ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

среда, 24 февраля 2021 г.

8_Факультатив по русскому языку "В мире исключений: орфография, морфемика". Орфографические трудности в окончании некоторых существительных в родительном падеже множественного числа

Тема: Орфографические трудности в окончании некоторых существительных в родительном падеже множественного числа 

Цель: познакомить с нормами образования существительных в родительном падеже множественного числа 

1. Теоретический блок

Уважаемые восьмиклассники! Приветствую вас на очередном занятии факультатива по русскому языку. В прошлый раз мы говорили об окончаниях имён существительных 1, 2 и 3 склонения, а также об особенностях окончаний существительных на -НЯ. Сегодня мы продолжим разговор об окончаниях: нас будут интересовать орфографические трудности в окончании некоторых существительных в родительном падеже множественного числа. 

КАК ПРАВИЛЬНО СКАЗАТЬ: 

ЧУЛОК ИЛИ ЧУЛКОВ?

НОСОК ИЛИ НОСКОВ?

ПОМИДОР ИЛИ ПОМИДОРОВ?

Трудности заключаются в том, что мы часто в обычной жизни слышим неверные варианты и привыкаем к ним, принимая за норму. Но в русском языке существуют строгие законы. Их достаточно много, и запомнить все - ещё одна трудность. Познакомьтесь с ними и постарайтесь запомнить. Конечно, за одно занятие это сделать невозможно, но, если поставить цель, до выпускного экзамена (а это ещё целых три года!) можно успеть выучить. Вот основные нормы.

НОРМАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ РОДИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

1. Имена существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме Р.п. мн.ч. имеют окончание –ов.

АБРИКОСЫ - АБРИКОСОВ
АНАНАСЫ - АНАНАСОВ
АПЕЛЬСИНЫ - АПЕЛЬСИНОВ
БАКЛАЖАНЫ - БАКЛАЖАНОВ
ГРАНАТЫ – ГРАНАТОВ
ЛИМОНЫ – ЛИМОНОВ
МАНДАРИНЫ – МАНДАРИНОВ
ПОМИДОРЫ – ПОМИДОРОВ

Исключения:

ДЫНИ – ДЫНЬ
СЛИВЫ – СЛИВ
ЯБЛОКИ – ЯБЛОК

2. Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в основном в форме Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание.

БАХИЛЫ – БАХИЛ
БОТИНКИ – БОТИНОК
БУТСЫ – БУТС
БРЮКИ – БРЮК
ГЕТРЫ – ГЕТР
ВАЛЕНКИ – ВАЛЕНОК
КАСТАНЬЕТЫ – КАСТАНЬЕТ
ПАНТАЛОНЫ – ПАНТАЛОН
ПОГОНЫ – ПОГОН
САПОГИ – САПОГ
ТУФЛИ – ТУФЕЛЬ
ЧУЛКИ – ЧУЛОК
ШАРОВАРЫ – ШАРОВАР
ШОРТЫ – ШОРТ
ЭПОЛЕТЫ - ЭПОЛЕТ

Исключения:

ГОЛЬФЫ – ГОЛЬФОВ
ДЖИНСЫ – ДЖИНСОВ
КЕДЫ – КЕДОВ
КЛИПСЫ – КЛИПСОВ
ЛАМПАСЫ – ЛАМПАСОВ
НОСКИ – НОСКОВ
РЕЛЬСЫ - РЕЛЬСОВ

3. Имена существительные, обозначающие название национальностей, в основном в форме Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание.

АРМЯНЕ – АРМЯН
БАШКИРЫ – БАШКИР
БОЛГАРЫ – БОЛГАР
БУРЯТЫ – БУРЯТ
ГРУЗИНЫ – ГРУЗИН
ЛЕЗГИНЫ – ЛЕЗГИН
ОСЕТИНЫ – ОСЕТИН
РУМЫНЫ – РУМЫН
ТАТАРЫ – ТАТАР
ТУРКМЕНЫ – ТУРКМЕН
ТУРКИ – ТУРОК
ЦЫГАНЕ – ЦЫГАН

Исключения:

МОНГОЛЫ – МОНГОЛОВ
ТАДЖИКИ – ТАДЖИКОВ
ХОРВАТЫ – ХОРВАТОВ
ЯКУТЫ - ЯКУТОВ

4. Имена существительные, обозначающие название группы людей по роду деятельности, чаще всего имеют нулевое окончание.
ГРЕНАДЁРЫ – ГРЕНАДЁР
ГУСАРЫ – ГУСАР
ДРАГУНЫ – ДРАГУН
КАДЕТЫ – КАДЕТ
ПАРТИЗАНЫ – ПАРТИЗАН
СОЛДАТЫ – СОЛДАТ
УЛАНЫ – УЛАН
Исключение:
САПЁРЫ-САПЁРОВ

5. Следующие имена существительные в Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание.
АМПЕР – АМПЕР
АРШИН – АРШИН
БАСНЯ – БАСЕН
БАШНЯ – БАШЕН
БРЫЗГИ – БРЫЗГ
ВАТТ – ВАТТ
ВОЛЬТ – ВОЛЬТ
ДЕЛО – МНОГО ДЕЛ
ВАФЛЯ – ВАФЕЛЬ
ЖАБРЫ – ЖАБР
КОПНА – КОПЁН или КОПН
КУХНЯ – КУХОНЬ
МАКАРОНЫ – МАКАРОН
МАНЖЕТА – МАНЖЕТ
НЯНЯ – НЯНЬ
ПЕТЛЯ - ПЕТЕЛЬ

6. Следующие имена существительные в Р.п. мн.ч. имеют окончание –ов.

БРОНХИ – БРОНХОВ
ГРАММЫ – ГРАММОВ
ГЕКТАРЫ – ГЕКТАРОВ
ГЕОРГИНЫ – ГЕОРГИНОВ
ДЕБАТЫ – ДЕБАТОВ
КАРАТЫ – КАРАТОВ
КИЛОГРАММЫ – КИЛОГРАММОВ
НЕРВЫ – НЕРВОВ

Повторю: это наиболее часто встречающиеся слова. Перечитайте их. Чтобы лучше запомнить и привыкнуть к нормативному звучанию, лучше прочесть несколько раз. 

2. Практический блок

Выполните тестовые задания. В случае затруднения ещё раз обратитесь к теории. ВАЖНО качественно отработать орфограмму! По окончании работы можно скачать именной сертификат с результатом. Пришлите результат учителю ВК.

7 комментариев:

  1. Спасибо, Никита, ты самый первый справился с работой, но стоит вернуться к теории.

    ОтветитьУдалить
  2. Данил, обрати внимание на подачу темы: орфографические трудности. Чтобы встретиться с трудностями во всеоружии, необходимо готовиться! Не изучишь теорию, не найдёшь индивидуальный,только тебе удобный способ запоминания - не станешь грамотным человеком!

    ОтветитьУдалить
  3. Марьяна, молодец! Уважаю твою волю к победе! В случае неудачи собираем волю в кулак - и вперёд!

    ОтветитьУдалить
  4. Александр, спасибо, у тебя лучший результат! Ах, это коварное слово "гектаров"! Поставила его в один ряд со словами "каратов", "георгинов", чтобы легче запомнилось.

    ОтветитьУдалить
  5. Вадим, вернись к теории ещё раз. Перечитай слова вслух, привыкни к их звучанию.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо, Кристина, заслуженная пятёрка!

    ОтветитьУдалить