02.11.2021
Тема: Публицистический стиль речи
Цели: изучить особенности публицистического стиля, научиться создавать высказывание в публицистическом стиле
Оформляем тетради:
1.1. Рассмотрите схему и вспомните, какие стили речи существуют:
1.2. Прочитайте учебную статью и запишите языковые средства публицистического стиля.
Публицистический стиль используется в сферах:
Автором выступает публичный деятель, политик, журналист.
Цель – информировать людей, воздействовать на них: убеждать, призывать к действиям.
Публицистический стиль используют СМИ (телевидение, радио, печать, Интернет).
Публицистический стиль характерен для публичной речи: судебной, развлекательной, агитационной.
2. Практический блок.
2.1. Языковые особенности стиля разберём на примере речи Исократа, древнегреческого теоретика ораторского искусства, писателя, публициста (упр.66 ). Прочитайте фрагмент речи:
Мы пришли сюда, чтобы обсудить вопрос о войне и мире, который имеет величайшее значение в жизни людей...Я утверждаю, что нам необходимо заключить мир не только с хиосцами, родосцами, византийцами... но со всем человечеством, и мирный договор должен... предусматривать автономию эллинов, вывод гарнизонов из чужих городов и сохранение каждым своей территории. Ведь не придумать более справедливого и более выгодного для нашего города мирного договора, чем этот.
Для воздействия на слушателей Исократ использует особые языковые средства (следите за цветными маркерами!). Это:
1) общественно-политическая лексика;
2) лексика, выражающая авторскую позицию;
3) эмоционально-окрашенные слова;
Прочитайте фрагмент. Какие из этих средств присутствуют в речи академика А. Д. Сахарова в связи с присуждением ему Нобелевской премии?
Глубокоуважаемые члены Нобелевского комитета!Глубокоуважаемые дамы и господа!Мир, прогресс, права человека — эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой−либо одной из них, пренебрегая другими. Такова главная мысль, которую я хочу отразить в этой лекции.Я глубоко благодарен за присуждение мне высокой, волнующей награды — Нобелевской премии мира — и за предоставленную возможность выступить сегодня перед вами...
2.3. Творческая работа.
Почувствуйте себя оратором! Представьте себе, что вам нужно выступить на линейке/собрании перед школьниками и убедить их выйти на субботник по благоустройству территории школы или спортплощадки. Составьте текст (5-7 предложений), используя изученные языковые средства. Запишите составленный текст в тетради (работу НЕ присылайте: оценю при проверке тетрадей).
Комментариев нет:
Отправить комментарий