Цель: познакомить с нормами образования существительных в родительном падеже множественного числа
Уважаемые восьмиклассники! Приветствую вас на очередном занятии факультатива по русскому языку. В прошлый раз мы говорили об окончаниях имён существительных 1, 2 и 3 склонения, а также об особенностях окончаний существительных на -НЯ. Сегодня мы продолжим разговор об окончаниях: нас будут интересовать орфографические трудности в окончании некоторых существительных в родительном падеже множественного числа.
КАК ПРАВИЛЬНО СКАЗАТЬ:
ЧУЛОК ИЛИ ЧУЛКОВ?
НОСОК ИЛИ НОСКОВ?
ПОМИДОР ИЛИ ПОМИДОРОВ?
Трудности заключаются в том, что мы часто в обычной жизни слышим неверные варианты и привыкаем к ним, принимая за норму. Но в русском языке существуют строгие законы. Их достаточно много, и запомнить все - ещё одна трудность. Познакомьтесь с ними и постарайтесь запомнить. Конечно, за одно занятие это сделать невозможно, но, если поставить цель, до выпускного экзамена (а это ещё целых три года!) можно успеть выучить. Вот основные нормы.
НОРМАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ РОДИТЕЛЬНОГО
ПАДЕЖА МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
1. Имена существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме Р.п. мн.ч. имеют окончание –ов.
АНАНАСЫ - АНАНАСОВ
АПЕЛЬСИНЫ - АПЕЛЬСИНОВ
БАКЛАЖАНЫ - БАКЛАЖАНОВ
ГРАНАТЫ – ГРАНАТОВ
ЛИМОНЫ – ЛИМОНОВ
МАНДАРИНЫ – МАНДАРИНОВ
ПОМИДОРЫ – ПОМИДОРОВ
Исключения: ДЫНИ – ДЫНЬ
СЛИВЫ – СЛИВ
ЯБЛОКИ – ЯБЛОК
|
2. Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в основном в форме Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание.
БОТИНКИ – БОТИНОК
БУТСЫ – БУТС
БРЮКИ – БРЮК
ГЕТРЫ – ГЕТР
ВАЛЕНКИ – ВАЛЕНОК
КАСТАНЬЕТЫ – КАСТАНЬЕТ
ПАНТАЛОНЫ – ПАНТАЛОН
ПОГОНЫ – ПОГОН
САПОГИ – САПОГ
ТУФЛИ – ТУФЕЛЬ
ЧУЛКИ – ЧУЛОК
ШАРОВАРЫ – ШАРОВАР
ШОРТЫ – ШОРТ
ЭПОЛЕТЫ - ЭПОЛЕТ
Исключения: ГОЛЬФЫ – ГОЛЬФОВ
ДЖИНСЫ – ДЖИНСОВ
КЕДЫ – КЕДОВ
КЛИПСЫ – КЛИПСОВ
ЛАМПАСЫ – ЛАМПАСОВ
НОСКИ – НОСКОВ
РЕЛЬСЫ - РЕЛЬСОВ
|
БАШКИРЫ – БАШКИР
БОЛГАРЫ – БОЛГАР
БУРЯТЫ – БУРЯТ
ГРУЗИНЫ – ГРУЗИН
ЛЕЗГИНЫ – ЛЕЗГИН
ОСЕТИНЫ – ОСЕТИН
РУМЫНЫ – РУМЫН
ТАТАРЫ – ТАТАР
ТУРКМЕНЫ – ТУРКМЕН
ТУРКИ – ТУРОК
ЦЫГАНЕ – ЦЫГАН
Исключения: МОНГОЛЫ – МОНГОЛОВ
ТАДЖИКИ – ТАДЖИКОВ
ХОРВАТЫ – ХОРВАТОВ
ЯКУТЫ - ЯКУТОВ
|
ГУСАРЫ – ГУСАР
ДРАГУНЫ – ДРАГУН
КАДЕТЫ – КАДЕТ
ПАРТИЗАНЫ – ПАРТИЗАН
СОЛДАТЫ – СОЛДАТ
УЛАНЫ – УЛАН
Исключение: САПЁРЫ-САПЁРОВ
|
АРШИН – АРШИН
БАСНЯ – БАСЕН
БАШНЯ – БАШЕН
БРЫЗГИ – БРЫЗГ
ВАТТ – ВАТТ
ВОЛЬТ – ВОЛЬТ
ДЕЛО – МНОГО ДЕЛ
ВАФЛЯ – ВАФЕЛЬ
ЖАБРЫ – ЖАБР
КОПНА – КОПЁН или КОПН
КУХНЯ – КУХОНЬ
МАКАРОНЫ – МАКАРОН
МАНЖЕТА – МАНЖЕТ
НЯНЯ – НЯНЬ
ПЕТЛЯ - ПЕТЕЛЬ
2. Практический блок
Спасибо, Никита, ты самый первый справился с работой, но стоит вернуться к теории.
ОтветитьУдалитьДанил, обрати внимание на подачу темы: орфографические трудности. Чтобы встретиться с трудностями во всеоружии, необходимо готовиться! Не изучишь теорию, не найдёшь индивидуальный,только тебе удобный способ запоминания - не станешь грамотным человеком!
ОтветитьУдалитьМарьяна, молодец! Уважаю твою волю к победе! В случае неудачи собираем волю в кулак - и вперёд!
ОтветитьУдалитьАлександр, спасибо, у тебя лучший результат! Ах, это коварное слово "гектаров"! Поставила его в один ряд со словами "каратов", "георгинов", чтобы легче запомнилось.
ОтветитьУдалитьВадим, вернись к теории ещё раз. Перечитай слова вслух, привыкни к их звучанию.
ОтветитьУдалитьВиктория, поздравляю с ПЯТЁРКОЙ!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Кристина, заслуженная пятёрка!
ОтветитьУдалить