ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

четверг, 24 марта 2022 г.

8_Русский язык. Рассуждение на дискуссионную тему

 25.03.2022

Тема: Рассуждение на дискуссионную тему

Цель: повторить особенности текста-рассуждения; подготовиться к  сочинению

1. Теоретический блок

1.1. Дискуссия — обсуждение спорного вопроса, проблемы. Рассуждение на дискуссионую тему - это рассуждение по поводу спорного вопроса. Известно, что существуют 3 типа речи: повествование, описание, рассуждение. Повторите особенности написания сочинения-рассуждения, посмотрев обучающее видео ЗДЕСЬ.

1.2. Используя материалы таблицы, расскажите о композиционных элементах текста-рассуждения:

RASSUZDENIE.png

2. Практический блок

2.1. Выполните устно упр. 303: прочитайте текст; определите его тему. Что утверждается в тексте?

2.2. Напишите черновой вариант сочинения на тему "Можно ли жить без Родины?" Для выбора аргументов и примеров используйте в ПОМОЩЬ таблицу (можно использовать цитаты из упр. 303):

1. А. Ахматова "Не с теми я, кто бросил землю...»

https://www.culture.ru/poems/10183/ne-s-temi-ya-kto-brosil-zemlyu

2. И. Бунин «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»

http://parnasse.ru/klassika/bunin-ivan-alekseevich/ivan-bunin-u-pticy-est-gnezdo-u-zverja-est-nora.html

3. А. Блок

«Чем больше чувствуешь связь с Родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм».

4. С. Есенин «Гой ты, Русь, моя родная...»

 Если крикнет рать святая:               "Кинь ты Русь, живи в раю!"                Я скажу: "Не надо рая,                    Дайте родину мою".

5. К. Г. Паустовский

«Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца».

6. Народная мудрость

 Где родился, там и пригодился.

3. Домашнее задание

Напишите сочинение-рассуждение на тему "Можно ли жить без Родины?" (не менее 70 слов). Фото работы пришлите учителю ВК в течение дня.

среда, 23 марта 2022 г.

9_Литература. Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера

 24.03.2022

Тема: Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера

Цель: обучить умению давать развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера

1. Теоретический блок

1.1. Повторите структуру развёрнутого ответа на проблемный вопрос сопоставительного характера. Помните: сопоставление проявляется в сравнении героев РАЗНЫХ литературных произведений! 

SOPOSTAVLENIE.png

1.2. Ознакомьтесь с рекомендациями

Рекомендации

Выполняя задание, необходимо дать связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений (но не менее 70 слов!), раскрыть собственное видение проблемы, опираясь на позицию автора произведения; необходимо сопоставить героев ДВУХ произведения, обобщить результаты наблюдения и с их помощью раскрыть проблему. 

При проверке работы оценивается, дан ли прямой связный ответ на вопрос с опорой на авторскую позицию; приведена ли аргументация сформулированных тезисов; основаны ли аргументы на анализе текста (цитирование приветствуется! не подменять анализ текста пересказом!); есть ли фактические ошибки и неточности. 

Образец подобной работы ЗДЕСЬ

2. Практический блок

Познакомьтесь с вопросами, обдумайте их. Выберите один из вопросов, подберите аргументы и примеры к ним. Вспомните, в каких ещё произведениях литературы вы встречались с сатирическим изображением и критикой правящей верхушки общества. 

1)  Как показана проблема «омертвения русской души» в поэме Гоголя, и в каких произведениях литературы затрагивалась подобная проблема?

2) Можно ли отнести Манилова (на выбор - Коробочку, Собакевича, Ноздрёва, Плюшкина) к "мёртвым душам" и в каких произведениях литературы вы встречались с подобными персонажами?

3) Можно ли отнести помещиков, которых посещает Чичиков, к "мёртвым душам" и есть ли подобные "души" в комедии "Ревизор"?

Помощь по 2-ой части проблемного вопроса ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ

3. Домашнее задание

Напишите черновой вариант своего ответа на проблемный вопрос сопоставительного характера. Отредактируйте черновик. Напишите работу в тетрадь по литературе. Пришлите фото работы учителю ВК в течение дня.

7_Русский язык. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога

 24.03.2022

Тема: Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога

Цель: научиться различать простые и составные предлоги, выполнять их морфологический разбор

1. Теоретический блок

1.1. Изучите тему по видеоуроку:

1.2. Ознакомьтесь с материалом по учебнику - §55, 56

2. Практический блок

2.1. Рассмотрите таблицу, устно расскажите по ней о простых и составных предлогах

2.2. Выполните тренировочное упражнение. Фото результата пришлите учителю ВК

3. Домашнее задание

1) Изучить теорию §55, 56
2) Выполнить упр.344 (ВНИМАНИЕ: выписать словосочетания по группам; с одним из словосочетаний составить предложение, предлог из него разобрать морфологически). Фото работы пришлите учителю ВК после урока.

