ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

четверг, 25 марта 2021 г.

Школа молодого учителя (март - 2021). Факультатив как внеурочная форма работы по русскому языку

 Тема: Факультатив как внеурочная форма работы по русскому языку

План 

1. Значение термина «внеурочная деятельность»
2. Нормативная правовая база для организации внеурочной деятельности в учебных заведениях  ДНР
3. Цели и задачи внеурочной деятельности по русскому языку и литературе 
4. Факультатив как форма организации внеурочной деятельности по русскому языку (из опыта работы):
          - «Знай и люби родной язык», 7 класс;
          - «В мире исключений: орфография, морфемика», 8 класс 

Внеурочная деятельность по предмету – важная составляющая часть школьного образовательного процесса, существенно влияющая на конечный результат обучения и воспитания школьников.

В Методических рекомендациях к составлению плана внеурочной деятельности общеобразовательной организации, подготовленных ДОНРИДПО, указано: «Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации».

Нормативной правовой базой для организации внеурочной деятельности в общеобразовательной организации Республики являются: Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании», соответствующие Приказы Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, обновлённые ГОС МОН ДНР. 

Включение обучающихся в разностороннюю внеурочную деятельность решает следующие задачи:

совершенствование условий для развития ребёнка;

организация занятости обучающихся в свободное от учёбы время;     оптимизация учебной нагрузки обучающихся;

развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

развитие позитивного отношения к базовым социальным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни;

организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся в тесном взаимодействии с социумом.

Из общих целей и задач вытекают конкретные цели и задачи внеурочной деятельности по русскому языку и литературе.

Цели внеурочной работы по русскому языку и литературе:

- развитие интереса к русскому языку и литературе как к учебным предметам;

- воспитание любви к великому русскому языку, к наследию русской литературы;

- повышение общей языковой и читательской культуры.

Задачи:

- расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках;

- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями, подбирать материал на нужную тему;

- сформировать творческую активность учащихся;

- выявить одаренных в лингвистическом и литературном отношении учащихся;

- воспитать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по филологическим предметам. 

Урок – основное и важнейшее звено учебно-воспитательного процесса. Но урок не может охватить все виды деятельности обучающихся. Параллельно с уроком в рамках классно-урочной системы существуют внеурочные формы организации учебного процесса: домашняя работа, консультации, дополнительные занятия, учебные конференции. Для удовлетворения потребности учащихся в получении знаний по интересам, а также с целью профориентации в школе существуют факультативные занятия. Они развивают у школьников навыки самостоятельной деятельности, стимулируют потребность в самообразовании.

В МОУ «Школа №24 города Тореза» в 7-8 классах ведутся два факультативных курса по русскому языку:

1) «Знай и люби родной язык», 7 класс;

2) «В мире исключений: орфография, морфемика», 8 класс.

Факультативный курс «Знай и люби родной язык» разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом основного общего образования Донецкой Народной Республики, определяющим требования и рекомендации при обучении русскому языку в средней школе. Программа факультатива воспитывает чуткость к красоте и выразительности родной речи, прививает любовь к русскому языку, интерес к его изучению разными путями. Данная программа берет за основу  знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях; под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.

Факультативный курс «В мире исключений: орфография, морфемика» помогает учащимся 8 класса систематизировать и обобщить знания в области орфографии, повысить функциональную грамотность; позволяет не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка. На факультативном курсе уделяется большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.

В 2020-2021 учебном году факультативные занятия были вынесены в дистанционный формат. В связи с этим учителю пришлось выстраивать занятия таким образом, чтобы создать максимально благоприятные условия для самостоятельной работы учащихся над темами, для осуществления самопроверки, работы над ошибками и учительского контроля. Для осуществления заочных занятий учитель может использовать готовые материалы образовательных интернет-сайтов: Грамота.ру, Образовака.ру, Школьный помощник, Видеоуроки, Инфоурок, - а также подготовить собственные дидактические материалы: 

оформить содержательную часть факультативного занятия в виде текстового файла  с одновременным подбором иллюстративного материала; 

таблицы, содержащие теоретические сведения или конкретные примеры использования языковых единиц;

видеоуроки; презентации;

интерактивные задания, созданные с использованием инструментов специальных платформ интернет.

