ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

среда, 10 ноября 2021 г.

9_Литература. ВЧ. А. Н. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву"


11.11.2021 (класс)                                                            15.11.2021 (инд. обучение)

Тема: Урок внеклассного чтения. А. Н. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву" (обзор)

Цель: расширение круга читательских интересов, знакомство с личностью А. Радищева, определение причин ареста и ссылки писателя

1. Прочитайте текст.

Серое, в низких тучах небо. Суровый сибирский пейзаж. Устало тянут лошади. Сотрясаясь, раскачивается возок, то и дело ошибаясь колеёй на размытой осенними дождями дороге. Сырость и холод пробирают до костей. А в кибитке - арестант.

Ты хочешь знать: кто я? Что я? Куда я еду?
Я тот же, что и был и буду весь мой век.
Не скот, не дерево, не раб, но человек!..
В острог Илимский еду.


"Злодей хуже Пугачёва!" - сказала о нём императрица Екатерина II, прочитав его книгу, и приговорила к смертной казни, которая впоследствии была заменена десятилетней каторгой в Сибири, в Илимском остроге.

2. Как вы думаете, почему так назвала просвещённого писателя Александра Николаевича Радищева российская императрица?

3. Посмотрите видеоурок:


5. Ответьте письменно на поставленный вопрос (5-10 предложений). Композиция ответа: краткий ответ - аргументы - примеры - вывод (пришлите фото ВК в день урока)

6. Домашнее задание: творчество В. А. Жуковского:

1) выучить наизусть стихотворение "Море" (прислать ВК видео до следующего урока);

2) читать балладу "Светлана" (аудиокнигатекст, краткий пересказ)

8_Русский язык. Типы речи. Описание. Особенности художественной речи.

 11.11.2021

Тема: Урок развития речи. Типы речи. Описание. Особенности художественной речи. Средства выразительности языка

Цель: повторить типы речи; изучить особенности художественной речи; помочь подготовиться к контрольному изложению

 1. Теоретический блок

1) В зависимости от типа речи различают тексты:

- повествование;
- описание;
- рассуждение.

2) Текст-описание обычно строится следующим образом:

- общее впечатление;
- описание отдельных деталей, подробностей;
- оценка предмета/явления

3) Описание часто используют в произведениях художественной литературы, в публицистике. Признак художественной речи -  её образность, которая создаётся с помощью изобразительно-выразительных средств. Это: 

- эпитеты;
- метафоры;
- сравнения;
- олицетворения

4) Описывать можно:

- предмет/человека и его переживания;
- состояние/явление природы;
- местность.

2. Практический блок.

2.1. Прочитайте текст. Подумайте, благодаря чему создаётся удивительная атмосфера дома?
        Дом был небольшой. Старый и деревянный. Двухэтажный. Жили в нём разные люди...  Жил и Вовка – обыкновенный третьеклассник. Ещё обитал в доме ничей котёнок с удивительным именем – Акулич…
     У старого дома был свой характер. Одних жильцов дом любил, других – не очень. Иногда он бывал в хорошем настроении, весело хлопал дверьми, празднично звякал стёклами, посвистывал всеми щелями и даже в самые темные углы пускал солнечных зайчиков, за которыми охотился Акулич. Иногда дом сердился или скучал. Ступени сварливо скрипели, углы с кряхтеньем оседали, с потолков сыпались чешуйки мела.
     О том, что у дома есть характер, знали только Вовка и Акулич. Но Акулич никому про это не рассказывал, потому что не умел говорить. А Вовка не рассказывал, потому что некому было. (По В. Крапивину)

2.2. Подготовка к контрольному изложению (результат не присылайте, я вижу работу в личном кабинете).

8_Литература. Поэты пушкинской эпохи. А. С. Пушкин

 10.11.2021

Тема: Поэты пушкинской эпохи. А. С. Пушкин и его отношение к истории. "Туча"

Цели: познакомиться в поэтами пушкинской эпохи; определить отношение Пушкина к истории

1. Поэты пушкинской эпохи.

Первая треть XIX века - период расцвета русской поэзии. Именно поэзия определяла развитие русской литературы этого времени. Поэт В. Одоевский назвал А. С. Пушкина "солнцем русской поэзии". Время, когда жил и творил А. С. Пушкин, называют пушкинской эпохой.

