ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

пятница, 7 ноября 2025 г.

9 Русский язык. Сочинение-рассуждение с объяснением значения слова

 Домашнее задание, индивидуальное обучение 

1. Прочитайте текст А. Приставкина (см. текст ниже)

2. Напишите (на черновике!) сочинение-рассуждение на тему "Что такое человечность?" В сочинении объясните ключевое слово темы. В подтверждение приведите два аргумента: один из прочитанного текста, другой из любого произведения литературы. В заключение сделайте вывод по предложенной теме. Объём работы - не менее 70 слов.

3. ПОМОЩЬ! При написании сочинения придерживайтесь следующей композиции:  

Композиционный элемент

Содержание: о чём писать?

1 абзац

Вступление

Объясните, как вы понимаете значение слова «человечность». Прокомментируйте своё понимание

2 абзац

Аргумент №1 (на базе прочитанного текста А. Приставкина)

Сформулируйте Тезис 1 (утверждение, подтверждающее ваше понимание слова «человечность», заявленное во Вступлении).

Приведите пример проявления человечности из прочитанного текста А. Приставкина. Прокомментируйте (сделайте вывод) этот пример.

3 абзац

Аргумент №2 (на базе произведения литературы)

Сформулируйте Тезис 2 (утверждение, подтверждающее ваше понимание слова «человечность», заявленное во Вступлении).

Приведите пример проявления человечности из любого другого произведения литературы (назовите его автора, название, жанр). Прокомментируйте (сделайте вывод) этот пример.

4 абзац

Заключение / Вывод

Подведите итог всего написанного (используйте вводные слова: итак, таким образом, следовательно - не забудьте выделить их запятыми). Прокомментируйте свой вывод.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КОРИДОР

1)Это было в сорок первом году. 2)Темная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. 3)Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода. 4)В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. 5)Была ночь.
6)— Здесь есть пища, — сказал Николай Петрович, сутулый, желтый от болезни человек.
7)Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. 8)Но скоро мы увидели и другое. 9)Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. 10)Там, как нам казалось, шевелилось что-то черное, и ухало, и кричало.
11) Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. 12)Здесь начиналась очередь.
13)Мы стояли и смотрели на окна. 14)Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. 15)Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. 16)И нам было видно, как он нервно вздергивает острые плечи. 17)И голос у него слабый, голос чахоточного человека. 18)Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..
19)А люди вдруг зашевелились. 20)Они подались назад, и маленькая трещинка расколола черную толпу. 21)А потом мы увидели еще: какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. 22)Человеческий коридор...
23)Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. 24)А тогда — мы шли через него, качающийся, живой, трудный.
25)И мы не видели лиц, просто стена больших и верных людей. 26)И яркий свет вдали. 27)Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краев дымящиеся тарелки. (А. Приставкин)

*Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931-2008)-русский писатель, общественный деятель. Широкую известность А. Приставкину принесла повесть «Ночевала тучка золотая…»(1987), поднимающая важные нравственные проблемы – война, детство, жестокость мира и людей.

среда, 5 ноября 2025 г.

Дина Сабитова "Где нет зимы"

Материалы к конкурсу "Живая классика" 

Информационная справка

«Где нет зимы» Дины Сабитовой — книга о сиротстве и раннем взрослении. Это история о судьбе мальчика-подростка Паши и его сестры Гуль. Дети живут с бабушкой и мамой — художницей, которая ведёт вольный образ жизни и часто исчезает из дома. Но всё меняется в одночасье: бабушка умирает, мама исчезает, а дети оказываются в детском приюте. 

Главная мысль произведения: детям не место в детском доме, каким бы хорошим он ни был. Они должны расти в семье. А главным является дом, в котором всегда тепло и уютно, а также любящая семья. 

