ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

вторник, 2 ноября 2021 г.

8_Родная литература (русская). Родные просторы. Волга – русская река

 Тема урока: Родные просторы. Волга – русская река

Проверим, как подписаны тетради:

Тетрадь
для работ
по родной (русской) литературе
учащегося (-ейся) 8 класса
МОУ "Школа №24 г. Тореза"
Петрова Алексея

Цель: научиться получать информацию из текста; на основе произведений литературы воссоздать образ русской реки Волги 

Учебник (электронная версия) ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ

Оформим тетради: 

Второе ноября
Классная работа
Родные просторы. Волга – русская река

Далее работаем по алгоритму.

1. Ознакомьтесь с информацией, рассмотрите фотографии: 

Волга - великая русская река. Она одна из крупнейших во всём мире, самая полноводная и длинная река в Европе. О ней сложено много народных песен, легенд, она воспета в произведениях русских поэтов и писателей; многие художники запечатлели волжские красоты на своих картинах. По берегам реки - живописные леса и луга, старинные русские города, церкви и монастыри, современные гидроэлетростанции. 

Река Волга

Река Волга

2. Работаем по электронному учебнику, стр. 48-51: учимся находить нужную информацию, используем ПРОСМОТРОВОЕ* чтение.

Словарь! *Просмотровое чтение - поисковое чтение, цель которого получить общую информацию о содержании текста и круге рассматриваемых вопросов. При просмотровом чтении текст читается НЕ полностью, а по первым ИЛИ ключевым словам абзацев с целью найти необходимую информацию.

2.1. Найдите информацию в тексте, кратко (1-2 предложения) ответьте на вопросы:

1) Какой предстаёт Волга в народных песнях? 
2) Какие русские писатели/поэты XIX века отразили образ Волги в своих произведениях?
3) Назовите авторов XX века и их произведения о Волге. 
4)  Почему Волга привлекает внимание писателей и художников?

2.2. Сопоставление стихотворений

1) Прочитайте отрывки из стихотворений Н. Некрасова "На Волге" и "Размышления у парадного подъезда" (стр.53)

2) Оба фрагмента посвящены одной теме - Волге.  Запишите, чем отличается авторский взгляд на Волгу в этих отрывках. Аргументируйте примерами из текста.

Фото работы пришлите учителю ВК. 

Дополнительный материал для изучения и для индивидуального сообщения: 

"Красавица народная". Волга в русской литературе ЗДЕСЬ

11_Индивидуальный проект. Визуализация и систематизация текстовой информации.

 02.11.2021

Тема урока: Визуализация и систематизация текстовой информации.

Цель: познакомиться с технологией визуализации и систематизации текстовой информации

1. Теоретический блок

1.1. Визуализация – представление информации в наглядном виде. Текстовую информацию представляют в виде списков, таблиц, диаграмм, снабжают иллюстрациями  (фотографиями, схемами, рисунками).

1.2. Посмотрите видеоурок, вспомните особенности/правила/законы оформления текстовой информации. 

2. Практический блок.

Уважаемые одиннадцатиклассники! Вы продолжаете работу над индивидуальным проектом, создаёте продукт и готовитесь к его защите. Продумайте, какие способы визуализации текстовой информации вы используете в своей работе и на каком этапе. Подберите/создайте необходимый материал: схемы, таблицы, портреты, фотографии, иллюстрации, графики, списки, и т.д.

Удачи в работе! Заканчиваем создание продукта, готовимся к его представлению! 

9_Литература. Г.Р. Державин. Идеи Просвещения и гуманизма в лирике. "Памятник"

Тема урока: Г. Р. Державин. Идеи Просвещения и гуманизма в его лирике. "Памятник"

Цели: познакомиться с личностью Г. Р. Державина и его творчеством

Оформим тетради: число, классная работа, тема урока, работа с учебной статьёй

1. Теоретический блок

1.1. Эпоха Просвещения (18 век) — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. Ключевые идеи Просвещения:

  •  идея равенства всех людей не только перед богом, но и перед законом и другими людьми;
  •  распространение знаний – гарантия избавления от всех социальных неурядиц и пороков. 

Гавриил Романович Державин - яркий представитель эпохи Просвещения. 

