ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

четверг, 22 апреля 2021 г.

8_Русский язык_Прямая речь: материалы для самостоятельного изучения

Дорогие восьмиклассники!

Сегодня вам вновь придётся поработать самостоятельно.

Тема: Прямая речь.

Работая над темой, вы должны:

- вспомнить,что такое прямая речь, из каких частей состоит предложение с прямой речью;
- изучить, какие знаки препинания работают в предложениях с прямой речью;
- научиться правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Чтобы изучить тему, следуйте следующему плану.

1. Посмотрите видеоурок:

2. Изучите теоретический материал учебника: §69. Особое внимание обратите на схемы: проанализируйте структуру предложений, знаки препинания, их изменение в зависимости от изменения места слов автора и прямой речи.

3. Проверьте, как вы усвоили теорию: рассмотрите схемы предложений и объясните (ВСЛУХ!) постановку знаков препинания. Проследите, КАК изменяются знаки препинания в зависимости от изменения структуры предложения: 

4. Выполните тестовые задания, проанализируйте ошибки. 

Желаю успешной работы!

вторник, 20 апреля 2021 г.

8_РЯ_Прямая и косвенная речь: задание для самостоятельного изучения

                      Дорогие восьмикласники! 

Анализ работ показал, что вам нужно с бОльшим вниманием изучать теорию, только потом переходить к практике. Надеюсь, именно так вы и будете работать сегодня.

Тема занятия - "Прямая и косвенная речь".

Работая над темой, вы должны:

- изучить, что такое прямая и косвенная речь;

- узнать, какова структура предложений с косвенной речью;

- научиться различать предложения с прямой и косвенной речью;

- обратить внимание на изменение местоимений в предложениях с косвенной речью.

Самые трудные моменты выучим вместе при встрече! А пока:

1. Посмотрите видеоурок с учётом целей занятия:


2. Изучите теоретический материал учебника - п. 67, 68, 69.

3. Проверьте, как вы усвоили теорию, рассмотрев таблицы, и устно выполните задания.

а) Объясните, чем отличаются предложения с прямой и косвенной речью?


б) Предложения с косвенной речью являются сложноподчинёнными. Их можно распознать по союзам и союзным словам, которые присоединяют придаточную часть к главной. Запомните эти слова:


в) Обратите внимание на особенности ИЗМЕНЕНИЯ МЕСТОИМЕНИЙ при построении предложений с косвенной речью. Объясните эти изменения вслух:

Выполните тестовые задания, проанализируйте ошибки.

понедельник, 19 апреля 2021 г.

8_Русский язык. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть

Дорогие восьмиклассники! 

Тема для изучения -  "Понятие о чужой речи. Комментирующая часть". 

На занятии вы должны
1) изучить, что такое чужая речь, познакомиться со  способами её передачи
2) узнать, из каких частей состоит предложение, передающее чужую речь;
3) понять, что такое комментирующая частьеё место в предложении, интонационное и пунктуационное оформление, значение глаголов, обозначающих речь.


1. Посмотрите видеоурок, отбирайте материал с учётом целей занятия:


2. Изучите теоретический материал учебника: § 65, 66 стр. 223 - 224

3. Проверьте, как вы поняли тему: ответьте на вопросы, используя материал таблиц:

а) Какие существуют способы передачи чужой речи? 

б) Из каких частей состоит предложение с прямой речью? 

в) Из каких частей состоит предложение с косвенной речью? В чём отличие от предложения с прямой речью?

3. Выполните тестовые задания (результат не присылайте, я вижу работу в личном кабинете). Успешной работы!

воскресенье, 18 апреля 2021 г.

Книги-юбиляры - 2021. Герберт Уэллс "Остров доктора Моро"

Дорогие ребята! 

На читательской конференции "Книги, которые мы выбираем" был представлен роман Герберта Уэллса "Человек-невидимка", вызвавший у вас живой интерес. 

На уроке литературы в 8 классе, приступая к изучению повести М.Булгакова "Собачье сердце", я упомянула роман Г. Уэллса "Остров доктора Моро". Ссылка на роман была вполне уместной, так как оба произведения схожи заложенными в них идеями об опасности экспериментов - научных и социальных и об ответственности учёных, проводящих подобные эксперименты, не заботясь о  последствиях. 

Сегодня мы подробнее познакомимся и с Уэллсом, и с его книгой "Остров доктора Моро" (1896), юбилей которой отмечается в 2021 году. 