Отзывы о книге читателей

1. korriina 

Так рада, что в моей домашней библиотеке появилась эта книга! Начинала читать в электронном виде раз пять, и каждый раз тормозила на первых страницах. И, наконец, сегодня прочитала это произведение полностью. Всего за четыре часа. Невозможно оторваться от книги... История со счастливым концом о детях-сиротах... Паша и Гуль остаются совсем одни. Бабушка умерла, мама исчезла... Это не впервые: мама и до этого пропадала, но всегда возвращалась... Да её все нет и нет... Продукты закончились. Паша, вынужден был считать последние деньги, чтобы понять на какое время их хватит... Так и не одному ему нужно было на эти крохи жить, нужно еще кормить сестрёнку Гуль... В голове только одно: "Надо продержаться до возвращения мамы". Она не вернулась. Умерла. Что с ней произошло? Мы не узнаем. Детей отправляют в центр временного содержания, а дальше только одно - детский дом. Но этому, к счастью, не суждено случиться. В жизни детей появляется Мира, мама Миши, одноклассника Гуль. Она забирает обоих, и им предстоит притереться к друг другу. Справиться с трудностями. Просто жить. Книга просто не оставит равнодушным никого. 

"У всего есть причина. Есть причина у снега, у плохого настроения, у подгоревшей каши, есть причина у разбитой чашки, у каркающей вороны, у темноты." 

"Просто жизнь. Думать потом. Сейчас вот: пироги печь, пуговицы пришивать, на родительские собрания ходить. Ах да, еще топить печку и расчищать снег. Некогда, просто некогда сидеть и раздумывать о тонкостях трепещущей души." 

2. Анжелика Прус, 14 лет, г. Москва. Финалист конкурса «Книжный эксперт XXI века» (первый сезон) 

Вы хотите прочитать что-то душевное? Хотела бы порекомендовать вам книгу «Где нет зимы» Дины Рафисовны Сабитовой.

Эта книга помогает нам вспомнить цену семьи. Семья – это не обязательно кровное родство, но родство духовное, любовь друг к другу, общие интересы, считает автор. Я до сих пор не понимаю, как Дине Сабитовой удалось передать ощущение дома, родного семейного дома, как ей удалось передать запахи сырости и горения дров, как ей удалось передать само ощущение детства, в котором у главных героев произошла ужасная потеря… Но не бойтесь, эта книга не заставит вас плакать. Скорее наоборот: вы будете радоваться. Вы будете счастливы, что ваша семья здорова. Вы захотите еще больше любить ее и постараетесь сделать все, чтобы никогда не потерять ее.

Книга эта учит... Нет, не учит. Дина Сабитова сама говорит, что книга не может «учить», но мы можем многому научиться, можем многое понять. Например, понять, что это за место, где нет зимы.

Фрагмент для чтения 

Мою бабушку звали Александра Васильевна Соловьева. Она была портнихой. Работала она в жизни много кем – и в столовой, и в больнице, и на заводе, но главное – шила на заказ. Говорят, лет сорок назад моя бабушка была городской легендой и заказчицы приходили к ней «по рекомендации».

Дома мы звали ее Шурой. Шура много курила, любила петь, терпеть не могла готовить. И еще у нас с ней одинаковой формы нос и уши.

Бабушку многие считали немного того. Основания для этого были.

Расскажу один случай, чтоб вы поняли, что я имею в виду.

Надо было выпустить стенгазету к очередному Дню учителя. В школе нельзя: мы же вроде как делаем сюрприз учителям... 

Наш дом ближе всех. Поэтому пошли ко мне... 

И тут вышла бабушка… С вечной сигаретой в мундштуке.

Бабушка всегда курила сигареты не так, как все нормальные люди, а совала их в мундштук. Маму это раздражало. Она постоянно говорила Шуре, что мундштук – мужской аксессуар. А бабушка отвечала, что ее хрустальная мечта – курить трубку. И что, когда она наконец заведет себе трубку, мама еще вспомнит, как прелестно выглядел ее янтарный мундштук. «Девичья игрушка, – усмехалась бабушка, – ты, Маруська, просто ничего не понимаешь в женственности».

Девчонки, увидев бабушку, слегка остолбенели. Нет, они, конечно, вежливо поздоровались, но при этом…

Дело в том, что бабушка моя очень любила яркие платья. И сшила себе чуть ли не двадцать платьев по одной выкройке: с глубоким вырезом спереди, голыми плечами и длиннющей широченной юбкой. Юбка с оборками, а расцветка такая, что мимо не пройдешь. На этот раз платье было с огромными маками по темно-зеленому фону.