Г. Р. Державин

1.2. Изучите по учебнику статью о Г. Р. Державине: стр. 59-63

2. Практический блок

2.1. По итогам изучения учебной статьи (!!!) письменно ответьте кратко (одним-двумя связными предложениями) на вопросы (вопросы не переписывайте, только нумеруйте, пришлите ВК фото работы):

1) Г. Р. Державин родился в дворянской семье. А какое образование он получил?
2) Поэтические публикации Державина не вызывали особого интереса у читателей. НО! Императрица Екатерина II обратила внимание на Державина после публикации оды "Фели́ца". Почему это случилось?
3) В оде "Фели́ца" Державин нарушил классические жанровые законы написания оды. Какие новые черты внёс в оду Державин?
4) Что критикует Державин в сатире "Властителям и судиям"?
5) В стихотворении "Памятник" размышляет о назначении поэта и поэзии. Что Державин поставил себе в заслугу?

2.2. Послушайте стихотворение и одновременного следите по тексту (стр.64): обратите внимание на произношение устаревших слов, изменение интонации. Какие художественные особенности свойственны этому произведению?

3. Домашнее задание

Выучите наизусть стихотворение к следующему уроку, пришлите ВК видео вашего выразительного чтения.

ПОМОЩЬ в заучивании наизусть

*Дополнительный материал по желанию: видеоурок с анализом стихотворения

**Опережающее задание: читать повесть Н. Карамзина "Бедная Лиза" ЗДЕСЬ

понедельник, 1 ноября 2021 г.

9_Родной (русский) язык. Крылатые слова и выражения в русском языке

  02.11.2021

Проверим, как подписаны тетради:

Тетрадь
для работ
по родному (русскому) языку
учащегося (-ейся) 9-А класса
МОУ "Школа №24 г. Тореза"
Петрова Алексея

Тема урока: Крылатые слова и выражения в русском языке

Цели: познакомиться с крылатыми словами и выражениями в русском языке

Оформите тетради: число, классная работа, тема урока

Учебник ЗДЕСЬ  или в вашем гаджете.

1. Теоретический блок.

1.1. Изучите по учебнику теоретический материал: учебные статьи "Моя Россия" (стр.19-20), "Лингвистические заметки" (стр. 20), "Круг чтения" (стр.20), "Из истории языка" (стр.21). 

1.2. Устно ответьте на вопросы: 

1) Что такое крылатые слова и выражения? 
2) Каковы источники происхождения крылатых слов и выражений?

2. Практический блок. Выберите одно задание на выбор:

1) на "3": орфографический и пунктуационный практикум - упр. 27

2) на "4", "5": подготовка к ОРЭ (помним, что на ОРЭ часть 3 - это сочинение-рассуждение!): напишите сочинение-рассуждение (7-10 предложений) на тему "Какие выражения называют крылатыми?" Примеры можно найти в материалах параграфа.

ПОМОЩЬ! Структура текста-рассуждения: 

7_Русский язык. Публицистический стиль речи

 02.11.2021

Тема: Публицистический стиль речи

Цели: изучить особенности публицистического стиля, научиться создавать высказывание в публицистическом стиле

Оформляем тетради:

Второе ноября
Классная работа
Урок развития речи. Публицистический стиль речи

1. Теоретический блок

1.1. Рассмотрите схему и вспомните, какие стили речи существуют: 

1.2. Прочитайте учебную статью и запишите языковые средства публицистического стиля.

Публицистический стиль используется в сферах:

1) общественно-политической;
2) экономической;
3) культурной.

Автором выступает публичный деятель, политик, журналист.

Адресат публицистического стиля – широкий круг читателей, слушателей, зрителей.

Цель информировать людей, воздействовать на них: убеждать, призывать к действиям.

Стиль функционирует в устной и письменной речи. 

Публицистический стиль используют СМИ (телевидение, радио, печать, Интернет).

Характерные жанры: информационная заметка, информационное сообщение, очерк, репортаж, интервью, фельетон и др.

Публицистический стиль характерен для публичной речи: судебной, развлекательной, агитационной. 

Основные черты стиля: стремление к новизне, простота, доступность, выразительность, эмоциональность, рекламность, достоверность и документальность.

2. Практический блок.