Герберт Джордж Уэллс (1866- 1946) - знаменитый английский писатель и публицист, учёный, доктор биологических наук. Он вспоминал, что как-то в детстве, в возрасте 8-ми лет, ему "посчастливилось" сломать ногу, и он, лишённый возможности передвигаться, пристрастился к чтению. Книги и чтение настолько захватили его, что, перепробовав несколько профессий (торговец, аптекарь, учитель), Уэллс занялся журналистикой и написанием романов. 

Это интересно! Уэллс приезжал в Россию, встречался с Лениным и Сталиным, дружил с Максимом Горьким. Вернувшись в Англию после первого посещения России в 1914 году, он предложил ввести в английских школах русский язык как третий иностранный, наряду с немецким и французским. 

На фото Г. Уэллс с Лениным, Максимом Горьким
1

Герберт Уэллс считается автором научно-фантастических романов. Первый роман - "Машина времени" - был опубликован в 1895 году. Главный герой произведения, Путешественник во Времени, отправляется в будущее, в котором человеческое общество деградирует и находится на стадии заката. 

Одной из самых известных книг Г. Уэллса является роман "Остров доктора Моро". 

Молодой биолог Эдуард Прендик после кораблекрушения попадает на остров, где проводит свои страшные и опасные эксперименты доктор Моро. На примере гибридов – зверолюдей - писатель показывает историю цивилизации. 

Илл. к роману "Остров доктора Моро"

Доктор Моро, не сумевший найти своё место в обществе, уже долгое время живет на острове и производит там опыты по очеловечиванию зверей. Путем вивисекции (хирургические опыты над животными) и прочих «научных» экспериментов доктор Моро создает гибридных существ-мутантов, придавая им подобие человеческого существа.

"У откидной крышки лестницы какой-то человек загораживал нам проход. Он стоял на последних ступенях, смотря в люк. Это было безобразное, коротконогое, толстое и кривое существо; спина у него была выгнута, шея мохнатая и голова вдавлена в плечи. Он был одет в костюм из синей саржи. Я услышал яростное рычание собак, и вслед за этим человек стал спускаться задом; чтобы не быть им столкнутым с лестницы, мне пришлось отстранить его рукою, и он с какою-то чисто зверской живостью обернулся назад. Благодаря этому, передо мною промелькнуло черное лицо, заставившее меня задрожать. Оно имело громадное сходство с мордой, и в его огромном полуоткрытом рту виднелись два ряда чрезвычайно больших белых зубов. Таких зубов я никогда не видал у человека. Его глаза были налиты кровью и с белым очень узеньким ободком вокруг бурых зрачков. На всей этой фигуре лежал странный отпечаток беспокойства и сильного раздражения". 
Илл. к роману Г. Уэллса "Остров доктороа Моро"

В романе впервые поставлен вопрос, как будет развиваться современное общество.  Используя возможности жанра научной фантастики, писатель прогнозирует события, показывает их возможный исход: что произойдёт с обществом, если допустить развитие некоторых отраслей науки, в которых одержимые опасными идеями учёные перестают заботиться о последствиях своих экспериментов, ориентируясь лишь на личные интересы. Таким образом, возникает тема человека и мира - к чему приведёт дальнейшее развитие науки?

Герберт Уэллс считается родоначальником многих тем, которые будут популярны в литературе в течение последующих лет: предсказал военные конфликты с применением отравляющих газов, авиации и лазера, Вторую мировую войну, атомную бомбу, ввёл понятие параллельных миров, антигравитации, невидимости, ускорителя темпа жизни. 

Произведения Герберта Уэллса вошли в классику  мировой научно-фантастической литературы.

Материалы по теме

  1. Смотреть видеофильм "Фантасты предсказатели. Герберт Уэллс" 
  2. Смотреть/слушать видеокнигу "Остров доктора Моро"
  3. Читать роман "Остров доктора Моро"

суббота, 17 апреля 2021 г.

Литературный календарь. Майн Рид "Всадник без головы"

Дорогие друзья! 

Есть книги, которые непременно должны быть в читательском опыте школьника, прочитать которые нужно успеть, пока ты молод, горяч и твоё сердце наполнено жаждой приключений и открытий.  К таким книгам относится роман Майн Рида

Мне повезло: я успела прочесть книгу вовремя и до сих пор помню яркие впечатления, полученные от знакомства с её героями, их судьбами и неизвестным миром американской саванны. 

