В чем же конфликт трагедии «Моцарт и Сальери»? Пушкин не только показывает психологию зависти, но и с поразительным мастерством рисует механизм зарождения убийства.
1833 год. Пушкин пишет в заметке о Сальери: «в первое представление «Дон-Жуана», когда весь театр, полныё изумленных знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист- все обратились негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы - в бешенстве, снедаемый завистью. Некоторые немецкие журналисты говорили, что на одре смерти признался он будто бы в ужасном преступлении – в отравлении великого Моцарта. Завистник, который мог освистать «Дон-Жуана», мог отравить и его творца.
Моцарт и Сальери. Илл. Врубеля |
Моцарт умер в 1791 году, в тридцатилетнем возрасте, и был уверен, что его отравили. Сальери дожил до глубокой старости, последние году мучился душевными расстройствами и не раз каялся, что отравил Моцарта. Несмотря на то, что некоторые знакомые обоих композиторов и биографы Моцарта отрицали возможность этого преступления, вопрос до сих пор остается не решенным окончательно.
Послушайте фрагмент "Лакримоза" из гениального произведения Моцарта "Реквием" (Лакримоза — это часть реквиема. Слово происходит из латинского «Lacrima» — слезы, «mosa» — текущий, и прямой перевод «текущие слезы» означает «грустный», «тягостный», «страдающий»). Как вы думаете, отражает ли видеоряд идею композитора?
Актуальна ли проблема, поднятая А. С. Пушкиным в трагедии, сегодня?
Актуалльна ли сегодня музыка - и философия! - Моцарта?
Послушайте "Лакримозу" в рок-исполнении ЗДЕСЬ
Комментариев нет:
Отправить комментарий