ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

четверг, 18 ноября 2021 г.

9_Литература. А. С. Грибоедов "Горе от ума". Своеобразие общественного и личного конфликта.

 18.11.2021

Тема: А. С. Грибоедов "Горе от ума". Своеобразие общественного и личного конфликта. 

Цель: изучить особенности конфликта в комедии; раскрыть обобщающий смысл образов

1. Теоретический блок. Прочитайте статью, усвойте её основные положения.

1.1. Конфликт - это столкновение противоположных взглядов действующих лиц в сюжетных художественных произведениях.

В комедии "Горе от ума" два конфликта: любовный и общественный, причём главным является именно общественный.

1.2. Любовный конфликт. Открывает пьесу любовный конфликт. Уже в экспозиции комедии прорисовывается любовный треугольник. Ночное свидание Софьи с Молчалиным в первом же явлении первого действия показывает чувственные предпочтения девушки. Также в первом явлении служанка Лиза вспоминает Чацкого, которого когда-то связывала с Софьей юношеская любовь. Таким образом, перед  читателем разворачивается классический любовный треугольник: Софья – Молчалин – Чацкий. Но, как только Чацкий появляется в доме Фамусова, параллельно с любовной начинает развиваться социальная линия. Сюжетные линии тесно взаимодействуют друг с другом, и в этом заключается своеобразие конфликта пьесы «Горе от ума». Влюбленная в Молчалина Софья и не подозревает о том, что служанка Лиза ему куда милее, о чем он недвусмысленно Лизе намекает. Служанка же влюблена в буфетчика Петрушу, но боится признаться ему в своих чувствах.

1.3. Общественный конфликт (= социальный). В основу социального конфликта комедии легло противоборство «века нынешнего» и «века минувшего» – прогрессивного и консервативного дворянства

Единственным представителем «века нынешнего», за исключением внесценических персонажей, в комедии является Чацкий
Несколько лет Чацкий провёл заграницей, где получил образование, напитался прогрессивными идеями, связанными со взглядами на устройство общества и на развитие личности. В своих монологах он страстно придерживается идеи служения «делу, а не лицам». Ему чужды нравственные идеалы фамусовского общества, а именно стремление приспособиться к обстоятельствам, «подслужиться», если это поможет получить очередной чин или другие материальные выгоды. Он ценит идеи Просвещения, в разговорах с Фамусовым и другими персонажами защищает науку и искусство. Это человек, свободный от предрассудков.

Основной представитель «века минувшего» – Фамусов. В нем сосредоточились все пороки аристократического общества того времени. Пуще всего озабочен он мнением света о себе. После отъезда Чацкого с бала его волнует только «что станет говорить княгиня Марья Алексевна». Он восхищен полковником Скалозубом, глупым и неглубоким человеком, который мечтает лишь «добыть» себе генеральский чин. Это его Фамусов желал бы видеть своим зятем, ведь Скалозуб обладает главным достоинством, признанным светом, – деньгами. С упоением Фамусов рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который при неловком падении на приеме у императрицы был «высочайшею пожалован улыбкой». Восхищения, по мнению Фамусова, достойно умение дяди «подслужиться»: чтобы повеселить присутствующих и монарха, он упал еще два раза, но уже намеренно. Фамусов искренне побаивается прогрессивных взглядов Чацкого, ведь они угрожают привычному укладу жизни консервативного дворянства. 

Следует обратить внимание на то, что столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» - это вовсе не конфликт отцов и детей «Горя от ума». Например, Молчалин, являясь представителем поколения «детей», разделяет взгляды фамусовского общества о необходимости заводить полезные знакомства и умело их использовать для достижения своих целей. Он питает такую же трепетную любовь к наградам и чинам. В конце концов, он общается с Софьей и поддерживает увлечение девушки им только из желания угодить ее влиятельному отцу. Молчалин - достойный преемник мировоззрения Фамусова, продолжатель его идей и образа жизни. Он ловко "вписался" в фамусовское общество и стал его неотъемлемой частью.