8_Факультатив "Знай и люби родной язык". Употребление относительных, качественных и притяжательных прилагательных в переносном значении.

 24.03.2022

Тема: Употребление относительных, качественных и притяжательных прилагательных в переносном значении. 

Цель: рассмотреть способность прилагательных употребляться в переносном значении

Известно, что имена прилагательные могут относиться к одному из трёх разрядов, то есть бывают качественными, относительными, притяжательными.

Некоторые при­ла­га­тель­ные, если их упо­тре­бить в пере­нос­ном смыс­ле, меня­ют свой лексико-грамматический раз­ряд. Чаще все­го при­об­ре­та­ют зна­че­ние каче­ства отно­си­тель­ные прилагательные:

камен­ный дом (дом из кам­ня) — камен­ное лицо (непо­движ­ное, жесткое);
золо­тое коль­цо (коль­цо из золо­та) — золо­той харак­тер (покла­ди­стый);
мир­ный пери­од (пери­од без вой­ны) — мир­ный харак­тер (спо­кой­ный, уступ­чи­вый);
брон­зо­вый под­свеч­ник — брон­зо­вый загар (смуг­лый).

Реже каче­ствен­ные при­ла­га­тель­ные пере­хо­дят в раз­ряд отно­си­тель­ных. Таким спо­со­бом обра­зу­ют­ся слова-термины:

лег­кий бег — лёг­кая промышленность;
тяже­лая сум­ка — тяже­лая атлетика;
звон­кая пес­ня — звон­кий согласный;
левый баш­мак — левые взгляды.

Притяжательные при­ла­га­тель­ные могут обо­зна­чать каче­ства или свой­ства предмета:

осли­ный хвост — осли­ное упрямство;
вол­чий вой — вол­чий взгляд (злой).

В зави­си­мо­сти от смыс­ла кон­тек­ста одно и то же при­ла­га­тель­ное может быть каче­ствен­ным, отно­си­тель­ным или притяжательным.

ЗАДАНИЕ

Прочитайте словосочетания. Определите, к какому разряду относятся прилагательные: 

  • лисий (чей?) хвост — лисий ворот­ник (ворот­ник из лисье­го меха) — лисья речь (хит­рая, неис­крен­няя);
  • мед­ве­жий (чей?) дете­ныш — мед­ве­жья шуба (шуба из меха) — мед­ве­жья поход­ка (неук­лю­жая, вразвалку);
  • заячий след - заячья шапка (шапка из меха зайца) - заячья душа (робкая, несмелая);
  • желез­ный ключ — желез­ное здо­ро­вье (отлич­ное) - железная воля (сильная, несгибаемая)

Источник

8_Русский язык. Обособление определений

 24.03.2022

Тема: Обособление определений

Цель: изучить условия обособления определений

1. Теоретический блок

1.1. Изучите тему по видеоуроку:

1.2. Изучите материал учебника - §48

2. Практический блок

2.1. Используя материал таблицы, расскажите об обособлении определений:

2.2. Поработайте на тренажёре. Пришлите фото результата учителю ВК после урока. Доступ к тренажёру ЗДЕСЬ

3. Домашнее задание

1) Повторите теорию по учебнику - §48
2) Выполните упр.299. Фото работы пришлите учителю ВК после урока

9_Русский язык. Стилистические особенности сложноподчинённого и простого предложений

 24.03.2022 (индивидуальное обучение)

Тема: Стилистические особенности сложноподчинённого и простого предложений

Цель: познакомиться с особенностями использования СПП в разных стилях речи; совершенствовать грамотность

1. Изучите теоретический материал. Составьте план статьи

Упoтpeблeниe cлoжныx пpeдлoжeний (СП) – oтличитeльнaя чepтa книжныx cтилeй. B paзгoвopнoй peчи мы иcпoльзyeм в ocнoвнoм пpocтыe пpeдлoжeния, пpичeм oчeнь чacтo - нeпoлныe (oтcyтcтвиe тex или иныx члeнoв вocпoлняeтcя интонацией, мимикoй, жecтaми). Если говорить о СП, то для разговорной речи более свойственны сложносочинённые предложения, что находится в полном соответствии с неподготовленностью этой речи, необязательностью установления в ней строгих логических связей. 

B книжныx фyнкциoнaльныx cтиляx шиpoкo иcпoльзyютcя cлoжныe cинтaкcичecкиe кoнcтpyкции c paзличными видaми coчинитeльнoй и пoдчинитeльнoй cвязи. 

