ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

воскресенье, 28 ноября 2021 г.

Литературный календарь. 115 лет со дня рождения Д. С. Лихачева

 Дмитрий Сергеевич Лихачев – известный русский учёный, культуролог, филолог, искусствовед;  доктора филологических наук, до 1993 года возглавлял Советский, а потом и Российский фонд культуры. 

Дмитрий Сергеевич Лихачев

Мировая слава пришла к Лихачеву после проведения им масштабных исследований русской культуры и филологии, с тех лет, когда славянская письменность только начинала развиваться и до современности. 

ОН СТАЛ ПЕРВЫМ ИЗ ФИЛОЛОГОВ, КОТОРЫЙ МАСШТАБНО И ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕ ЗАНЯЛСЯ ИССЛЕДОВАНИЕМ И ОПИСАНИЕМ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО СОДЕРЖАНИЯ ДУХОВНОСТИ И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Часто в школьной практике - на уроках, воспитательных мероприятиях, на экзаменах - используются фрагменты книги Д. С. Лихачёва "Письма о добром и прекрасном". В "Письме к молодым читателям" автор пишет:

"Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни.

Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто.

Почему я расположил свои письма именно так? Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках – ничего не увидите". 

В ноябре 2021 года исполняется 115 лет со дня рождения выдающегося русского учёного.


Смотреть ФИЛЬМ о личности Д. С. Лихачёва
Слушать аудиокнигу "Письма о добром и прекрасном"

пятница, 26 ноября 2021 г.

9_Русский язык. Подготовка к ОРЭ-2022. Сжатое изложение. Вариант 1. В привычной суете...

Сжатое изложение текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности. Необходимо сохранить только самое главное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы с текстом. 

Приёмы компрессии текста

1. Исключение:
- отдельных членов предложения (повторов, синонимов, уточняющих и поясняющих конструкций, некоторых однородных членов предложения); 
 - сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; - пропуск предложений, содержащих второстепенные факты, предложений с описаниями и рассуждениями;
2. Обобщение:
- замена однородных членов обобщающим словом;
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
- замена предложения/фрагмента предложения местоимением с обобщающим значением
3. Упрощение:
- слияние нескольких предложений в одно;
- замена СПП простым;
- замена прямой речи косвенной;
- разделение сложного предложения на сокращенные простые

ЗАДАНИЕ (разбор задания см. ниже)

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Текст прослушайте дважды.

Рекомендации по написанию сжатого изложения

1. Определите тему текста.
2. Сформулируйте основную мысль.
3. Выделите основные микротемы текста.
4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение. 
5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой. 

Выполните самопроверку сжатого изложения по критериям:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

ИК1: Содержание изложения

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы

2

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

но
упустил или добавил 1 микротему.

1

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

но
упустил или добавил более 1 микротемы.

0

ИК2: Сжатие исходного текста

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.

3

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.

2

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста.

1

Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста.

0

ИК3:  Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и

последовательностью изложения: 
—  логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; 
—  в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, 

но
допущена 1 логическая ошибка,
и/или
в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но
допущено более 1 логической ошибки,
и/или
имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3

7

Расшифровка записи

В при­выч­ной суете и за­ня­то­сти учёбой, друзьями, компьютером, спор­том мы не на­хо­дим время огля­нуть­ся вокруг себя и уви­деть то, что нас с вами окружает, что не перестаёт удивлять.

Первый подснежник, про­би­ва­ю­щая асфальт травинка, баг­ро­вый закат, звёздное небо — при­выч­ные нашему взору яв­ле­ния можно пе­ре­чис­лять бесконечно, ибо это ча­сти­ца нашего бытия, это то, что окру­жа­ет нас в те­че­ние всей жизни. Летом мы слу­ша­ем шелест листьев, видим пре­крас­ные розы и скром­ные полевые цветы... На­сту­па­ет осень, и в ней тоже ра­ду­ю­щее глаз буй­ство красок. Идёшь через парк и глаз ото­рвать не мо­жешь от пыш­но­го разноцветного ковра, усти­ла­ю­ще­го землю. А как пре­крас­ны осенние цветы хризантемы, жёлтые, красные, оранжевые, белые, круп­ные и мелкие, оди­на­ко­во украшающие наши будни и праздники!

Остановитесь в изум­ле­нии перед красотой, и ваше серд­це вспыхнет радостью. Оглянитесь, присмотритесь, удивитесь, об­ра­дуй­тесь — и жизнь на­пол­нит­ся новым светом, и силы по­явят­ся для пре­одо­ле­ния тягот бытия. (По Л. Задорожной), 139 слов 

РАЗБОР ЗАДАНИЯ

Исходный текст

Вид

компрессии текста

Сжатое изложение

В при­выч­ной суете и за­ня­то­сти учёбой, друзьями, компьютером, спор­том мы не на­хо­дим время огля­нуть­ся вокруг себя и уви­деть то, что нас с вами окружает, что не перестаёт удивлять.

Исключаем однородные члены, второстепенные слова

В при­выч­ной суете и за­ня­то­сти мы не на­хо­дим время огля­нуть­ся вокруг и уви­деть то, что нас окружает, что не перестаёт удивлять.