Софью, дочь Фамусова, нельзя отнести ни к «веку нынешнему», ни к «веку минувшему». Ее противостояние отцу связано только с ее влюбленностью в
Молчалина, но не с ее взглядами на устройство общества. Фамусов, откровенно заигрывающий со служанкой, является заботливым отцом, но не является хорошим примером для Софьи. Девушка довольно
прогрессивна в своих взглядах, умна, не обеспокоена мнением общества. Все это и является причиной разногласий отца и дочери. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» – сокрушается Фамусов. Однако она и не на стороне Чацкого. Ее руками, а точнее словом, сказанным из мести, Чацкий изгнан из ненавистного ему общества. Именно Софья автор слухов о сумасшествии Чацкого. А свет с легкостью эти слухи подхватывает, ведь в обличительных речах Чацкого каждый видит прямую угрозу своему благополучию. Таким образом, в распространении слуха о безумии главного героя в свете решающую роль сыграл любовный конфликт. Чацкий и Софья сталкиваются не на идейной почве. Просто Софья обеспокоена тем, что бывший возлюбленный может разрушить ее личное счастье.

Выводы. Главная особенность конфликта пьесы «Горе от ума» – наличие двух конфликтов и их тесная взаимосвязь. Любовная интрига открывает пьесу и служит поводом для возникновения столкновения Чацкого с «веком минувшим». Любовная линия помогает также фамусовскому обществу объявить своего врага безумным и обезоружить его. Однако социальный конфликт является основным, ведь «Горе от ума» – общественная комедия, цель которой – обличить нравы дворянского общества начала 19 века.

1.4. Посмотрите видеоурок, определите (устно) основные качества Чацкого.

2. Практический блок. 

Прочитайте знаменитый монолог Чацкого "А судьи кто?"  ЗДЕСЬ

Послушайте этот монолог в исполнении актёра ЗДЕСЬ.  Как вы поняли, против чего выступает Чацкий? Что его так возмущает в фамусовском обществе?

Ответьте УСТНО на эти вопросы ЗДЕСЬ

3. Домашнее задание. Выберите один из вопросов и напишите развёрнутый ответ в соответствии с композицией: краткий ответ - аргументы - примеры - вывод.

1) Кем является Чацкий: победителем или побежденным? (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)

2) Почему Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому?

среда, 17 ноября 2021 г.

8_Русский язык. Простое предложение

 18.11.2021

Тема: Простое предложение

Цели: познакомиться с признаками простого предложения, изучить понятие инверсии, совершенствовать умение выделять ГО предложения

1. Теоретический блок

1.1. Посмотрите видепрезентацию, вспомните/выучите виды простых предложений:

1.2. Ознакомьтесь с материалом учебника: §13

1.3. Прочитайте теорию на тему "Порядок слов в предложении", запишите значение терминов порядок слов, прямой порядок слов, инверсия:

1) Порядок слов в предложении - это взаимное расположение членов предложения. В русском языке порядок слов считается свободным. То есть в предложении нет строго закреплённого места за за каждым членом предложения: 
Отец любит сына. - Сына любит отец. Любит сына отец.

2)  Существуют нормы расположения членов предложения:

  • В повествовательном предложении подлежащее обычно находится перед сказуемым:

Учительница проверяла работы учеников.

  • В побудительных, вопросительных предложениях сказуемое предшествует подлежащему:

Не упустите вы этот шанс. Будет ли выпускной в этом году?

  • Дополнение обычно употребляется после поясняемого слова:

Я долго думал о тебе 

  •  Согласованное определение обычно находится перед определяемым словом: 

Лёгкий ветер волновал листву.

  • Несогласованное определение обычно находится после определяемого слова:

Результаты Петрова были лучшими.

  • Обстоятельства располагаются в предложении относительно свободно:

Он быстро и решительно вышел. Он вышел быстро и решительно.

 Расположение слов в соответствии с нормой - это прямой порядок  слов. Он характерен для научной и деловой речи.