– Тебя принимают за старую сумасшедшую цыганку! – сердилась на бабушку мама.

– Что ж, пусть тогда меня украдет какой-либо табор, – хихикала в ответ бабушка. – «Я уйду с толпо-о-ой цыга-а-анок за киби-и-иткой ко-о-oчевой!» А в черный день буду зарабатывать на улице – гадать прохожим. Чем плохо?

Кстати, гадать на картах бабушка очень даже хорошо умела и любила, мне всегда казалось, что насчет черного дня она не шутит.

Так вот, вышла к нам бабушка в маковом платье с дымящимся мундштуком в руках и спросила меня важным неторопливым басом:

– Борька! Что за нашествие прекрасных девиц в наш скромный уголок?

– Шура, – вздохнул я, – нам надо делать газету.

– Ну и в чем же проблема?

– У нас пол кривой, Шура. Ватман разложить негде.

Бабушка посмотрела на нас, задумчиво покрутила мундштук, а потом сказала:

– Только потом все убрать, Борька! Чтоб краски – нигде-нигдешеньки ни капли!

И развернулась, поманив нас за собой. 

Фрагмент для чтения наизусть 

Надо было выпустить стенгазету к очередному Дню учителя. В школе нельзя: мы же вроде как делаем сюрприз учителям... 

Наш дом ближе всех. Поэтому пошли ко мне... 

И тут вышла бабушка… 

Девчонки, увидев бабушку, слегка остолбенели. Нет, они, конечно, вежливо поздоровались, но при этом…

Дело в том, что бабушка моя очень любила яркие платья. И сшила себе чуть ли не двадцать платьев по одной выкройке: с глубоким вырезом спереди, голыми плечами и длиннющей широченной юбкой. Юбка с оборками, а расцветка такая, что мимо не пройдешь. На этот раз платье было с огромными маками по темно-зеленому фону.

– Тебя принимают за старую сумасшедшую цыганку! – сердилась на бабушку мама.

– Что ж, пусть тогда меня украдет какой-либо табор, – хихикала в ответ бабушка. – «Я уйду с толпо-о-ой цыга-а-анок за киби-и-иткой ко-о-oчевой!» А в черный день буду зарабатывать на улице – гадать прохожим. Чем плохо?..

Так вот, вышла к нам бабушка в маковом платье с дымящимся мундштуком в руках и спросила меня важным неторопливым басом:

– Борька! Что за нашествие прекрасных девиц в наш скромный уголок?

– Шура, – вздохнул я, – нам надо делать газету.

– Ну и в чем же проблема?

– У нас пол кривой, Шура. Ватман разложить негде.

Бабушка посмотрела на нас, задумчиво покрутила мундштук, а потом сказала:

– Только потом все убрать, Борька! Чтоб краски – нигде-нигдешеньки ни капли!

И развернулась, поманив нас за собой. 

Читать книгу полностью

понедельник, 3 ноября 2025 г.

ЕГЭ-2026. Итоговое сочинение на тему "Почему жизнь часто сравнивают с дорогой?"

 Образец итогового сочинения

Почему жизнь часто сравнивают с дорогой?

   Многие философы и писатели сравнивали жизнь с дорогой. Действительно, у каждого человека свой путь. Он может быть тернистым, полным препятствий, а может быть и более ровным, понятным для идущего. Однако сложно представить жизнь без каких-либо испытаний. Иногда ожидаемый пункт назначения отличается от того места, где оказывается путник. Всё зависит от того, достаточно ли он приложил усилий, чтобы преодолеть все преграды. Кроме того, в жизни нельзя остановиться и повернуть назад: то, что осталось за плечами человека, всё время меняется, и прежняя тропинка становится совсем другой, с новыми крутыми поворотами.

