ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

пятница, 22 января 2021 г.

7_Факультативное занятие по русскому языку: синонимы


Нельзя любить свою Родину, не зная её истории. История народа, традиции, культура, менталитет отражены в языке. 
Русский язык отличается богатством лексики. Остаётся лишь научиться пользоваться этим богатством.    "Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен", - утверждал русский писатель А.И.Куприн.   

Один из признаков богатства языка - наличие в нём синонимов. Знание широкого спектра синонимичных взаимозамещений, умение использовать синонимы в речи - яркий показатель грамотности и образованности человека, уровня его эрудиции, речевой культуры. 

СИНОНИМЫ - это слова, близкие по лексическому значению. 

Синонимы возникают в речи постоянно. Интересно, почему? Если предмет/явление уже имеет название, зачем создавать ещё одно - а часто и не одно! - слово? Одна из причин - стремление человека найти в уже известных предметах/явлениях что-то новое: черты, оттенки, признаки... Предметы/явления с этими новыми нюансами называются новым словом. Так и появляются синонимы. Например: смелый - отважный - мужественный - героический. Или: глаза - очи - гляделки - зенки. 

Различают полные и неполные синонимыПолные синонимы абсолютно одинаковы по смыслу (их и называют абсолютными). Например: правописание - орфография; языкознание - лингвистика). Полных синонимов в языке не так много. Неполные синонимы, обозначая одно и то же, отличаются друг от друга оттенками значения (их называют квазисинонимами; приставка квази- имеет значение ложности). Например: идти - тащиться, металл - железо.

В синонимах часто отражено переносное значение слова, изменение его эмоциональной окраски, диалектные особенности. 

Очень интересны контекстуальные синонимы: в языке слова вовсе не являются близкими по смыслу, но в определённом тексте вдруг становятся синонимами. Например:

В широколиственных лесах обитают пятнистые олени. Эти исчезающие животные охраняются государством. Лесные красавцы имеют ярко-рыжий окрас с белыми пятнами и предпочитают питаться желудями.

К сожалению, в современном обществе речь некоторых людей, особенно подростков, однообразна, скудна; для выражения чувств и мыслей часто используются примитивные словесные формулы: клёво, круто, отпад, зашибись, прикольно. А ведь русский язык достаточно богат, чтобы выразить широкий спектр впечатлений человека!

Для тех, кто испытывает затруднения в подборе синонимов, существуют словари синонимов, в том числе их электронные версии, а также онлайн-словари (см. правое поле блога).

Известны пути пополнения и совершенствования словарного запаса человека: чтение художественной литературы, работа со словарями, слушание лекций известных учёных-лингвистов, общение с грамотными людьми.

Приглашаю проверить, насколько хорошо вы владеете искусством подбирать  синонимы:

СПАСИБО ЗА ИНТЕРЕС К ПРЕДМЕТУ! 
УСПЕХОВ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА!

четверг, 21 января 2021 г.

10_Индивидуальный проект. Введение: гипотеза.

ВВЕДЕНИЕ исследовательской работы и проекта.

Ответственный раздел работы над индивидуальным проектом - Введение. В этой главе необходимо сжато представить основные идеи работы. Во Введении раскрывается актуальность темы, цель и задачи проекта, объект исследования и гипотеза, которая формулируется при наличии практической части в исследовательской работе, наличии экспериментов, опытов, наблюдений. 

Введению исследовательской работы рекомендуется уделить особое внимание, это как это визитная карточка вашего проекта, в которой кратко отражается суть исследования или поисковой работы.

Объём Введения - 1 - 1,5 страницы.

Введение строится по определённому плану:

1. Актуальность темы исследования
2. Проблема, на решение которой направлено исследование
3. Объект и предмет исследования
4. Цель исследовательской работы
5. Задачи исследовательской работы
6. Гипотеза (предположение)
7. Основные этапы работы, организация
8. Методы исследования
9. Научная новизна исследования
10. Теоретическая значимость работы
11. Практическая значимость работы
12. Характеристика основных источников информации.

Обратим внимание на пункт 6 Введения: гипотеза.

Гипотезой исследовательского проекта принято считать научное предположение, допущение, которое в ходе исследования требует доказательства или опровержения. При формулировании гипотезы своего индивидуального проекта строится предположение о том, каким образом будет достигнута поставленная цель проекта. В процессе исследования формулировка гипотезы может меняться и корректироваться

В процессе проведения проектной деятельности выдвижение гипотезы необходимо для объяснения какого-то явления на основании предположения о взаимосвязи доказываемого явления с другим явлением. Для этого необходимо исследовать библиографические источники по исследуемой теме, проанализировать их и провести ряд практических опытов.