Для усиления выразительности речи используется обратный порядок слов. В начало или в конец предложения ставится наиболее важное слово.

Обратный порядок слов называется инве́рсией:

Белеет парус одинокий... (М. Ю. Лермонтов).

Инверсия (обратный порядок) встречается в художественных и публицистических произведениях.

Источник 

2. Практический блок.

Выполните упр. 74 (спишите, выделите ГО, надпишите предложения с инверсией)

3. Домашнее задание. Выучите материалы урока, выполните упр. 73

7_Факультатив "Знай и люби родной язык". Организующая роль словесного ударения в стихотворной речи

 17.11.2021

Тема: Организующая роль словесного ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи

Цели: познакомиться с особенностями русского ударения, с ролью ударения в стихотворной речи

!!! Работаем устно и онлайн!

Познакомьтесь с информацией и выполните задания.

Информация 1Ударение - это выделение звука и слога, который выделяется голосом. У любого слова есть ударение. Верное ударение в слове - это понятие орфоэпической нормы (орфоэпия изучает правила произношения слов). Грамотный человек должен произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка. 

Задание 1. Прочитайте текст, соблюдая нормы ударения:

 Поднимаясь по лестнице, держитесь за пОручни. Пройдите тамОженный досмотр. ТамОжня уже началА свою работу. Груз, поделЁнный на двоих, вдвое легче. ПоднЯв чемодан, положИте его на транспортер. ЭкспЕрт, понЯвший свою задачу, нАчал действовать. Железнодорожный состав прИбыл на станцию вовремя. ПрибЫв к месту следования, получИте багаж.

Информация 2. В русском языке достаточно слов (в том числе заимствованных), которые часто произносят с нарушением нормы.

Задание 2. Проверьте, правильно ли вы произносите эти слова. Для самопроверки прослушайте объяснение специалистов (кликните по слову!)

     *апостроф - небуквенный орфографический знак в виде надстрочной запятой (’)

Информация 3. Особенно важно ударение в стихотворной речи. Благодаря стройному ударению появляется возможность создания рифмы и подбора под рифму слов. Благодаря ударению появились различные стихотворные размеры, которые помогают задавать определённый ритм, темп, настроение стихотворению. Именно благодаря ударениям любое стихотворение становится или быстрым, лёгким, весёлым или грустным, протяжным, печальным.

Задание 3. Рассмотрите таблицу. Какие особенности ударения в ней отражены? С какими стихотворными размерами вы уже знакомились на уроках литературы?


Информация 4. В зависимости от положения ударения в рифмованном слове различают три рода рифмы:
  • мужскую, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Это самые простые рифмы: (я – моЯ, моЯ – свиньЯ, рАЗ – квАС – бАС – нАС, соль – фаСОЛЬ)
  • женскую, где оно на предпоследнем. В них совпадает больше звуков: вИНА – картИНА; плАНЫ – рАНЫ; стрАННО – тумАННО; стАЯ – большАЯ, крАЯ – игрАЯ
  • трѐхсложную, дактилическую, в которой ударение – на третьем слоге от конца. После ударной гласной следуют два слога (нОсИтсЯ – прОсИтсЯ, трОстОчкА – кОстОчкА, тЯнЕтсЯ – племЯннИцА) .
Иногда в стихах случаются отклонения от нормы: поэты специально изменяют ударение в слове, следуя за ритмом стиха. Это называется поэтической вольностью. Таким образом достигается особая экспрессивность стиха. 

Задание 4. Прочитайте фрагмент стихотворения. Обратите внимание на непривычное словесное ударение в стихотворении поэта Серебряного века Николая Гумилева: 

О пожелтевшие листы 
В стенах вечерних библио́тек, 
Когда раздумья так чисты... 
«В библиотеке», 1909

Итоговое задание 5. Проверьте, как вы усвоили тему. Пришлите ВК фото/скрин результата.