2.1. Языковые особенности стиля разберём на примере речи Исократа, древнегреческого теоретика ораторского искусства, писателя, публициста (упр.66 ). Прочитайте фрагмент речи:

Мы пришли сюда, чтобы обсудить вопрос о войне и мире, который имеет величайшее значение в жизни людей...Я утверждаю, что нам необходимо заключить мир не только с хиосцами, родосцами, византийцами... но со всем человечеством, и мирный договор должен... предусматривать автономию эллинов, вывод гарнизонов из чужих городов и сохранение каждым своей территории. Ведь не придумать более справедливого и более выгодного для нашего города мирного договора, чем этот.

Исократ
Исократу нужно было УБЕДИТЬ представителей разных регионов Греции прекратить вражду и заключить мир. Его пламенная речь - великолепный образец ораторского мастерства. 

Для воздействия на слушателей Исократ использует особые языковые средства (следите за цветными маркерами!). Это:

1) общественно-политическая лексика;

2) лексика, выражающая авторскую позицию;

3) эмоционально-окрашенные слова;

4) слова, подчёркивающие единство мыслей и устремлений оратора и слушателей.

2.2. Для публицистического стиля характерно использование и других средств:
- эпитетов;
- сравнений;
- метафор;
-  обращений;
- вводных слов;
- риторических вопросов (они не требуют ответа);
- побудительных и восклицательных предложений.

Прочитайте фрагмент. Какие из этих средств присутствуют в речи академика А. Д. Сахарова в связи с присуждением ему Нобелевской премии?

Глубокоуважаемые члены Нобелевского комитета!
Глубокоуважаемые дамы и господа!
Мир, прогресс, права человека — эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой−либо одной из них, пренебрегая другими. Такова главная мысль, которую я хочу отразить в этой лекции.
Я глубоко благодарен за присуждение мне высокой, волнующей награды — Нобелевской премии мира — и за предоставленную возможность выступить сегодня перед вами...

2.3. Творческая работа.

Почувствуйте себя оратором! Представьте себе, что вам нужно выступить на линейке/собрании перед школьниками и убедить их выйти на субботник по благоустройству территории школы или спортплощадки. Составьте текст (5-7 предложений), используя изученные языковые средства. Запишите составленный текст в тетради (работу НЕ присылайте: оценю при проверке тетрадей). 

10_Индивидуальный проект. Структура и содержание учебного проекта

 01.11.2021

Тема урока:  Структура и содержание учебного проекта. Выбор темы

Цели:

- повторить понятие "проект";
- познакомить с содержанием и структурой учебного проекта;
- помочь определиться с темой проекта

Оформляем тетрадь:
Первое ноября
Классная работа
Структура и содержание учебного проекта. Выбор темы
План/конспект/тезисы (указать по выбору)

1. Теоретический блок. 
Познакомьтесь с теоретическим материалом по теме. Составьте по выбору план/конспект/тезисы учебной статьи.

Проект в переводе означает «брошенный вперёд». Это самостоятельная деятельность учащихся, которая дает возможность максимального раскрыть свой творческий потенциал. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Проектная деятельность - это деятельность, направленная на решение интересной проблемы. 

Проект – это 5 «П»:

Проблема – Поиск информации - Проектирование – Продукт – Презентация.

Основные этапы проектной / исследовательской деятельности:

- формулировка проблемы, постановка цели, определение задач;
- сбор, обработка, систематизация и обобщение информации по выдвинутой̆ проблеме;
- анализ ресурсов, выработка путей̆ решения задач;
- составление плана работы, технологическое следование составленному плану работы;
- презентация полученного результата.

Структура проекта содержит:

- титульный лист
- содержание (оглавление)
- введение
- основная часть
- заключение (выводы и предложения)
- список использованной литературы
- приложения

Важный этап работы - выбор темы проекта. Критерии выбора темы:

1. Тема должна представлять интерес для учащегося не только на данный момент, но имела бы непосредственное отношение к предварительно выбранной им специальности.
2. Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме материал должен быть доступен.
Формулировка темы – это визитная карточка исследования. 

Как ученику выбрать тему самостоятельно? Нужно подумать и ответить самому себе на следующие вопросы:
1) О чём вы мечтали?
2) Что вас когда-либо удивляло?
3) О чем спорили вы или близкие люди?
4) Чем вы любите заниматься в свободное время?
5) В чём вы сомневаетесь?
6) Что часто обсуждаете с друзьями, с семьей?
7) Какая наука нравится вам больше всего?