  Вместе с А. С. Пушкиным творили его современники - поэты пушкинской эпохи. Литературоведы выделяют  "Пушкинскую плеяду" - особую группу поэтов, среди них - К. Н. Батюшков,    А. А. Дельвиг  Н. М. Языков,  Е. А. Баратынский

Каждое имя - веха в истории культуры России. Это люди удивительного поэтического дарования и не менее удивительных судеб, которых связывала с Пушкиным не только личная дружба, но и удивительное содружество умов и талантов. Своим творчеством они способствовали развитию национальной литературы: усовершенствовали стихосложение, внесли много новых тем – социальных, исторических, личных, приблизили поэзию к народу. Но главная их заслуга в том, что они чутко откликались на нужды и интересы своего народа, пропагандировали идеи патриотизма, выступали в защиту прав и достоинства человека.

2. А. С. Пушкин и его отношение к истории.

А. С. Пушкин горячо любил Россию, живо интересовался «земли родной минувшей судьбой». Поэтому в своих произведениях Пушкин очень часто обращается к теме истории Отечества. 
Исторической теме посвящены поэмы («Медный всадник», «Полтава»), драмы («Борис Годунов», «Пир во время чумы», «Скупой рыцарь», «Сцены из рыцарских времён»), лирика (ода «Вольность», сатирические «Сказки», «Бородинская годовщина»).

 Пушкин известен и как автор исторических исследований. Его перу принадлежат «История Пугачёва», «История Петра» и разнообразные исторические заметки. 
«Песнь о вещем Олеге» — одно из первых произведений Пушкина на историческую тему. Повесть «Капитанская дочка» – последнее крупное произведение на историческую тему. Эта повесть посвящена крестьянскому восстанию под предводительством Емельяна Ивановича Пугачёва 1773-1775 годов.

3. Стихотворение "Туча".

Восстание декабристов
Это произведение можно рассматривать и как пейзажную зарисовку, и как отклик на десятилетие восстания декабристов, и как философское размышление. 

1) познакомьтесь с историей создания стихотворения (стр. 223)
2) прочитайте вслух текст стихотворения (стр. 224)
3) послушайте анализ стихотворения

- Как бы вы ответили на вопрос, о чём это стихотворение?

4. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворения "К***" (стр. 226), "Во глубине сибирских руд", "19 октября" (стр. 219, отрывок). Видео чтения прислать ВК или на почту до понедельника, 15.11.2021.

Это интересно!

1) видеофильм "Анна Керн"
2) из истории создания стихотворения "К***" 

Пушкин и Анна Керн

7_Факультатив по русскому языку "Знай и люби родной язык". Приёмы звукописи

10.11.2021

Тема: Приёмы звукописи

Цель: знакомство со звуковым строем русского языка, со звуковыми особенностями русской речи. 

На прошлом занятии вы познакомились со ЗВУКОПИСЬЮ - фонетическим приёмом для усиления звуковой выразительности речи. Приём ЗВУКОПИСИ  часто используется в поэзии. Различают четыре основных приёма звукописи: повтор звука, повтор фонетически близких звуков, противопоставление фонетически контрастных звуков, разная организация последовательностей звуков и интонационных единств. Широко используются также аллитерация (повтор согласных звуков) и ассонанс (повтор гласных звуков).

Подробнее об этих приёмах можно узнать, посмотрев обучающее видео.
Уверена, что вы внимательно прочитали теорию, посмотрели обучающее видео и хорошо разобрались в теме занятия! Осталось только это проверить. Итак, играем! Жду ВК фото с результатами игры до 18.00. Сообщение подпишите: 7_Фак._Петров_10.11.21

вторник, 9 ноября 2021 г.

7_Русский язык. Описание внешности человека

 10.11.2021

Тема урока: Урок развития речи. Описание внешности человека

Цель: познакомиться с понятием "портрет" в литературном произведении; научиться выделять в тексте элементы описания внешности человека, в том числе передающие характер героя, отношение к нему автора

Оформите тетради: число, классная работа, тема урока

1. Теоретический блок.

1.1. Откройте в учебнике §15 на стр. 41. Прочитайте, что такое портрет в литературном произведении.

1.2. Рассмотрите схему и запомните элементы описания внешности человека:


1.3. Писатели часто в своих произведениях создают портреты литературных героев. Конечно же, авторы не создают описания строго по этой схеме, добросовестно перечисляя все пункты. Это смешно и скучно! В художественном описании автор выбирает только те ЭЛЕМЕНТЫ портрета, которые позволяют ему наиболее ярко отразить либо душевное состояние героя, либо его характер, либо другие отличительные особенности (в зависимости от замысла). Признаки объективные (их видят все) и субъективные (в них выражается личное отношение). Главное в таком описании - показать ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ героя, сформировать отношение к нему читателя (одобрение, восторг, неприязнь, осуждение, жалость).