8_Литература. А. С. Пушкин "Метель". Роль пейзажа в повести А. С. Пушкина "Метель"

 17.11.2021

Тема: Урок развития речи. Роль пейзажа в повести А. С. Пушкина "Метель"

Цель: познакомиться с содержанием повести; проследить, какую роль в судьбе героев играет метель; научиться создавать развёрнутый ответ на вопрос

1. Теоретический блок.

1.1. «Метель» – повесть из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина». Пушкин написал «Метель» в 1830 году, будучи в имении своего отца Болдино накануне своей женитьбы на Наталье Гончаровой.

Сюжет раскрывает роль случая в судьбе молодой дочери помещика Марьи Гавриловны, которую непредсказуемый рок лишает любимого жениха и через несколько лет по стечению обстоятельств наделяет любимым мужем.

1.2. Познакомьтесь с содержанием повести, обратите внимание, какую роль в судьбе героев играет метель. Для этого проследите, в какие моменты жизни героев появляется метель:


2. Практический блок.

2.1. Работа с текстом.

1) Маша и метель. Итак, описание метели встречаем в момент, когда Марья  Гавриловна (начитавшись французских романов) хочет бежать из дому, чтобы вопреки воле родителей повенчаться с бедным армейским прапорщиком Владимиром. Для чего нужно это описание? Возможно, это предупреждение? Предостережение от необдуманного поступка? Возможно, метель - это отражение переживаний героини накануне побега? Отражение чувства вины перед родителями?

"На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием. Скоро в доме всё утихло и заснуло. Маша окуталась шалью, надела теплый капот, взяла в руки шкатулку свою и вышла на заднее крыльцо. Служанка несла за нею два узла. Они сошли в сад. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу. Они насилу дошли до конца сада. На дороге сани дожидались их".

2) Владимир и метель. А в это время Владимир занимался подготовкой венчания. В вечеру он отправился на венчание с Марьей Гавриловной, но тут началась метель. Что есть метель для Владимира? Возможно, ему нужно понять, что, похищая Машу, он совершает опрометчивый поступок, "едет не в ту сторону"?

   "Дорога была ему знакома, а езды всего двадцать минут. Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею... лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались... Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу. Наконец он увидел, что едет не в ту сторону".

3) Бурмин и метель. Согласно сюжету повести, Маша, тяжело перенёсшая неудачный побег, смерть Владимира, со временем встречает Бурмина, а затем получает от него признание в любви и сожаление, что он не может жениться, так как уже повенчан, причём неизвестно с кем. И причина этому - случай, метель.

"В начале 1812 года, — сказал Бурмин, — я спешил в Вильну, где находился наш полк. Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить нам путь тремя верстами. Берега были занесены; ямщик проехал мимо того места, где выезжали на дорогу, и таким образом очутились мы в незнакомой стороне. Буря не утихала; я увидел огонек и велел ехать туда. Мы приехали в деревню; в деревянной церкви был огонь. Церковь была отворена, за оградой стояло несколько саней; по паперти ходили люди. «Сюда! сюда!» — закричало несколько голосов. Я велел ямщику подъехать. «Помилуй, где ты замешкался? — сказал мне кто-то, — невеста в обмороке; поп не знает, что делать; мы готовы были ехать назад. Выходи же скорее». Я молча выпрыгнул из саней и вошел в церковь".

    Дополнительно по желанию: смотреть фрагмент из фильма 

4) Концовка вам известна. Так почему же повесть называется "Метель"? Вы уже знаете, что пейзаж не только показывает место и время действия, но и передаёт душевное состояние героев, отражает их мысли и чувства, переживания. В повести Пушкина метель играет роль случая, проявления судьбы, выполняет ещё и воспитательную функцию: она наказывает героев за их опрометчивые решения и поступки.

 Дополнительно по желанию: по повести создан художественный фильм (СССР, "Мосфильм",1964), в котором звучит замечательный романс Г. Свиридова 

2.2. Творческая работа. Напишите (5-10 предложений) развёрнутый ответ на вопрос "Какую роль в судьбе героев сыграла метель?". Композиция вашей работы: краткий ответ - аргумент №1 - пример №1 из текста - аргумент №2 - пример №2 из текста - вывод. 