Но путь к книге начался с фильма:  во время летних каникул, находясь в Москве, я оказалась в кинотеатре "Россия", где шёл показ одноимённой киноленты. Потрясение было настолько сильным, что возникло желание прочесть знаменитый роман Майн Рида. 

Афиша фильма, 1973

Очередная страница "Литературного календаря" посвящена именно этому автору, чей день рождения отмечается в апреле. 

Томас Майн Рид (1818 - 1883)

Томас Майн Рид (1818 - 1883) - знаменитый английский писатель, автор приключенческих произведений, лучшими из которых являются авантюрно-приключенческие романы "Охотники за скальпами", "Оцеола - вождь семинолов", "Всадник без головы", посвящённые борьбе угнетённых коренных жителей Америки за свободу и независимость. Произведения писателя привлекают читателей острыми, опасными сюжетами, необыкновенно волевыми, смелыми героями, яркими описаниями экзотических мест Америки, Азии, Африки.

Роман "Всадник без головы"основанный на приключениях автора в Америке, написан в 1865 году, опубликован в Англии под псевдонимом Капитан Майн Рид. 

Действие романа происходит в середине 19 века в Америке в штате Техас.  Состоятельный плантатор Вудли Пойндекстер вместе с семьёй - дочерью Луизой, сыном Генри и племянником Колхауном - переезжает в новый дом Каса-дель-Корво. 

"Полуденное солнце ярко светит с безоблачного лазоревого неба над бескрайней равниной Техаса около ста миль южнее старого испанского города Сан-Антонио-де-Бехар. В золотых лучах вырисовываются предметы, необычные для дикой прерии, — они говорят о присутствии людей там, где не видно признаков человеческого жилья.

Даже на большом расстоянии можно разглядеть, что это фургоны; над каждым – полукруглый верх из белоснежного полотна.

Их десять — слишком мало для торгового каравана или правительственного обоза. Скорее всего, они принадлежат какому-нибудь переселенцу, который высадился на берегу моря и теперь направляется в один из новых поселков на реке Леоне.

Вытянувшись длинной вереницей, фургоны ползут по саванне так медленно, что их движение почти незаметно, и лишь по их взаимному положению в длинной цепи обоза можно о нем догадаться. Темные силуэты между фургонами свидетельствуют о том, что они запряжены; а убегающая в испуге антилопа и взлетающий с криком кроншнеп выдают, что обоз движется. И зверь, и птица недоумевают: что за странные чудовища вторглись в их дикие владения?

Кроме этого, во всей прерии не видно никакого движения: ни летящей птицы, ни бегущего зверя. В этот знойный полуденный час все живое в прерии замирает или прячется в тень. И только человек, подстрекаемый честолюбием или алчностью, нарушает законы тропической природы и бросает вызов палящему солнцу.

Так и хозяин обоза, несмотря на изнуряющую полуденную жару, продолжает свой путь". 
Кадр из фильма

 Заблудившись в дороге в неизвестных местах, семья знакомится с молодым мустангером (ловцом диких лошадей) Морисом Джеральдом и принимает его помощь. 

Молодой мустангер Морис Джеральд (О. Видов). Кадр из фильма

Дочь плантатора Луиза влюбилась в юношу, но на пути к счастью возникает много преград. 

Луиза Пойндекстер (Л. Савельева). Кадр из фильма

Героям предстоит проявить настойчивость, смелость, чтобы преодолеть все препятствия: козни врагов, социальные предрассудки, несправедливость обвинений - и разгадать тайну всадника без головы, появляющегося по ночам в окрестностях маленького городка.

"Человек приближается верхом на лошади.<…> Да, это он пугает и заставляет недоумевать — в его облике есть что-то уродливое, жуткое.

Силы небесные! У всадника нет головы! <…> Он тоже направляется к реке, но, кажется, никуда не спешит, а движется медленным, спокойным, почти церемониальным шагом. <…>

На плечи всадника наброшено серапе, которое при порыве ветра приподнимается и открывает часть его фигуры; на ногах у него гетры из шкуры ягуара. Защищенный от ночной сырости и от тропических ливней, он едет вперед, молчаливый, как звезды, мерцающие над ним, беззаботный, как цикады, стрекочущие в траве, как ночной ветерок, играющий складками его одежды. <…>

Наверху всадник без головы останавливается, как бы ожидая, пока конь отряхнется от воды. Раздается лязг сбруи и стремян — словно гром загрохотал в белом облаке пара. <…>

Из этого ореола появляется всадник без головы; он снова продолжает свой путь". 