   Отечественная литература знает немало художественных произведений с сюжетообразующим лейтмотивом дороги. Для писателя важно показать эволюцию персонажа, который приобретает новые качества во время долгого пути. Например, в романе-эпопее Л.Н. Толстого такие «ищущие» герои – это Андрей Болконский и Пьер Безухов. Итак, князь Болконский в самом начале своего пути искал славы и признания. Он отправляется на войну, чтобы стать вторым Наполеоном, и представляет себя мужественным лидером на поле боя. Однако всё меняется, когда Андрей Болконский видит происходящее с новой для него стороны. Поистине храбрые люди, такие как капитан Тушин, остаются в тени, не требуя никаких наград. А ложные патриоты, подобные Долохову или Жеркову, пытаются выслужиться перед начальством и завоевать авторитет. Сражение под Аустерлицем заставляет князя Андрея переоценить прежние взгляды и ориентиры, а также становится причиной разочарования в бывшем кумире. На жизненной дороге героя Л.Н. Толстого множество трудностей и препятствий. Ему предстоит отчаяться, сетуя на утраченное время, влюбиться, обретя новый смысл, возненавидеть врага, а впоследствии простить его. Путь Болконского закончен, но он умирает с честью, примирившись как с другими, так и с самим собой.

   В отличие от друга, Пьер Безухов остаётся жив, поэтому ещё не достиг пункта назначения. Л.Н. Толстой проверяет героя на прочность, посылая ему одно испытание за другим. Сначала делает его богатым наследником и мужем одной из самых влиятельных светских дам Элен Курагиной, потом отправляет к масонам в поисках истины. Безухов всё время размышляет о своём предназначении и даже решается на убийство Наполеона. Создаётся впечатление, что каждый поступок и каждая мысль графа – это очередной поворот на его жизненной дороге, который необходимо пройти с предельной аккуратностью, не споткнувшись. Так, Пьер становится не преступником, а спасителем, оказывается в плену, где знакомится с мудрым Платоном Каратаевым, понимает, что счастье – это прежде всего внутренняя свобода. Автор вознаграждает персонажа в эпилоге, сводя два пути – его и Наташи Ростовой. История Пьера Безухова становится прекрасной иллюстрацией для знаменитой пословицы: «Дорогу осилит идущий».

   Таким образом, жизнь – это действительно путь с огромным количеством троп, которые предстоит выбирать каждому. На протяжении своего путешествия люди меняются, переосмысливают прежние ценности и получают важный опыт. 

Текст сочинения с маркировкой структурный элементов 

Тема сочинения:

Почему жизнь часто сравнивают с дорогой?

Структурный элемент

Текст сочинения

1 абзац.

Вступление

 

 

Многие философы и писатели сравнивали жизнь с дорогой. Действительно, у каждого человека свой путь. Он может быть тернистым, полным препятствий, а может быть и более ровным, понятным для идущего. Однако сложно представить жизнь без каких-либо испытаний. Иногда ожидаемый пункт назначения отличается от того места, где оказывается путник. Всё зависит от того, достаточно ли он приложил усилий, чтобы преодолеть все преграды. Кроме того, в жизни нельзя остановиться и повернуть назад: то, что осталось за плечами человека, всё время меняется, и прежняя тропинка становится совсем другой, с новыми крутыми поворотами.

2 абзац

 

Тезис 1

 

 

Отечественная литература знает немало художественных произведений с сюжетообразующим лейтмотивом дороги. Для писателя важно показать эволюцию персонажа, который приобретает новые качества во время долгого пути.

Пример 1

Например, в романе-эпопее Л.Н. Толстого такие «ищущие» герои – это Андрей Болконский и Пьер Безухов. Итак, князь Болконский в самом начале своего пути искал славы и признания. Он отправляется на войну, чтобы стать вторым Наполеоном, и представляет себя мужественным лидером на поле боя. Однако всё меняется, когда Андрей Болконский видит происходящее с новой для него стороны. Поистине храбрые люди, такие как капитан Тушин, остаются в тени, не требуя никаких наград. А ложные патриоты, подобные Долохову или Жеркову, пытаются выслужиться перед начальством и завоевать авторитет.