Фото работы пришлите ВК в день урока до 18.00.

3. Домашнее задание. 1) Дочитать роман А. С. Пушкина "Капитанская дочка" (знать содержание). 2) Выучить наизусть отрывок из романа (фрагмент диалога Гринёва и Пугачёва, выставлялся ВК на каникулах)

вторник, 16 ноября 2021 г.

7_Русский язык. Образование причастий

 17.11.2021

Тема: Образование действительных и страдательных причастий

Цель: выучить суффиксы причастий, познакомиться с образованием причастий

ВАЖНО! Классную работу НЕ пишем, выполняем устно + онлайн-тест; для домашней работы оформите тетради: число, домашняя работа, тема, выборочная работа

1. Теоретический блок. Сегодня изучаем темы нескольких уроков одновременно! Выберите наиболее удобный для вас путь изучения темы:

1) ИЛИ по учебнику: §18 (стр.47-48), §19 (стр.49-50), §20 (стр.52-53), §21 (стр.55-56)

2) ИЛИ изучение по этой статье:

  • Вы уже знаете,  что причастия бывают действительными и страдательными (это называется залог). Вспомните, как их различить?

  • Причастия изменяются по временам: делающий (сейчас, настоящее время), делавший (когда-то в прошлом, прошедшее время)

  • Причастия образуются от основ глаголов при помощи суффиксов. Зная эти суффиксы, можно и образовать причастия, и определить залог (действительный или страдательный), и узнать время. Обратите внимание, что выбор суффикса в настоящем времени зависит от спряжения глаголов!!! Запомните суффиксы причастий!

Изучите по таблице, как проходит образование причастий:

2. Практический блок.   

2.1.Рассмотрите таблицу. Прочитайте вслух причастия. Привыкните к тому, как звучат причастия, какие суффиксы в них работают.

2. 2. Выполните тренировочное задание ЗДЕСЬ (фото НЕ присылайте, я вижу работу в личном кабинете).

3. Домашнее задание. Прочитайте текст "У моря" (см. в конце страницы; НЕ списывайте!). Выпишите словосочетания причастия + существительное, выделите в причастиях суффиксы, определите разряд (действит. или страдат.), время. Фото работы пришлите ВК в день урока до 18.00.

ОБРАЗЕЦ выполнения задания (суффиксы обозначьте "крышей"):

усеянному галькой  - прич., страдат., прош. вр.
отшлифованной волнами - прич., страдат., прош. вр.
колышущегося моря - прич., действит., наст. вр.

Текст для выборочной работы (текст НЕ списывать!):

У моря

      Петька  и  Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем  и  тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.
      Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль  и  ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И  ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно - розовыми облачками, обдуваемыми знойным ветром.
      Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. 

9_Русский язык. Понятие о сложносочинённом предложении

 17.11.2021

Тема: Понятие о сложносочинённом предложении (ССП)

Цель: научиться распознавать сложносочинённые предложения, расставлять знаки препинания

1. Теоретический блок. 

1.1. Выберите наиболее продуктивный для вас способ изучения темы:

1) по учебнику: §11-16, стр.36 - 44;

2) по видеоуроку:

1.2. Устно расскажите о ССП по таблице:

1.3. ВАЖНО! При работе со ССП нужно учесть два важных момента.

Момент 1. ССП легко спутать с простыми предложениями с однородными членами. Чтобы этого НЕ случилось, нужно внимательно просчитывать грамматическую основу (ГО) и иметь ввиду, что бывают ОДНОСОСТАВНЫЕ простые предложения, где ГО выражена только ОДНИМ главным главным членом. Например: 

Рассвело, и зазвучали птичьи голоса.

1) первое простое предожение - односоставное;

2) второе простое предложение - двусоставное 

Момент 2. Вы знаете, что между простыми частями ССП ставится запятая. НО! Есть случаи, когда в ССП запятая НЕ ставится. Это бывает тогда, когда у первой и у второй простой части есть ОБЩИЙ ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ЧЛЕН     предложения. Например: 

1) За окном  цвела сирень и раздавался шум улицы.  

