19 января - Крещение Господне, или Богоявление, один из 12 главных христианских праздников. Праздник начинается вечером 18 января, когда православные христиане отмечают Крещенский Сочельник. Праздник этот установлен в память крещения Иисуса Христа в реке Иордан. В Библии говорится, что в момент крещения на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя и голос с небес возвестил, что Иисус - Сын Божий.
Главная традиция праздника - освящение воды. Крещенскую воду весь год
употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры,
«дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и
все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».
***
В Крещенскую полночь
становятся лица светлей:
Вскрывается небо – и
звёзды трепещут так близко,
Что верится, будто
никто из возможных людей
Не сделает больно
тебе ни сегодня, ни присно.
Предчувствуя крест,
на реке расступается лёд,
Но рад и ручей,
пробивающий русло сквозь камни,
Ведь каждая капля
воды в эту полночь – живёт,
И вечной надеждой
живые насыщены капли...
Дмитрий Растаев
Тема Крещения широко представлена в литературе. Известно произведение И. Шмелёва "Лето Господне". В центре романа - семья, через описание которой автор знакомит читателя с удивительным миром дореволюционной России, Москвы 1880-ых, в которой есть место христианским праздникам, народным гуляньям, чистым и светлым человеческим помыслам. Мы видим всё это глазами главного героя - маленького Вани, который каждый день открывает для себя этот мир и радуется своим маленьким открытиям. Одна из глав так и называется - "Крещение": "Он умывает меня
святой водой, совсем ледяной, и шепчет: «Крещенская-богоявленская, смой
нечистоту, душу освяти, телеса очисти, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».
— Как снежок будь
чистый, как ледок крепкой, — говорит он, утирая суровым полотенцем, — темное
совлекается, в светлое облекается… — дает мне сухой просвирки и велит запивать
водицей."
И. Шмелёв "Лето Господне" читать полностью или слушать аудиокнигу
Во время Святок - между Рождеством и Крещением - на Руси принято было гадать. Наиболее лучшим для гадания временем считался Крещенский Сочельник - ночь на 19 января. В русской художественной литературе это время упоминается довольно часто:
1) На святках, по вечерам, у нее девки собирались и певали. В эти святки то же самое было (Н. Лесков «Житие одной бабы»).
2) А теперь к тому же самое шумное время, середина зимы, рождество, Новый год, праздники, святки; святки! (Ф. Достоевский «Петербургские сновидения в стихах и прозе»).
3) Край его был бедный, народу смыслящего мало, письменного не много, а Шемяка у дьячка в святцы глядеть выучился, знал праздник, по приметам, отличать от буден... (В. Даль «Сказка о Шемякином суде»).
4) У них уж таков обычай, не посмотря в святцы, да бух в колокол! (А. Толстой «Князь Серебряный»)
|
Ю. Сергеев. Гадание на картах. Святки |
Но наиболее известное произведение о времени святочных гаданий - романтическая баллада А.Жуковского "Светлана", наполненная фольклорными мотивами. В. А. Жуковский создал образ верной и любящей девушки, тоскующей о женихе, от которого давно нет вестей. И тогда Светлана решается на страшное гадание ночью в одиночестве перед зеркалом. Не смотря на жуткий сон, привидевшийся девушке, баллада заканчивается вполне счастливо: милый друг жив-здоров и торопится на встречу с ней.
|
Карл Брюллов. Гадающая Светлана |
Вспомним любимые строки баллады:
Тема Святок ярко отражена и в русской живописи. Известно, что гадания особо популярны стали во времена "теремного затворничества", когда длинными зимними вечерами боярышни, сенные девки пытались украдкой заглянуть в будущее и узнать, кого же судьба пошлёт в мужья, когда это случится и какова будет дальнейшая жизнь.
|
Ю. Сергеев. Гадание на суженого. Святки |
|
К. Маковский. Святочные гадания |
|
К. Трутовский. Святочные гуляния |
|
К. Коровин. Святочные гуляния
|
|
Ю. Сергеев. Угадалки. Святки |
|
А. Новоскольцев. Светлана |
Комментариев нет:
Отправить комментарий