Построение гипотезы является основным методом развития научного знания, выражающегося в формулировании гипотезы индивидуального проекта и ее дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке, подтверждающей или опровергающей ее.

Подтвержденная гипотеза исследовательского проекта становится фактом или теорией, а отрицательный результат сужает круг возможных теорий.

В заключении исследовательского проекта дается оценка того, соответствует ли выдвинутая гипотеза истине.

Объем гипотезы составляет 2-3 предложения. Однако все последующее исследование строится вокруг выдвинутой гипотезы с целью ее опровержения или подтверждения.

ПРИ РАБОТЕ НАД ГИПОТЕЗОЙ ВАЖНО:

  • хорошо продумать тему проекта: она должна быть перспективной для проведения исследования;
  • изучить все доступные материалы по теме (анализ научных работ, справочной литературы);
  • выделить основные вопросы исследования, сформулировать рабочую гипотезу;
  • иметь ввиду, что гипотеза должна быть ПРОВЕРЯЕМОЙ;
  • выдвигаемая гипотеза должна быть доступна для ее проверки различными методами исследования, поэтому в ее формулировке не должны предполагаться очевидные и широко известные вещи, а также спорные предположения или размытые понятия.
План работы с гипотезой исследовательского проекта

1. Определение фактов и предположений, требующих объяснения, доказательства или опровержения.
2. Формулировка гипотезы исследовательского проекта учащегося школы.
3. Изучение теоретической базы по гипотезе в справочной и научной литературе.
4. Сравнительный анализ полученной информации по теме с собственными умозаключениями.
5. Проведение практических работ и опытов с целью доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы. Анализ результатов и подготовка демонстрационного материала.
6. Сравнение полученных результатов экспериментальной части исследования с гипотезой, её последующее опровержение или подтверждение.

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ для формулировки гипотезы:
  • Предположим...
  • Допустим...
  • Возможно...
  • Что, если...
  • Если..., то...
  • При условии, что... 
ПРИМЕР формулировки гипотезы: 

Мы предполагаем, что созданное нами пособие поможет учащимся начальной школы быстрее изучить английский алфавит и освоить технику чтения.

Работа на тренажёре поможет вам усовершенствовать теоретические знания по теме "Введение", познакомиться с образцами  элементов Введения и особенностями их формулирования, отработать практические навыки по различению целей, задач и гипотезы проекта.

 

УСПЕХОВ В РАБОТЕ НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ!

среда, 20 января 2021 г.

8_Факультатив по русскому языку "В мире исключений: орфография, морфемика". Н, НН в прилагательных, образованных от глаголов

Тема: Правописание Н, НН в именах прилагательных, образованных от глаголов
Цель: определить условия написания Н, НН в суффиксах отглагольных прилагательных

Сегодняшнее занятие посвящено достаточно сложной теме. Попробуем в ней разобраться.
В русском языке чаще всего имена прилагательные образуются от существительных. Например: 
осенний ← осень 
кирпичный ← кирпич
барабанный ← барабан
Но есть прилагательные, которые образованы от глаголов. Их так и называют - отглагольные прилагательные. Например:
вязаный (свитер) ← вязать
вареный (картофель) ← варить
Возникает вопрос: сколько же букв Н пишется в таких прилагательных

Чтобы принять решении о написании Н, НН в отглагольных прилагательных, необходимо определить, от какого глагола образованы данные прилагательные. 

1. Если прилагательные образованы от глаголов несовершенного вида (они отвечают на вопрос что делать?) без приставок (кроме НЕ-), то в суффиксе пишется Н. Например:
путать (что делать? несов. вид, нет приставки) путаНый (ответ)
квасить (что делать? несов. вид, нет приставки) квашеНая (капуста)
не квасить (что делать? несов. вид, нет приставки) неквашеНый (приставка НЕ- на количество Н не влияет)
не красить (что делать? несов. вид, нет приставки) некрашеНый (приставка НЕ- на количество Н не влияет)
ИСКЛЮЧЕНИЯназваНый брат, посажёНый отец, смышлёНый ребёнок.
НО: нежданный, негаданный, нечаянный, невиданный, неслыханный

2. Если прилагательные образованы от бесприставочных глаголов несовершенного вида, НО в их составе есть суффиксы -ОВА- (-ЕВА-), -ИРОВА-, то в таких прилагательных пишется НН. Например:
баловаННый ← баловать (что делать? несов.вид, нет приставки, должна быть Н, но есть суффикс -ОВА-, поэтому НН)
рисковаННый ← рисковать (что делать? несов.вид, нет приставки, должна быть Нно есть суффикс -ОВА-, поэтому НН)
ИСКЛЮЧЕНИЯ: жёваНый, коваНый, клёваНый (в этих словах -ОВА-, -ЕВА- являются не суффиксами, а частью корня).