Первый подснежник, про­би­ва­ю­щая асфальт травинка, баг­ро­вый закат, звёздное небо — при­выч­ные нашему взору яв­ле­ния можно пе­ре­чис­лять бесконечно, ибо это ча­сти­ца нашего бытия, это то, что окру­жа­ет нас в те­че­ние всей жизни.

Исключаем однородные члены; исключаем лишнее пояснение к слову привычные

При­выч­ные нашему взору яв­ле­ния можно пе­ре­чис­лять бесконечно, ибо это ча­сти­ца нашего бытия.

Летом мы слу­ша­ем шелест листьев, видим пре­крас­ные розы и скром­ные полевые цветы.

Обобщаем однородные словом цветы

Летом мы слу­ша­ем шелест листьев, видим цветы.

На­сту­па­ет осень, и в ней тоже ра­ду­ю­щее глаз буй­ство красок. Идёшь через парк и глаз ото­рвать не мо­жешь от пыш­но­го разноцветного ковра, усти­ла­ю­ще­го землю.

Оставляем без изменений, так как здесь раскрывается микротема 2.

На­сту­па­ет осень, и в ней тоже ра­ду­ю­щее глаз буй­ство красок. Идёшь через парк и глаз ото­рвать не мо­жешь от пыш­но­го разноцветного ковра, усти­ла­ю­ще­го землю.

А как пре­крас­ны осенние цветы хризантемы, жёлтые, красные, оранжевые, белые, круп­ные и мелкие, оди­на­ко­во украшающие наши будни и праздники!

 

Исключаем лишнее пояснение к слову хризантемы ,  однородные определения; исключаем фрагмент предложения с повторяющимся оценочным суждением (эмоциональная оценка уже выражена в слове прекрасны)

А как пре­крас­ны осенние хризантемы!
Остановитесь в изум­ле­нии перед красотой, и ваше серд­це вспыхнет радостью. Оглянитесь, присмотритесь, удивитесь, об­ра­дуй­тесь — и жизнь на­пол­нит­ся новым светом, и силы по­явят­ся для пре­одо­ле­ния тягот бытия.

Оставляем без изменения, так как здесь раскрывается миктротема 3 и заключена основная мысль текста.

Остановитесь в изум­ле­нии перед красотой, и ваше серд­це вспыхнет радостью. Оглянитесь, присмотритесь, удивитесь, об­ра­дуй­тесь — и жизнь на­пол­нит­ся новым светом, и силы по­явят­ся для пре­одо­ле­ния тягот бытия

139 слов

 

95 слов

9_Литература. Материалы к уроку по трагедии А. С. Пушкина "Моцарт и Сальери"


 Трагедия написана в 1830 году, но замысел относится ещё к 1826 году. Впервые напечатана в 1831 году. В основу сюжета Пушкин положил широко известные в то время слухи, будто известный венский композитор Сальери отравил из зависти гениального Моцарта.

четверг, 25 ноября 2021 г.

8_Русский язык. Материалы к сочинению - описанию памятника культуры Донецка

 Крупнейшим культурным центром Донбасса является Донецкая республиканская универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской (ДРУНБ). Находится она в самом центре нашей столицы, на пересечении улицы Артёма и бульвара Шевченко. 

Донецкая республиканская универсальная научная библиотека
им. Н. К. Крупской

вторник, 23 ноября 2021 г.

9_Родной (русский) язык. Подготовка к проверочной работе

 Проверочная работа по теме «Язык и культура»

ЧАСТЬ А

1. Кто является автором слов (§1)?
Язык есть исповедь народа,
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной.
А) А. С. Пушкин
Б) В. Г. Белинский
В) П. А. Вяземский
Г) Д. С. Лихачёв

понедельник, 22 ноября 2021 г.

Международный день толерантности

22.11.2021

Воспитательное мероприятие на тему "Международный день толерантности"

Цель: привлечь внимание к проблеме терпимости; способствовать воспитанию толерантного отношения к миру и людям 

 16 ноября отмечается Международный день толерантности


Толерантность – термин, приобретший в последнее время неимоверную популярность, на самом деле далеко неоднозначен и требует более подробного изучения и определения. Происходит он от латинского tolerantia, буквально означающего терпение или выносливость. В английском языке, из которого привнесено большинство понятий психологической терминологии, это слово существует очень давно и в наиболее распространенном значении обозначает «терпеливость», хотя существует и другие интерпретации, касающихся различных допустимых, приемлемых, не приводящих к отклонениям нарушений. 

суббота, 20 ноября 2021 г.

Страница поэзии. М. И. Цветаева "Я помню ночь на склоне ноября…"

 Ноябрь в родном Донецком крае... Праздник осени подходит к концу. Впереди зима. А пока... Низкое небо, сизые тучи, вязкие туманы. Ветер бьётся в окно мелким моросящим дождём. Первые ночные заморозки. Сыро. Зябко.

Ноябрь - последний аккорд осени...

Осенний парк. Худ. С. Брусилов