2. Практический блок

2.1. Посмотрим, как автор создаёт портрет литературного персонажа.
Прочитайте вслух по учебнику текст из упр. 94, стр.41. Подумайте, чем примечательна внешность юноши?

2.2. Разбор задания по тексту упр. 94: проанализируйте текст в соответствии с маркерами (см. ниже). Обратите внимание, как красочно описывает автор одну и ту же портретную особенность, как в этом описании проявляется отношение автора к герою:

Парень был огненно, немыслимо ярко рыж и так конопат, как мне ни разу не доводилось видеть. Он был усеян веснушками разных видов и мастей: по золотистому фону размытых в сплошное поле конопушек была пущена мелкая россыпь темных точек, как будто его спрыснули дегтем сквозь частое сито. За этой пестрядью не было видно черт его лица. Лишь потом я обнаружил, что у него прямой, с легкой горбинкой нос, высокий лоб с двумя буграми, светлые глаза с рыжеватым отливом, который им придавали пушистые рыжие ресницы.

 Я просто ослеп, будто взглянул на солнце.

Маркеры:

1) объективные признаки;
2) отличительные особенности, подчёркивающие индивидуальность;
3) общее впечатление автора

2.3. Описание внешности бывает художественное и деловое. Например, когда вывешивается объявление о поиске человека, используется именно деловое описание: это сухое перечисление примет: возраст, рост, цвет волос и глаз, одежда, особые приметы (родинки, шрамы, татуировки). Например:
«Приметы Владимира Дубровского... 
От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось».

Выполните упр. 97 (1), стр. 42. Спишите текст под цифрой 1. Подчеркните одной линией слова, относящиеся к портрету. Пришлите фото работы ВК, подпишите сообщение: 7_РЯ_10.11.2021_Фамилия

9_Русский язык. Эссе

10.11.2021 (класс)                                                      16.11.2021 (инд. обучение)

Тема: Урок развития речи. Эссе как вид творческой реализации мыслительного процесса автора

Цель: изучить особенности эссе как жанра; совершенствовать навыки написания эссе

1. Теоретический блок

Эссе – (фр. essai «попытка, проба, очерк», лат. exagium «взвешивание») - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

В "Толковом словаре иноязычных слов" Л.П. Крысина эссе определяется как "очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме".

Стиль эссе отличается образностью, афористичностью, использованием новых поэтических образов.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Памятка по написанию эссе

  1. Выберите наиболее волнующую и интересующую вас проблему.
  2. Определите объём материала для всестороннего и логического раскрытия темы. Не пишите лишнего.
  3. Определите главную мысль, она должна проходить через всю работу.
  4. Подберите афоризмы, цитаты, имеющие «нити соединения» с проблемой. Обратите внимание на вступление, цель которого – заинтересовать. Начните с завязки.
  5. Используйте контраст.
  6. Составьте план, придерживайтесь его.
  7. Следите за последовательностью в изложении своих мыслей.
  8. Используйте «мостики»-переходы от главной информации к последующей.
  9. Не забывайте об абзацах.
  10. Выражайте своё отношение к тому, о чём пишете.
  11. Делайте собственные выводы и обобщения.
  12. Помните об образности. Ищите уместные слова и выражения.
  13. Используйте неожиданные, оригинальные вопросы.

СТРУКТУРА ЭССЕ

Вступление – это общий подход к теме, включающий в себя проблемное задание и ответ на поставленный вопрос. Это тезис эссе.

Тезис определяет форму с ограниченным описанием содержания, то есть описывается не всё, что известно о теме, а только то, что содержит ответ на вопрос.

Всё содержание эссе должно подчёркивать связь приведённых фактов с тезисом.

Основная часть. Эссе необходимо построить так, чтобы читателя убедить аргументами. Сначала необходимо изложить главные идеи и основательные факты к ним. Это можно сделать, используя приведённую ниже схему.

Объём эссе может быть разным. Но даже в кратком эссе необходимы, по крайней мере, две главных идеи-аргумента, которые необходимо лаконично описать.

Самый лёгкий способ представить главную идею – высказать её в первом предложении абзаца, а далее представить доказательства этой идеи. Каждый пункт должен быть связан с главным предложением. Информацию, не относящуюся к главной идее, приводить не стоит.

Выводы. Удачные выводы приводят к логическому завершению. Желательно заново повторить тему (тезис), используя, например, цитату.

