Тема: Использование синонимов в речи
Цель: показать роль синонимов в тексте, познакомить с примерами использования синонимов в художественной литературе
1. Теоретический блок
1.1. Вы знаете, что синонимы разнообразят нашу речь. Чем больше в языке синонимов, тем богаче язык, чем чаще мы употребляем синонимы в своей речи, тем ярче, выразительнее она становится. Синонимы точнее, ярче передают мысли, позволяют выразить многообразие оттенков того или иного явления, качества…
1.2. Составляя устный или письменный текст, мы часто используем одни и те же слова. Речевой повтор — самая распространённая стилистическая ошибка. Неоправданное и навязчивое повторение одного и того же слова действительно портит текст, ведь неумение пользоваться лексическими средствами языка и подбирать синонимы свидетельствует о бедности словарного запаса и делает речь менее выразительной.
1.3. Синонимы помогают избежать повторения одного и того же слова. Например: Софья рассказала о всемирном бое народа за право на жизнь, о давних битвах крестьян за свободу.
Синонимы могут
противопоставляться в тексте. Например: Не
глаза, а гляделки. Они не смотрели, а высматривали.
В стихотворной речи
синонимы могут использоваться в соответствии с требованиями ритма и рифмы.
Например:
1.4. Синонимия тесно связана с явлением многозначности. Наиболее ярко оно проявляется в художественной литературе и публицистике. Например, слово тихий имеет несколько значений, и к каждому из них могут быть подобраны свои синонимы. Так, в словосочетании тихий сон его синонимами являются – спокойный, безмятежный, но этими словами невозможно заменить слово тихий в сочетании его со словом человек. Синонимами к нему в словосочетании тихий человек являются – незаметный, скромный; в словосочетании тихий голос – слабый, еле слышный; в словосочетании тихая езда прилагательному тихая синонимичны – медленная, спокойная.
Приглашаю вас, ребята, поработать с упражнениями для совершенствования речи.
2. Практический блок
Выберите задание по силам и выполните его. Пришлите результат учителю ВК после занятия.
2.1. Упражнение №1 (для тех, кто не уверен в своих силах).
2.2. Упражнение №2 (редактирование текста).
Комментариев нет:
Отправить комментарий