Кадр из фильма

Книга, вошедшая в золотой фонд мировой приключенческой литературы, непременно должна быть в читательском опыте каждого человека, особенно если он молод душой и горяч сердцем.

1. Читать полностью роман "Всадник без головы"
2. Слушать/смотреть краткое содержание на MyBook
3. Смотреть буктрейлер
4. Слушать радиоспектакль 
5. Слушать аудиоспектакль

И немного грамматики! Как правильно: в книгах Майн Рида или Майна Рида?
Правильно: в книгах Майн Рида. Это сочетание усеченного имени и фамилии, поэтому компонент Майн не склоняется. Но если мы пишем имя и фамилию писателя полностью, склоняются все компоненты: Томас Майн Рид – в книгах Томаса Майна Рида.

Интересного путешествия в мир приключенческой литературы!

пятница, 16 апреля 2021 г.

6_Русский язык. Подготовка к контрольному диктанту по теме "Глагол"

Дорогие шестиклассники! 

Известно: умным быть модно! Добросовестно постигая основы наук, кропотливо осваивая тонкости языкознания, вы становитесь умными, грамотными, следовательно, модными и современными!

В течение последних занятий мы изучали тему "Глагол". Вы неплохо справлялись с заданиями, много нового узнали о глаголе, его грамматических характеристиках и правописании. Даже осилили сложную таблицу спряжений! И всё благодаря трудолюбию, целеустремлённости. Теперь вас ожидает важное испытание - контрольный диктант.

Вам предоставлена возможность подготовиться к нему, выполнив интерактивное задание. Перед началом работы внимательно прочитайте инструкцию! После завершения диктанта не забудьте выполнить проверку и анализ ошибок. В случае необходимости используйте орфограммы на форзацах учебника и свои опорные конспекты. Имейте в виду: цель работы - определить границы ЗНАЮ/НЕ ЗНАЮ и повторить проблемные темы. Желаю успешной работы!

четверг, 15 апреля 2021 г.

8_Литература. Поэзия второй половины ХХ века: материалы к уроку

Удивителен мир поэзии! Родина, природа, любовь, размышления о смысле жизни - каждый почитатель найдёт темы, близкие и понятные ему. 

Говорят, поэзия - это живопись словом. Краски, звуки, состояние души - всё до мельчайших подробностей может передать поэт, владеющий искусством слова и стиха. 

Русская литература XIX века подарила миру уникальных поэтов - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А. А. Фета. 

Новый век ознаменовался чередой глобальных событий, которые нашли отражение в произведениях новых поэтов, создававших литературу XX века, - Владимира Маяковского, Сергея Есенина, Бориса Пастернака, Марины  Цветаевой. 

Литература второй половины XX века представлена такими именами, как Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Владимир Высоцкий, Булат  Окуджава, Николай Рубцов, Иосиф Бродский.

В литературе XX века сохраняются лучшие традиции русских поэтов-классиков и в то же время совершаются открытия, которые выводят литературу на новый качественный уровень. 

Познакомьтесь с творчеством поэтов 2-ой половины XX века:

Задание: выберите автора и подготовьте к уроку представление его творчества. Обратите внимание на тематику произведений, их автобиографический характер, особенности поэтики, использование изобразительных средств. Объясните, чем обусловлен ваш выбор автора и произведения. Расскажите о своих впечатлениях. По желанию можете  визуализировать поэтическое произведение, используя облако слов.

ПОМОЩЬ: сервисы для создания облака слов:

2)  Word Art     https://wordart.com/create

Стихи для заучивания наизусть (по выбору):

1. Владимир Высоцкий:

- читать стихотворение "Баллада о борьбе"

- выучить наизусть отрывок по желанию (не менее 20 строк)

- слушать/смотреть песню/песочную анимацию:

2. Булат Окуджава:

- читать стихотворение "Часовые любви"

- слушать/смотреть фрагмент фильма "Покровские ворота":

3. Андрей Вознесенский:

- читать стихотворение "Сага" ("Я тебя никогда не забуду")

- слушать/смотреть романс из рок-оперы "Юнона и Авось":