Предложенная тема является достаточно сложной, так как в ней есть нюансы, которые нужно запомнить. Процесс выбора Н, НН в написании отглагольных прилагательных состоит из нескольких мыслительных операций, в ходе которых проверяется то или иное положение правила, которое затем или отвергается, или принимается. Знание таких тонкостей русского языка и умение решать непростые орфографические "заморочки" и являются весомым показателем грамотности, образованности личности. Опыт показывает, что мы используем правила на начальном - тренировочном - этапе, потом правописание трудных слов запоминается, и мы выбираем верный вариант автоматически. Но тренировочный этап обязателен, если мы хотим добиться успеха.
Итак, перейдём к тренингу. Чтобы выбрать верное написание, нужно проверить по правилу пункт №1 плюс исключения, потом пункт №2 плюс исключения. Сегодня ограничимся элементарным уровнем. Удачи!

понедельник, 18 января 2021 г.

Народные традиции: Святки, Крещение

19 января - Крещение Господне, или Богоявление, один из 12 главных христианских праздников. Праздник начинается вечером 18 января, когда православные христиане отмечают Крещенский Сочельник. Праздник этот установлен в память крещения Иисуса Христа в реке Иордан. В Библии говорится, что в момент крещения на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя и голос с небес  возвестил, что Иисус - Сын Божий
Главная традиция праздника - освящение водыКрещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры, «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».

***

В Крещенскую полночь становятся лица светлей:

Вскрывается небо – и звёзды трепещут так близко,

Что верится, будто никто из возможных людей

Не сделает больно тебе ни сегодня, ни присно. 

Предчувствуя крест, на реке расступается лёд,

Но рад и ручей, пробивающий русло сквозь камни,

Ведь каждая капля воды в эту полночь – живёт,

И вечной надеждой живые насыщены капли...

 Дмитрий Растаев

Тема Крещения широко представлена в литературе. Известно произведение И. Шмелёва "Лето Господне". В центре романа - семья, через описание которой автор знакомит читателя с удивительным миром дореволюционной России, Москвы 1880-ых, в которой есть место христианским праздникам, народным гуляньям, чистым и светлым человеческим помыслам. Мы видим всё это глазами главного героя - маленького Вани, который каждый день открывает для себя этот мир и радуется своим маленьким открытиям. Одна из глав так и называется - "Крещение": "Он умывает меня святой водой, совсем ледяной, и шепчет: «Крещенская-богоявленская, смой нечистоту, душу освяти, телеса очисти, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». 
— Как снежок будь чистый, как ледок крепкой, — говорит он, утирая суровым полотенцем, — темное совлекается, в светлое облекается… — дает мне сухой просвирки и велит запивать водицей."

И. Шмелёв "Лето Господне" читать полностью или  слушать аудиокнигу


Во время Святок - между Рождеством и Крещением - на Руси принято было гадать. Наиболее лучшим для гадания временем считался Крещенский Сочельник - ночь на 19 января. В русской художественной литературе это время упоминается довольно часто:

1) На святках, по вечерам, у нее девки собирались и певали. В эти святки то же самое было (Н. Лесков «Житие одной бабы»). 

2) А теперь к тому же самое шумное время, середина зимы, рождество, Новый год, праздники, святки; святки! (Ф. Достоевский «Петербургские сновидения в стихах и прозе»).

3) Край его был бедный, народу смыслящего мало, письменного не много, а Шемяка у дьячка в святцы глядеть выучился, знал праздник, по приметам, отличать от буден... (В. Даль «Сказка о Шемякином суде»). 

4) У них уж таков обычай, не посмотря в святцы, да бух в колокол! (А. Толстой «Князь Серебряный»)

Ю. Сергеев. Гадание на картах. Святки
Но наиболее известное произведение о времени святочных гаданий - романтическая баллада А.Жуковского "Светлана",  наполненная фольклорными мотивами. В. А. Жуковский создал образ верной и любящей девушки, тоскующей о женихе, от которого давно нет вестей. И тогда Светлана решается на страшное гадание ночью в одиночестве перед зеркалом. Не смотря на жуткий сон, привидевшийся девушке, баллада заканчивается вполне счастливо: милый друг жив-здоров и торопится на встречу с ней. 
Карл Брюллов. Гадающая Светлана
Вспомним любимые строки баллады:

Тема Святок ярко отражена и в русской живописи. Известно, что гадания особо популярны стали во времена "теремного затворничества", когда длинными зимними вечерами боярышни, сенные девки пытались украдкой заглянуть в будущее и узнать, кого же судьба пошлёт в мужья, когда это случится и какова будет дальнейшая жизнь.
Ю. Сергеев. Гадание на суженого. Святки
К. Маковский. Святочные гадания
К. Трутовский. Святочные гуляния

К. Коровин. Святочные гуляния
Ю. Сергеев. Угадалки. Святки
А. Новоскольцев. Светлана

четверг, 14 января 2021 г.

