. Речь может быть правильной, но плохой, то есть не соответствовать целям и условиям общения. В понятие хорошей речи включаются как минимум три признака: богатство, точность, выразительность. Показателями богатой речи являются большой объём активного словаря, разнообразие используемых морфологических форм и синтаксических конструкций. Точность речи — это выбор таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основную мысль. Выразительность создаётся с помощью отбора языковых средств, в наибольшей мере соответствующих условиям и задачам общения.

Если человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается.

Высокий уровень речевой культуры — неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь — задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений. Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.

(По В. Капинос)

2) ПОМОЩЬ! Словарно-семантическая работа:

Интеллект — мыслительная способность, умственное начало у человека, определяющее его деятельность.
Информация — сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь.
Квалификация — 1) годность (подготовка) к какому-либо труду; 2) степень годности, уровень подготовленности; 3) профессия, специальность.
Приобщение — включение в какую-нибудь деятельность.
Социальные изменения — изменения в общественной жизни.

3) ПОМОЩЬ! Примерный план статьи

1. Возникновение в науке о языке самостоятельного раздела «Культура речи».
2. Содержание раздела «Культура речи».
3. Два уровня речевой культуры человека:
а) правильность речи как низший уровень речевой культуры;
б) овладение высшим уровнем речевой культуры.
4. Необходимость постоянно совершенствовать свою речь.

Рекомендации: 

Каждый пункт плана — это вопрос, на который содержится ответ в соответствующей части текста. Если мы дадим краткий ответ на каждый вопрос плана, то эти ответы и будут тезисами статьи. При составлении тезисов могут быть использованы готовые формулировки, имеющиеся в тексте (цитаты). Если же таких формулировок нет, мы составляем краткие ответы на основе содержания текста. Тезисы обычно нумеруются в соответствии с пунктами плана.

3. Домашнее задание

Составьте тезисы предложенной статьи В. Капиноса "О культуре речи". Пришлите фото работы ВК в течение дня. Образец подписи файла: 9_РЯ_Фирко_07.02


8_Русский язык. Обобщающие слова при однородных членах. Интонация предложений с обобщающими словами

 07.02.2022

Тема: Обобщающие слова при однородных членах. Интонация предложений с обобщающими словами

Цель: закрепить постановку знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах; научиться правильно интонировать такие предложения

Классную работу НЕ пишем! Работаем устно и онлайн!

Знаки препинания - это как нотные знаки. 
Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться. 
К.Г. Паустовский

1. Теоретический блок

-  Как вы понимаете слова Паустовского? Что значит "не дают рассыпаться" тексту?

1) Повторение изученного на прошлом урокеРассмотрите таблицу. Расскажите по ней о знаках препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах: 

2) Особенности интонирования

Анализируя схемы, работая с примерами, вы обратили внимание, что в предложениях с однородными членами ставятся разные знаки препинания: и запятые, и двоеточие, и тире. Это зависит от смысловой нагрузки фрагмента предложения. Следовательно, разной должна быть и интонация.

Интонация в предложении с обобщающим словом такова: перед двоеточием голос понижается, затем — пауза, интонация предупреждения, далее чтение опорных членов — с низкого тона. Перед тире после перечисления следует повышение тона и пауза, затем — снижение тона к концу предложения.

2. Практический блок

1) Выполните устно упр. 267 (потренируйтесь в интонировании предложений)

2) Выполните тестовые задания ЗДЕСЬ. Результат не присылайте, я вижу работу в личном кабинете.

3. Домашнее задание

1) Повторите теорию §44
2) Выполните упр. 270 (в качестве обобщающих слов используйте слова в рамках)

Фото домашней работы пришлите учителю ВК после урока. Образец подписи файла: 8_РЯ_Иванов_07.02

суббота, 5 февраля 2022 г.

7_Русский язык. Употребление слов категории состояния в художественной речи.

 07.02.2022

Тема: Употребление слов категории состояния в художественной речи.

Цель: показать роль слов категории состояния в художественном произведении; учить находить такие слова в тексте

ВНИМАНИЕ! Классную работу в тетради НЕ пишем, работаем устно и онлайн!

1. Теоретический блок

1) Вы уже знаете, что категория состояния - это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние (природы, окружающей среды, человека). Категория состояния употребляется в предложении БЕЗ ПОДЛЕЖАЩЕГО в роли СКАЗУЕМОГО, часто вместе с глаголами БЫЛО, БУДЕТ, СТАНЕТ и т.д. 

Например:
1) Весной на улице СТАНОВИТСЯ ТЕПЛЕЕ.
2) Ему БЫЛО СТЫДНО.

2) Слова категории состояния используются часто в художественных произведениях как средство художественной выразительности речи. Это делается для более полной, точной, яркой и образной передачи  мыслей, чувств и оценок. Наиболее продуктивной в современном русском литературном языке является группа слов, обозначающих состояния природы, среды и обстановки (например, тепло, темно, морозно, просторно, пустынно и т.д.). Они широко употребимы и в разговорной речи, и в художественной литературе. 

2. Практический блок

Работаем на тренажёре (развернуть - иконка в правом верхнем углу). Прочитайте предложения, взятые из художественной литературы. Найдите в них слова категории состояния. С какой целью использовали их писатели и поэты? Пришлите фото/скрин результата ВК.

3. Домашнее задание. Восстановите текст, подбирая подходящие по смыслу  слова категории состояния (см. ниже Слова для справок). Запишите текст, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. Пришлите фото работы ВК после урока.

В ЗИМНЕМ ЛЕСУ

В..скрес(?)ным днём пр..хожу в зимний лес. В лесу ... и ... . Всё покрыто снегом. Снегом засыпа(н,нн)ы стройные сосны(?) в..ковые дубы(?) хру..кие осины. На душе становит(?)ся ... от общения с уд..вительным миром пр..роды. В феврале ещё ..., и на со..нце снег искрит(?)ся цветными блёс(?)ками. Небо ... и ... . Мне ..., что не все видят эту красоту. Становит(?)ся ..., и я т..роплюсь вернут(?)ся домой.

Слова для справок: тихо, спокойно; радостно; морозно; высоко, чисто; жаль; ветрено