Микро-вывод 1

Сражение под Аустерлицем заставляет князя Андрея переоценить прежние взгляды и ориентиры, а также становится причиной разочарования в бывшем кумире. На жизненной дороге героя Л.Н. Толстого множество трудностей и препятствий. Ему предстоит отчаяться, сетуя на утраченное время, влюбиться, обретя новый смысл, возненавидеть врага, а впоследствии простить его. Путь Болконского закончен, но он умирает с честью, примирившись как с другими, так и с самим собой.

3 абзац

(100-110 слов)

Тезис  2

В отличие от друга, Пьер Безухов остаётся жив, поэтому ещё не достиг пункта назначения. Л.Н. Толстой проверяет героя на прочность, посылая ему одно испытание за другим.

Пример 2

Например, сначала делает его богатым наследником и мужем одной из самых влиятельных светских дам Элен Курагиной, потом отправляет к масонам в поисках истины. Безухов всё время размышляет о своём предназначении и даже решается на убийство Наполеона. Создаётся впечатление, что каждый поступок и каждая мысль графа – это очередной поворот на его жизненной дороге, который необходимо пройти с предельной аккуратностью, не споткнувшись. Так, Пьер становится не преступником, а спасителем, оказывается в плену, где знакомится с мудрым Платоном Каратаевым, понимает, что счастье – это прежде всего внутренняя свобода. Автор вознаграждает персонажа в эпилоге, сводя два пути – его и Наташи Ростовой.

Микро-вывод 2

История Пьера Безухова становится прекрасной иллюстрацией для знаменитой пословицы: «Дорогу осилит идущий».

4 абзац

Заключение / Вывод

Таким образом, жизнь – это действительно путь с огромным количеством троп, которые предстоит выбирать каждому. На протяжении своего путешествия люди меняются, переосмысливают прежние ценности и получают важный опыт.


четверг, 30 октября 2025 г.

ЕГЭ-2026. Структурные элементы итогового сочинения и речевые клише

 Общая структура итогового сочинения

1. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

2. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200-250 слов.

2.1. Тeзис 1

    • Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
    • Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
    • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

2.2. Тeзис 2

    • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
    • Микpoвывoд
    • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

3. Заключение (60-70 слов)

ВАЖНО! При написании итогового сочинения  для создания каждой части удобно использовать речевые клише - особые фразы/предложения, облегчающие построение мысли.

Структурный элемент

О чём писать?

Речевые клише

1 абзац.

Вступление

(60-70 слов)

Комментарий к заданному вопросу/цитате, толкование ключевого понятия, формулировка тезиса - выражение своего мнения.

Для вступления

  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ...
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что...
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...

Для перехода к основной части:

  • Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...
  • Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к..
  • Обратимся к произведениям художественной литературы.
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу:.. (ответ на вопрос, заданный во вступлении).

2 абзац

Тезис 1 

(100-110 слов)

Тезис 1

Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение», чтобы избежать фактических ошибок).

Для формулировки Тезиса 1

  • Тема (счастья, смысла жизни, патриотизма…) затрагивается в романе… (автор, название).
  • Тема/проблема (...) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении… (автор, название).
  • Вспомним героя повести… (автор, название).
  • Обратимся к роману… (автор, название).

 

Пример 1

Обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.

Анализ значимого для раскрытия темы Примера 1

  • Автор описывает…
  • Писатель размышляет о…
  • Он акцентирует внимание читателя на..
  • Этот поступок героя говорит о...
  • Он ставит нам в пример…

 

Микровывод 1

с ключевыми словами тезиса 

завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста: в этой части формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме.

Микровывод

  • Этим эпизодом автор хочет донести до нас мысль о…
  • Проанализировав данный пример, мы можем прийти к выводу...

3 абзац

Тезис  2 

(100-110 слов)

Тезис 2.

Анализ значимого для раскрытия темы Примера 2. Микровывод 2 с ключевыми словами тезиса 2

См. клише абзаца 2

4 абзац

Заключение/

Вывод

(60-70 слов)

Вывод из всего вышесказанного и обобщение размышлений

Для заключения:

  • Следовательно, из всего вышесказанного напрашивается вывод…
  • Таким образом, мы приходим к выводу: …
  • Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о ...! Будем помнить о...
  • · Хочется верить, что…

среда, 29 октября 2025 г.