Cлoжнoпoдчинeнныe пpeдлoжeния (СПП) ocoбeннo cвoйcтвeнны научному стилю: oни пoзвoляют нe тoлькo тoчнo cфopмyлиpoвaть тoт или инoй тeзиc, нo и пoдкpeпить eгo нeoбxoдимoй apгyмeнтaциeй, дaть нayчнoe oбocнoвaниe. В научном стиле частотны СПП с двумя или несколькими придаточными. Нayчный cтиль xapaктepизyeтcя пpeoблaдaниeм пpичинныx и ycлoвныx пpидaтoчныx чacтeй. Toчнocть и yбeдитeльнocть кoнcтpyкций СПП пpи этoм вo мнoгoм зaвиcит oт пpaвильнoгo иcпoльзoвaния cpeдcтв cвязи простых чacтeй: coюзoв, coюзныx cлoв (например: если..., то...; когда...., тогда...). B СПП coюзы нe тoлькo cвязывaют простые чacти, нo и ycтaнaвливaют лoгичecкиe cвязи простых пpeдлoжeний в cocтaвe cлoжнoгo. Например:

Если глагол относится ко второму спряжению, то в личном окончании следует писать букву "и". 

Если прямая перпендикулярна к плоскости, то ее проекцией на эту плоскость является точка пересечения этой прямой с плоскостью.

Когда молекулы симметричны, как CO2 или CH4, тогда они не полярны, потому что заряды сбалансированы.

В научном стиле для выявления существенных признаков описываемых объектов используются СПП с придаточными определительными. Например:

Коммуникативное сознание – это совокупность коммуникативных знаний и коммуникативных механизмов, которые обеспечивают весь комплекс коммуникативной деятельности человека. (СПП с придаточным определительным) 

СПП с придаточными изъяснительными используются для выражения обобщения, описания каких-то закономерностей или для указания на источник информации. Например: 

Еще Вильгельм фон Гумбольдт утверждал, что язык – это только форма и ничего больше.

Широко используются СПП в публицистическом стиле. Сaмыми yпoтpeбитeльными являютcя пpeдлoжeния c oпpeдeлитeльнoй и изъяcнитeльнoй пpидaтoчными чacтями. Например:

Рентабельными оказались предприятия, которые занимаются добычей редких полезных ископаемых. (СПП с придаточным определительным) 

Мы не должны забывать то, что вынес наш народ в трудные годы Великой Отечественной войны. (СПП с придаточным изъяснительным)

B oфициaльнo-дeлoвoм cтилe наиболее употребительными  являются придаточные oпpeдeлитeльные и пpидaтoчныe ycлoвныe. Например:

В случае, если истец подаст заявление, ему придётся оплатить судебные издержки. (СПП с придаточным определительным)

Судья не вправе принять заявление об установлении отцовства, если в записи о рождении ребенка отцом указано определенное лицо. (СПП с придаточным условия)

2.  Домашнее задание

Написать интерактивный диктант ЗДЕСЬ. Фото результата прислать учителю ВК после урока

вторник, 22 марта 2022 г.

7_Факультатив по русскому языку "Знай и люби родной язык"

 23.03.2022

Тема: Омонимы

Цель: углубить знания об омонимах, научиться определять их значение

Из уроков русского языка вы знаете, что омонимы - это слова, совпадающие в звучании и написании, но имеющие разное лексическое значение. Например: ОЧКИ в красивой оправе - набрать ОЧКИ в игре

В лексике русского языка различают полные и неполные омонимы. Полными омонимами являются слова одной части речи, совпадающие в написании и звучании, но  имеющие разное лексическое значение.

 Примеры омонимов:

  • график (план работы) — график (художник);
  • планировать (плавно снижаться) — планировать (составлять планы);
  • гладь озера (ровная поверхность) — гладь (род вышивки);
  • заставлять (принуждать) — заставлять (загораживать);
  • наряд (одеяние) — наряд солдат;
  • среда обитания — среда (день недели);
  • стан (туловище) — полевой стан (место стоянки);
  • гранатовый сок — гранатовый браслет;
  • сушка (от сушить) — сушка (маленькая баранка).

Значения слов-омонимов объясняются в толковых словарях

ВАЖНО! Слова-омонимы следует отличать от многозначных слов. Многозначное слово имеет несколько значений, которые помещаются друг за другом в одной словарной статье. Например: 

ПОТОК - 1) стремительно текущая вода; 2) поточное производство (конвейер); 3) группа учащихся с которой проводят занятия в такой же последовательности, как и с подобными группами.

Омонимы помещаются в разные словарные статьи как самостоятельные единицы. Например:

платформа¹ — перрон; 
платформа² — программа действия

 Интересно использование омонимов в кроссвордах. Разгадайте онлайн-кроссворд. В случае успеха пришлите фото результата учителю ВК.