2. Практический блок. "Корзина идей". Проанализируйте идеи, которые могли бы стать темами индивидуальных проектов. Есть ли среди них такие, которые вызвали у вас интерес?

1) Организация картинной галереи (вернисажи, сменные выставки и др.).
2) Постановка спектакля, танца.
3) Создание сайта, web-страницы.
4) Дизайнерское оформление школы.
5) Создание фильма о выпускниках.
6) Различные проекты в рамках трудовых мастерских.
7) Организация различных тематических вечеров, викторин, конкурсов, деловых игр, туристических слётов, коммунарских сборов, спортивных турниров, экскурсий.
8) Выпуск школьной газеты, школьное радио, школьное телевидение, журнала.
9) Разработка школьной формы.
10) Обустройство территории школы.
11) Создание учебных и методических пособий, игр, коллекций, макетов, моделей, публикаций, серии иллюстраций, статей.

3. Домашнее задание.
1) Определите сферу деятельности, которой хотели бы заниматься
2) Сформулируйте и запишите тему своего проекта (пока предварительно, потом её можно поменять), обоснуйте свой выбор (письменно), перешлите на почту учителю или ВК (можно в Ворде) вместе с фото конспекта урока.

9_Литература (инд. обучение). ВЧ. Д.С. Лихачев «Земля родная»

 01.11.2021

Тема: Внеклассное чтение №1. Д.С. Лихачев «Земля родная»

Цели: 

- познакомиться с некоторыми фактами биографии выдающегося российского ученого, мыслителя, общественного деятеля Д. Лихачева; 
- познакомиться с главами из книги Д. Лихачева «Земля родная»,
- совершенствовать навыки смыслового и эстетического анализа текста. 

Оформим тетрадь: 

Первое ноября
Классная работа
Урок внеклассного чтения. Д. С. Лихачёв «Земля родная»
Видеоурок
План/конспект/тезисы 

1. Просмотри видеоурок, составь план/конспект/тезисы урока (на выбор)

2. Прочитай фрагмент книги Д. С. Лихачёва "Земля родная". К каким выводам ты пришла, читая фрагмент? Сформулируй эти выводы в  5-7 предложениях, запиши их.