ЕГЭ-2026. Структура закрытого банка тем итогового сочинения

Комплекты тем итогового сочинения формируются из закрытого банка тем итогового сочинения. Он включает в себя более 2000 тем сочинений. Банк содержит как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в последние годы. 

ВАЖНО! Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

  • тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что... », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли... » и т. д.,
  • тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
  • тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

Ниже перечислены названия разделов и подразделов банка тем итогового сочинения. 

Разделы и подразделы  

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека  

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества. 

1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом. 

1.3. Познание человеком самого себя. 

1.4. Свобода человека и ее ограничения. 

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека  

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.  

2.2. Человек и общество. 

2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека. 

3. Природа и культура в жизни человека 

3.1. Природа и человек. 

3.2. Наука и человек. 

3.3. Искусство и человек. 

3.4. Язык и языковая личность. 

В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка: 

темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»; 

темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека»; 

темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».

вторник, 28 октября 2025 г.

ЕГЭ-2026. Критерии оценивания итогового сочинения

 


Официальные критерии оценивания итогового сочинения 2025-2026 от ФИПИ 

К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям. 

Требование № 1. «Объем итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350. 

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения» и критериям оценивания). 

ВАЖНО! При подсчёте слов в сочинении: 

    • учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи (например, предлоги В, С, У, союзы И, А, НО - одно слово)
    •  подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова) 
    • инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово) 
    • любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова)

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения» 

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за невыполнение требования №2 и «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания). 

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

1. «Соответствие теме»;

2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;

3. «Композиция и логика рассуждения»;

4. «Качество письменной речи»;

5. «Грамотность». 

Критерии № 1 и № 2 являются основными

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев. 

Критерий №1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт». 

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачёт». 

Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт». 

Критерий №4 «Качество письменной речи» 

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий №5 «Грамотность» 

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных


ЕГЭ-2026. Что такое итоговое сочинение и общие требования к нему

 

Что такое итоговое сочинение 

Каждый год в декабре выпускники школ пишут итоговое сочинение

Итоговое сочинение служит допуском одиннадцатиклассников к выпускным экзаменам. На ЕГЭ пойдут те, кто получит «зачет» за письменную работу по русскому языку. 

По сообщению Рособрнадзора, в 2025-2026 учебном году выпускники будут писать итоговое сочинение 3 декабря 2025 года, в среду - это основной день сдачи допуска к ЕГЭ.

Для тех, кто не справится с заданием или по каким-либо причинам пропустит основную дату, предусмотрены дополнительные дни. Они назначены на первую среду февраля - 4 февраля и вторую среду апреля - 8 апреля 2026 года.

Проверочная работа проводится в письменном виде – ученики пишут рассуждение, которое принесет им возможность попасть на ЕГЭ. Получить «зачет» за работу можно в том случае, если показать умение логично и грамотно рассуждать на выбранную тему, используя в качестве примеров и аргументов различные литературные произведения. Важно полно раскрыть нравственно-этическую тему, при этом не допустить фактических, грамматических и других ошибок.
Высокий балл за сочинение в 11 классе позволит использовать его в качестве личного достижения при поступлении в вуз. Некоторые учебные заведения дают до 10 баллов дополнительно к баллам ЕГЭ за эту работу.

Требования к итоговому сочинению 

Экзамен длится 3 часа 55 минут. Школьникам нужно написать рассуждение от 350 слов. Это рекомендуемое количество, при котором можно полно раскрыть тему. Ее ученик выбирает сам. В сочинении нужно использовать аргументы, примеры, написать свою точку зрения. Кроме этого, есть некоторые другие требования, без которых не получить «зачет».

Количество слов в сочинении ограничено лишь с одной стороны – минимум нужно написать 250 слов. В противном случае ученик получит «незачет».
Итоговое сочинение должно быть написано самостоятельно. Списывать его полностью, использовать точные фрагменты и отрывки или воспроизводить по памяти чужой текст – запрещено.