КОМПОЗИЦИЯ ЭССЕ

1. Название темы или цитата

2. Вступление – личные взгляды, чётко определяющие тезис и взгляды автора

3. Аргументы, доказывающие тезис. Факты или примеры, поддерживающие идею

3.1. Аргумент №1                             
3.1.1. Пример к аргументу №1

3.2. Аргумент №2 
3.2.1.Пример к аргументу №2

3.3. Аргумент №3 (по желанию автора)
3.3.1. Пример к аргументу №3 (если есть аргумент №3)

4. Выводы – это обобщения, подчёркивающие, как автор доказал свою позицию.

Источник

2. Практический блок.

2.1. Анализ примера сочинения-эссе. Найдите структурные элементы эссе по маркерам:

- тема
- вступление (= тезис, отражающий личную точку зрения)
- аргумент №1
- пример №1
- аргумент №2
- пример №2
- вывод

В чём польза чтения?

В чем польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время?

Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А еще важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение (стихотворение А. С. Пушкина, роман Л. Н. Толстого), и вы заметите, как стало проще, используя лексичекое богатство языка, выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьезных произведений заставляет нас постоянно думать. Оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее, и вы поймете, что читать полезно.

Еще необходимо читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону.  (180 слов)

2.2. Домашнее задание. Напишите эссе на одну из тем (объём работы около 150 слов):

  • Как вы понимаете значение слова “слава”?
  • Воображение — это…
  • Что такое чудо?
  • Что такое мечта?
  • Зависть — это…
  • Какие книги можно считать драгоценными?
Фото работ прислать ВК в день урока до 18.00. Сообщение подписать: 9_РЯ_10.11.21_Фамилия

11_Индивидуальный проект. Оформление проектной (исследовательской) работы обучающегося

 09.11.2021

Тема: Оформление проектной (исследовательской) работы обучающегося

Цель: знакомство с требованиями к оформлению проектной (исследовательской) работы; отработка практических навыков по оформлению проекта (исследования)

1. Уважаемые одиннадцатиклассники! Вы заканчиваете - а некоторые уже закончили! - работу над индивидуальным проектом. Теперь вам предстоит оформить вашу работу. Познакомьтесь с требованиями, которые предъявляются к оформлению проекта.

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТНЫМ РАБОТАМ (выдержка из Методических рекомендаций)

8.1.Требования к содержанию проектной работы 

8.1.1. Проекты  должны быть посвящены одной из актуальных проблем научной, культурной, политической, социальной жизни современного мирового сообщества.

8.1.2. Проект должен представлять исследовательскую – индивидуальную или коллективную – работу. 

8.1.3. Проектная работа включает не только сбор, обработку, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение. 

8.1.4. Проект должен иметь практическую направленность, быть востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности. 

8.1.5. Проектная работа может формироваться из тематических частей, фрагментов, мини – проектов, выполненных для конкретных учебных целей и уже успешно использованных по своему назначению.

8.2.Требования к оформлению проектной работы 

8.2.1.Проектная работа должна быть представлена в печатном и электронном виде (презентация, сайт, цифровой фильм и т. д.).

8.2.2.Текст работы должен быть структурирован и оформлен в соответствии с существующими требованиями: формат листов А4; интервал - 1;шрифт - Times New Roman; размер шрифта 14; отступ справа и слева – 1,5 см., нумерация страниц (колонтитулы).

8.2.3.Оформленной считается работа, по которой сформировано портфолио, включающее: 

краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

титульный лист (название учреждения, тема работы, автор, руководитель, год написания).

оглавление (содержание): перечисление разделов и глав работы с указанием страниц.

введение или краткая пояснительная записка к проекту с указанием для всех проектов: 

а) исходного замысла, цели и назначения проекта; 

б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффекта от реализации проекта.

непосредственно сама работа (актуальность исследования, постановка проблемы, цели, задачи, гипотеза, оригинальность исследования или проекта, выбранные методы проектно-исследовательской деятельности, сценарий работы на проектом (исследованием), проверка гипотезы (описание проектной деятельности или исследования). Обязательно должны быть указаны ссылки на использованные и рекомендуемые источники информации, а также все представленные в проекте печатные, рисованные, графические, фото -, видео -, музыкальные и электронные материалы.

заключительная часть, выводы.

список литературы

приложение (фотографии, графики, диаграммы, чертежи, рисунки и др.). 

2. Домашнее задание. Оформите проектную работу в соответствии с изученными требованиями.