Слово к молодым

Ваша профессия и ваш патриотизм

Очень трудно сказать напутствие молодежи. Многое уже сказано, и сказано очень хорошо. И все-таки я постараюсь сказать то, что считаю самым важным и что, как мне представляется, каждому человеку, вступающему в большую жизнь, надо твердо осознать.
Очень многое в том, чего человек достигает в жизни, какое он занимает в ней положение, что приносит другим и получает для себя, – зависит от него самого. Удача не приходит случайно. Она зависит от того, что человек считает в жизни удачей, как он сам себя оценивает, какую жизненную позицию избрал, какая, наконец, цель у него в жизни.
Многие, очень многие рассуждают примерно так: я умен, у меня такие-то способности, буду заниматься такой-то профессией, многого добьюсь в жизни, стану человеком "с положением". Нет, этого далеко не достаточно! Случайный провал на вступительных экзаменах (допустим, действительно случайный, а не мнимо случайный), случайная ошибка в своих способностях (мальчики часто их преувеличивают, девочки слишком часто недооценивают самих себя), "случайно" появившиеся влиятельные в жизни недруги и т. д. и т. п. И вот в жизни все пропало. К старости человек чувствует глубокое разочарование, обиду на кого-то или "так, вообще".
А между тем виноват он сам – за исключением, может быть, очень редких случаев…
Вдумайтесь внимательно в то, что я вам скажу, молодые друзья. И не думайте только, что я хочу вам просто "прочесть мораль".
У каждого человека, помимо небольших и "временных" личных целей, в жизни непременно должна быть одна большая личностная цель, и тогда риск неудач будет сведен до минимума.
В самом деле. В маленьких целях доля возможной неудачи всегда большая. Поставили себе целью чисто бытовую задачу – купить хорошие вещи, а достались вам вещи второго сорта.
Такое случается часто. Если эта маленькая задача была для вас главной, вы уже будете чувствовать себя несчастным. Но если эта маленькая цель для вас была "попутной" и вы осознавали ее как "попутную" и небольшую, вы даже и не очень обратите внимание на свою "неудачу". Вы отнесетесь к своей "неудаче" совсем спокойно.
Поставьте себе задачу побольше. Например, стать хорошим врачом. Здесь случайных неудач будет меньше. Во-первых, от вас будет зависеть хорошо подготовиться к вступительным экзаменам в медицинский институт. Но допустим, на вступительных экзаменах к вам подошли несправедливо (или вам показалось – несправедливо). Большой катастрофы еще нет. Задача ваша только отодвинулась, но от вас будет зависеть, чтобы время до следующего поступления не пропало для вас зря. Но и здесь могут быть все же неудачи. Это надо признать.
Ну, а если вы поставили себе надличностную цель, предположим самую общую: приносить как можно больше пользы людям? Какие здесь "роковые" неудачи могут вам помешать выполнить эту свою большую жизненную задачу? К выполнению ее можно стремиться в любых обстоятельствах, а неудачи? "Нулевой результат", и только в отдельных случаях… Но в целом успех вам будет сопутствовать – успех и признание окружающих. И если в достижении этой задачи вам будет сопутствовать личный успех, то и счастье вам будет обеспечено.
"Приносить как можно больше пользы людям!" Не слишком ли общо и абстрактно поставлена задача? Да, конечно, попробуем конкретизировать эту жизненную позицию человека, чтобы она действительно могла направлять его жизнь.
Совсем не нужно, чтобы надличностная жизненная задача превратилась в муку для человека. Если помощь другим – прямая или косвенная – не приносит радости тому, кто ее оказывает, совершается с натугой и только "из принципа", – это плохо и для дела.
Надо быть увлеченным своей профессией, своим делом, теми людьми, которым непосредственно оказываешь помощь (особенно это необходимо педагогу или врачу), и теми, которым приносишь помощь "издали", не видя их. Последнее особенно трудно, но не недостижимо. И вот об этом последнем хочется рассказать как можно яснее.
В жизни человека огромную роль играет любовь. Сперва это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу – классным товарищам и подругам; к своему селу или городу. Еще одна важнейшая ступень – любовь к своему народу, к своей стране.
Любовь к своей стране и своему народу – это и есть то надличностное начало, которое по-настоящему освящает (делает святой) всю деятельность человека, приносит ему настоящее счастье, избавляет от неприятностей, мелких личных неудач.
Если человек карьерист, он всегда рискует попасть под колеса самим им построенной машины карьеризма, испытать страшные разочарования. Если же стремление занять в жизни лучшее положение корректируется тем, что это личное положение даст ему возможность больше приносить пользы соотечественникам, то та или иная служебная неудача будет не крахом, а просто "нулевым результатом", – ничего страшного.
 ...патриотизм не следует смешивать с национализмом. Патриотизм – это любовь к своему народу. Национализм – это пренебрежение, неуважение, ненависть к другим народам. По-настоящему, если вы вдумаетесь в то, что я сказал, – одно несовместимо с другим.
Если вы любите свою семью, если семья ваша дружная, то у нее всегда много дружественных семей, которые любят посещать вашу семью и любят приглашать ее к себе. Дружная семья излучает атмосферу дружелюбия и вовне… Это счастливая семья, какие бы болезни и смерти ее ни посетили.
Если вы любите свою мать, вы поймете и других, любящих своих родителей, и эта черта будет вам не только знакома, но и приятна.
Если вы любите свой народ, вы поймете и другие народы, которые любят свою природу, свое искусство, свое прошлое.
...Надо стремиться освоить культурные достижения всего мира, всех народов, населяющих нашу маленькую планету, и все культуры прошлого. Надо развить в себе интеллектуальную гибкость, чтобы понимать достижения и уметь отделить фальшивку от подлинного и ценного.
Надо знать чужие культуры, культуры нашего времени и прошлого, надо много путешествовать – не обязательно "ногами", переезжая с места на место, из одной страны в другую, но "путешествовать" по книгам, с помощью книг (книги – величайшее из величайших достижений человеческой культуры), с помощью музеев, с помощью своей собственной интеллектуальной подвижности и гибкости. Заинтересовывает в других по преимуществу непохожее на нас самих, своеобразное. Тогда и свое оценишь по-настоящему.

3. Домашнее задание. 
1) выучить наизусть:
- М. В. Ломоносов "«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок)
- Г. Р. Державин "Памятник"
2) читать повесть Н. М. Карамзина "Бедная Лиза" (сюжет, главные герои, роль описаний природы)