Литературный календарь: Анатолий Рыбаков (1911 - 1998)

14 января исполнятся 110 лет со дня рождения известного русского советского писателя Анатолия Наумовича Рыбакова - автора многих произведений, которыми зачитывалось не одно поколение любителей литературы. 
А. Н. Рыбаков известен молодёжи по таким приключенческим повестям, как "Кортик", "Бронзовая птица", "Выстрел", "Приключения Кроша". Все они были экранизированы. 
Фильмы имели такой же оглушительный успех, как и книги. Ещё бы! Затаив дыхание, читатели и зрители следили за чередой невероятных и весьма опасных событий, участниками которых стали
Миша Поляков и его друзья - Генка Петров и Слава Эльдаров; взрослели и мужали вместе с Сергеем Крашенниковым по прозвищу Крош. Все эти мальчишки - обычные московские школьники, ничем, казалось бы, не примечательные. Но, постигая жизнь, они проявляют такие качества, как смелость, неравнодушие к судьбам других людей, ответственность, обострённое чувство справедливости. Они очень искренни в восприятии мира, так "вкусно" и интересно проживают свою жизнь, что невольно завидуешь им. И вновь и вновь возвращаешься к любимым страницам книг... К любимым кадрам фильма... И хочется сказать огромное спасибо АВТОРУ

Более подробно о биографии и творчестве писателя можно узнать здесь.

Читать книги А. Н. Рыбакова: "Кортик""Бронзовая птица".

Смотреть художественные фильмы: "Кортик""Бронзовая птица""Последнее лето детства""Каникулы Кроша"

Написать интерактивный диктант по повести А. Н. Рыбакова "Кортик":

среда, 13 января 2021 г.

6_Русский язык: степени сравнения прилагательных


Материалы к уроку 

1. Теоретический блок

1.1. Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Имена прилагательные могут относиться к одному из трёх разрядов: они бывают КАЧЕСТВЕННЫМИ (весёлый, сильный), ОТНОСИТЕЛЬНЫМИ (кирпичный, летний, городской), ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫМИ (папин, лисий). 

Только КАЧЕСТВЕННЫЕ имена прилагательные могут образовывать СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ.

1.2. Их две - СРАВНИТЕЛЬНАЯ (признак проявляется в большей или меньшей степени: сильнее, более сильный, менее сильный) и ПРЕВОСХОДНАЯ (признак проявляется максимально, в наивысшей, превосходящей всех степени: сильнейший, самый сильный, сильнее всех). 

Каждая СТЕПЕНЬ СРАВНЕНИЯ имеет две формы: ПРОСТУЮ и СОСТАВНУЮ. ПРОСТАЯ ФОРМА состоит из одного слова (сравнение выражено через суффикс: сильнее, сильнейший). СОСТАВНАЯ ФОРМА состоит из двух слов (сравнение выражено через вспомогательные слова: более сильный, самый сильный). Распознавать разные ФОРМЫ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ можно по суффиксам и вспомогательным словам. Как это сделать - изучите по таблице: 

Например:

СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

(качественных!)

ВЕСЁЛЫЙ, ВЫСОКИЙ, КРАСИВЫЙ 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ

ПРЕВОСХОДНАЯ

Простая форма

Составная форма

Простая форма

Составная форма

веселЕЕ

более весёлый

менее весёлый

веселЕЙШий

самый весёлый

веселЕЕ всех

вышЕ

более высокий

менее высокий

высочАЙШий

самый высокий

вышЕ всех

красивЕЕ

более красивый

менее красивый

красивЕЙШий

самый красивый

красивЕЕ всех

2. Практический блок 

Проверьте себя. Выберите игру на свой вкус!

2.1. Игра-пазл с призовым видеороликом:

    

2.2. Игра-викторина:  

УСПЕХОВ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА!

8_Факультативное занятие по русскому языку "В мире исключений: орфография, морфемика". Н, НН в суффиксах прилагательных

Правописание Н, НН в суффиксах прилагательных - довольно распространённая орфограмма, которая часто встречается и в диктантах, и в творческих работах, и в других текстах, которые нам приходится составлять. Чтобы не попасться в сети ошибок, следует знать и уметь применять правило.

Итак, в прилагательных пишется как одна буква -Н-, так и -НН-. Правильный выбор сделаем, определив, от слова какой части речи и с помощью каких суффиксов образуются прилагательные.

Сегодня нас интересует написание -Н- и -НН- в прилагательных, образованных от существительных.

Рассмотрим таблицу и вспомним правило:

Более подробно можно прочитать здесь.

Или посмотреть видео.

Тренировочное упражнение: