07.02.2022 (класс) 11.02.2022 (инд. обучение)
Тема: Урок развития речи. Тезисы научных и научно-популярных статей
Цель: повторить, что такое тезисы; научиться составлять тезисы научных и научно-популярных статей
Оформите тетради: число, классная работа, тема урока
1. Теоретический блок
1) Составление тезисов статей научного (научно-популярного) характера — очень важное для нашего времени умение, которым должны овладеть выпускники школы. Составление тезисов — это один из способов изучения текста, осмысления, усвоения и запоминания содержащейся в нем информации. Работа над составлением тезисов должна найти место при изучении всех предметов: это необходимое условие формирования умения самостоятельно добывать знания в той или иной области науки и техники.
2) Запишите формулировку: Тезисы — это сжато сформулированные основные положения, мысли, которые автор или оратор намерен развивать, доказывать, защищать или опровергать в своём сочинении, выступлении, в статье. Каждая последующая мысль тезисов должна вытекать из предыдущей, т. е. тезисы должны быть связаны внутренней логикой, последовательно раскрывать тему и основную мысль высказывания.
При составлении тезисов научного или научно-популярного текста мы должны найти в нём основные положения и записать их таким образом, чтобы сохранилось самое существенное в его содержании. Составление тезисов, связанное с выделением основного в содержании текста, помогает глубже понять, осмыслить текст, разобраться в его структуре.
2. Практический блок
1) Чтение статьи на лингвистическую тему:
О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
Культура речи — сравнительно молодая область науки о языке. Как самостоятельный раздел этой науки она оформилась под влиянием коренных социальных изменений, произошедших в нашей стране. Приобщение широких народных масс к активной общественной деятельности потребовало усиленного внимания к повышению уровня их речевой культуры.
Что же составляет содержание раздела науки о языке, который называется «Культура речи»? В нём, как в разделе «Стилистика», изучается речь, но только с иной точки зрения. Стилистика отвечает на вопросы: Какие существуют стили речи? Чем они отличаются друг от друга? Какие языковые особенности характерны для каждого стиля? Но ведь в рамках одного и того же стиля люди создают разные по качеству высказывания: одни из них будут удачными, другие менее удачными, третьи совсем неудачными. Качественной оценкой высказываний и занимается культура речи. Она как раздел языкознания рассматривает следующие вопросы: Как пользуется человек речью в целях общения? Какая у него речь — правильная или неправильная? Как совершенствовать речь?
В современной лингвистике различают два уровня речевой культуры человека — низший и высший. Для низшего уровня, для первой ступени овладения литературным языком, достаточно правильности речи, соблюдения норм русского литературного языка. Существуют нормы лексические, орфоэпические (фонетические), грамматические — словообразовательные, морфологические, синтаксические. Лексические нормы фиксируются в толковых словарях в виде толкования значений слов и их сочетаемости с другими словами; остальные нормы раскрываются в пособиях по грамматике литературного языка, в специальных словарях-справочниках.
Если человек не допускает ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в их образовании, в построении предложений, речь его мы называем правильной. Однако этого мало. Речь может быть правильной, но плохой, то есть не соответствовать целям и условиям общения. В понятие хорошей речи включаются как минимум три признака: богатство, точность, выразительность. Показателями богатой речи являются большой объём активного словаря, разнообразие используемых морфологических форм и синтаксических конструкций. Точность речи — это выбор таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основную мысль. Выразительность создаётся с помощью отбора языковых средств, в наибольшей мере соответствующих условиям и задачам общения.
Если человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается.
Высокий уровень речевой культуры — неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь — задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений. Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.
(По В. Капинос)
2) ПОМОЩЬ! Словарно-семантическая работа:
Информация — сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь.
Квалификация — 1) годность (подготовка) к какому-либо труду; 2) степень годности, уровень подготовленности; 3) профессия, специальность.
Приобщение — включение в какую-нибудь деятельность.
Социальные изменения — изменения в общественной жизни.
3) ПОМОЩЬ! Примерный план статьи
2. Содержание раздела «Культура речи».
3. Два уровня речевой культуры человека:
а) правильность речи как низший уровень речевой культуры;б) овладение высшим уровнем речевой культуры.
Рекомендации:
Каждый пункт плана — это вопрос, на который содержится ответ в соответствующей части текста. Если мы дадим краткий ответ на каждый вопрос плана, то эти ответы и будут тезисами статьи. При составлении тезисов могут быть использованы готовые формулировки, имеющиеся в тексте (цитаты). Если же таких формулировок нет, мы составляем краткие ответы на основе содержания текста. Тезисы обычно нумеруются в соответствии с пунктами плана.
3. Домашнее задание
Составьте тезисы предложенной статьи В. Капиноса "О культуре речи". Пришлите фото работы ВК в течение дня. Образец подписи файла: 9_РЯ_Фирко_07.02
Комментариев нет:
Отправить комментарий