Модели факультативных занятий в дистанционном формате

Факультативный курс «Знай и люби родной язык», 7 класс 

Тема «Виды омонимов, их использование в художественной литературе» (Ссылка на занятие)

План занятия

1. Объявление темы занятия
2. Повторение: значение термина
3. Работа с теорией: изучение учебной статьи о полных/неполных омонимах
4. Работа по таблице: виды неполных омонимов, пояснение значения, примеры
5. Рубрика «Это интересно»: звуковое совпадение слова и нескольких слов
6. Анализ примеров использования омонимов в поэзии
7. Практическая работа: выполнение интерактивного упражнения «Омонимы. Виды омонимов» (предназначено для отработки умений определять виды омонимов, состоит из 15 заданий, сопровождается таблицей с теорией, выдаётся электронный сертификат с результатом), выполнение самопроверки, анализ ошибок.

Контроль: учитель видит работу ученика в личном кабинете, комментирует качество выполнения, анализирует ошибки, консультирует ученика 

Тема «Использование синонимов в речи и художественной литературе» (Ссылка на занятие)

План занятия

1. Объявление темы занятия
2. Роль синонимов в речи
3. Понятие о неоправданном речевом повторе как распространённой стилистической ошибке
4. Приём нанизывания синонимов в предложении
5. Связь синонимии с явлением многозначности слова
6. Выполнение по выбору упражнений для совершенствования речи:
- упражнение №1: игра-тренажёр для тех, кто не уверен в своих силах (поиск синонимов в пословицах), выполнение самопроверки, работа над ошибками;
- упражнение №2: редактирование текста для учащихся начальных классов, выполнение самопроверки, анализ ошибок.

Контроль: скриншоты работ отправляются на почту учителю. 

Факультативный курс «В мире исключений: орфография, морфемика», 8 класс

Тема «Орфографические трудности в окончании некоторых существительных в родительном падеже множественного числа» (Ссылка на занятие)

План занятия

1. Объявление темы занятия
2. Создание проблемной ситуации, анализ проблемы
3. Знакомство с нормативным образованием форм родительного падежа множественного числа имён существительных и исключениями по микротемам: название овощей и фруктов, название парных предметов и т. д. 
4. Рекомендации для лучшего запоминания норм
5. Практика: выполнение интерактивного упражнения «Орфографические трудности: окончания существительных в родительном падеже множественного числа» (выбор верного варианта написания существительных в предложениях, электронный сертификат с результатом), выполнение самопроверки, анализ ошибок. 

Контроль: учитель видит работу ученика в личном кабинете, комментирует качество выполнения, анализирует ошибки, консультирует ученика. 

Тема «Правописание Н, НН в суффиксах причастий» (Ссылка на занятие)

План занятия

1. Объявление темы занятия
2. Повторение: что такое причастие
3. Определение затруднения и выход из него: детективная история-видеоурок по различению причастий и отглагольных прилагательных
4. Воспроизведение теоретических сведений по таблице
5. Повторение правила написания Н, НН (выбор источника -  связный текст, видеопрезентация), восстановление правила по опорной схеме
6. Практика: работа на тренажёрах по выбору, выполнение самопроверки, анализ ошибок:
- тренажёр №1 «Различение страдательных причастий и отглагольных прилагательных»;
- тренажёр №2 «Правописание Н, НН в причастиях».

Контроль: скриншоты работ отправляются на почту учителю 

Факультативные занятия – лишь одна из форм организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе. Чтобы процесс обучения был постоянным, разнообразным и продуктивным, необходимо использовать и другие формы работы. 

Ссылка на материалы

Комментариев нет:

Отправить комментарий