                    2) Во время засухи пересохли реки и завяли кустарники

                    3) По мере продвижения вперёд лес становился гуще и горы круче.

  •  первое простое предложение:
  •  второе простое предложение;
  •  общий второстепенный член, который относится и к первому, и ко второму простому предложению, ПОЭТОМУ запятая НЕ ставится

На схеме это выглядит так:

2. Практический блок. Выполните тестовые задания ЗДЕСЬ (фото НЕ присылайте, я вижу работу в личном кабинете).

3. Домашнее задание. 

1) выучить теорию:  §11-16, стр.36 - 44

2) выполнить по выбору упражнение 62 или 71.

8_ Родная литература (русская). Проверочная работа №1

 16.11.2021

Тема: Проверочная работа №1

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме

Интрукция. Приготовьте двойной лист в линию, разверните его. На левой стороне на верхней строке подпишите работу по образцу. Фото работ пришлите ВК после урока.

                                                               Родная литература
                                                                            Прусецкая Я., 8 класс
Шестнадцатое ноября
Проверочная работа №1
Тестовые задания

1.Кто такой Иван Сусанин?

А) простой крестьянин из Костромы
Б) известный полководец
В) знаменитый художник
Г) государственный чиновник

2. Почему Иван Сусанин стал героем многих произведений?

А) совершил научное открытие
Б) ввел справедливые законы
В) нарисовал известную картину
Г) совершил подвиг во имя родины и царя

3. Установите соответствие между автором и произведением, посвящённым Ивану Сусанину:

1. М.Глинка

А) «Избранник Божий»

2. К. Маковский

Б) «Жизнь за царя»

3. П. Полевой

В) «Иван Сусанин»

4. Прочитайте фрагмент из романа П. Полевого: «С утра будил крик петуха, горланившего под самым окном боярской опочивальни, среди дня до хорОм долетали со скотного двора мычанье коров да блеянье овец». С какой целью в романе использованы устаревшие слова?

А) чтобы создать историческую атмосферу того времени;
Б) чтобы привлечь внимание читателей;
В) чтобы усложнить сюжетную линию

5. Что такое «Золотое кольцо»?

А) драгоценное украшение из сокровищ русских царей
Б) старинные русские города, расположенные недалеко от Москвы
В) исторический музей в Москве
Г) название известной русской деревни 

6. Что характерно для Золотого кольца?

А) сохранение истории и культуры прошлого
Б) церкви и монастыри, фрески и иконы
В) парки и сады
Г) все ответы верны

7. Установите соответствие между стихотворным отрывком и автором:

1. «Я знаю вас не понаслышке,

О верхней Волги города!
Кремлей чешуйчатые вышки,
Мне не забыть вас никогда!»

А) И. И. Кобзев

2. «Города старинные,

Звон колоколов.
Словно птицы-лебеди
Суздаль и Ростов»

Б) М. А. Кузьмин

3. «В Суздале предстанет нам воочию,

Как Иван-царевичам жилось…
Куполов цветное узорочье
Там по небу солнцем разлилось»

В) В. А. Степанов

8. Что называет «русским Нилом» В. Розанов в одноимённом очерке?

А) Волгу   Б) Оку   В) Неву  Г) Байкал

9. Какое изобразительное средство лежит в основе фрагмента стихотворения В. Высоцкого: «В ней вода исхлестана пулями врагов»?

А) эпитет   Б) метафора   В) сравнение   Г) олицетворение

10. Напишите развёрнутый ответ на один из вопросов (5-10 предложений). Придерживайтесь композиции: краткий ответ – аргументы – примеры из произведений – вывод.

1) Какой мы видим Волгу в произведениях русских писателей и поэтов?
2) Каким предстаёт Золотое кольцо в произведениях русских писателей и поэтов?
3) Почему Иван Сусанин считается народным героем?