ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

среда, 17 ноября 2021 г.

8_Литература. А. С. Пушкин "Метель". Роль пейзажа в повести А. С. Пушкина "Метель"

 17.11.2021

Тема: Урок развития речи. Роль пейзажа в повести А. С. Пушкина "Метель"

Цель: познакомиться с содержанием повести; проследить, какую роль в судьбе героев играет метель; научиться создавать развёрнутый ответ на вопрос

1. Теоретический блок.

1.1. «Метель» – повесть из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина». Пушкин написал «Метель» в 1830 году, будучи в имении своего отца Болдино накануне своей женитьбы на Наталье Гончаровой.

Сюжет раскрывает роль случая в судьбе молодой дочери помещика Марьи Гавриловны, которую непредсказуемый рок лишает любимого жениха и через несколько лет по стечению обстоятельств наделяет любимым мужем.

1.2. Познакомьтесь с содержанием повести, обратите внимание, какую роль в судьбе героев играет метель. Для этого проследите, в какие моменты жизни героев появляется метель:


2. Практический блок.

2.1. Работа с текстом.

1) Маша и метель. Итак, описание метели встречаем в момент, когда Марья  Гавриловна (начитавшись французских романов) хочет бежать из дому, чтобы вопреки воле родителей повенчаться с бедным армейским прапорщиком Владимиром. Для чего нужно это описание? Возможно, это предупреждение? Предостережение от необдуманного поступка? Возможно, метель - это отражение переживаний героини накануне побега? Отражение чувства вины перед родителями?

"На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием. Скоро в доме всё утихло и заснуло. Маша окуталась шалью, надела теплый капот, взяла в руки шкатулку свою и вышла на заднее крыльцо. Служанка несла за нею два узла. Они сошли в сад. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу. Они насилу дошли до конца сада. На дороге сани дожидались их".

2) Владимир и метель. А в это время Владимир занимался подготовкой венчания. В вечеру он отправился на венчание с Марьей Гавриловной, но тут началась метель. Что есть метель для Владимира? Возможно, ему нужно понять, что, похищая Машу, он совершает опрометчивый поступок, "едет не в ту сторону"?

   "Дорога была ему знакома, а езды всего двадцать минут. Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею... лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались... Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу. Наконец он увидел, что едет не в ту сторону".

3) Бурмин и метель. Согласно сюжету повести, Маша, тяжело перенёсшая неудачный побег, смерть Владимира, со временем встречает Бурмина, а затем получает от него признание в любви и сожаление, что он не может жениться, так как уже повенчан, причём неизвестно с кем. И причина этому - случай, метель.

"В начале 1812 года, — сказал Бурмин, — я спешил в Вильну, где находился наш полк. Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить нам путь тремя верстами. Берега были занесены; ямщик проехал мимо того места, где выезжали на дорогу, и таким образом очутились мы в незнакомой стороне. Буря не утихала; я увидел огонек и велел ехать туда. Мы приехали в деревню; в деревянной церкви был огонь. Церковь была отворена, за оградой стояло несколько саней; по паперти ходили люди. «Сюда! сюда!» — закричало несколько голосов. Я велел ямщику подъехать. «Помилуй, где ты замешкался? — сказал мне кто-то, — невеста в обмороке; поп не знает, что делать; мы готовы были ехать назад. Выходи же скорее». Я молча выпрыгнул из саней и вошел в церковь".

    Дополнительно по желанию: смотреть фрагмент из фильма 

4) Концовка вам известна. Так почему же повесть называется "Метель"? Вы уже знаете, что пейзаж не только показывает место и время действия, но и передаёт душевное состояние героев, отражает их мысли и чувства, переживания. В повести Пушкина метель играет роль случая, проявления судьбы, выполняет ещё и воспитательную функцию: она наказывает героев за их опрометчивые решения и поступки.

 Дополнительно по желанию: по повести создан художественный фильм (СССР, "Мосфильм",1964), в котором звучит замечательный романс Г. Свиридова 

2.2. Творческая работа. Напишите (5-10 предложений) развёрнутый ответ на вопрос "Какую роль в судьбе героев сыграла метель?". Композиция вашей работы: краткий ответ - аргумент №1 - пример №1 из текста - аргумент №2 - пример №2 из текста - вывод. 

Фото работы пришлите ВК в день урока до 18.00.

3. Домашнее задание. 1) Дочитать роман А. С. Пушкина "Капитанская дочка" (знать содержание). 2) Выучить наизусть отрывок из романа (фрагмент диалога Гринёва и Пугачёва, выставлялся ВК на каникулах)

Комментариев нет:

Отправить комментарий