ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

воскресенье, 7 ноября 2021 г.

8_Русский язык. Текст как одно предложение. Обучающее сжатое изложение с грамматическим заданием

 08.11.2021

Тема урока: Урок развития речи. Текст как одно предложение. Обучающее сжатое изложение по данному тексту с грамматическим заданием

Цель: повторение способов компрессии* текста, обучение сжатому изложению с изменением грамматической формы лица

Словарь! *Компрессия текста - один из основных видов переработки текста; сокращение, "сжатие" текста

 Оформите тетради: число, классная работа, тема урока (само словосочетание "тема урока" не пишем!)

1. Теоретический блок

1.1. Текст как одно предложение. 

Известно, что предложение выполняет коммуникативную функцию, то есть служит для обмена информацией, ведущего к взаимному пониманию. Иногда одно предложение можно считать текстом (мы знаем, что текст - это несколько предложений!) Например, стихотворение Ф. Тютчева состоит из одного предложения: 

Умом — Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Но всё же это текст! Данное сложное предложение можно разделить на простые предложения, которые связаны между собой по смыслу. Следовательно, обеспечен основной признак текста - связность и целостность.

1.2. Приёмы компрессии текста.

Один из основных способов переработки текста - компрессия текста, то есть его сокращение, "сжатие". Этот способ вы используете, когда пересказываете содержание параграфа из учебника истории/биологии или содержание фильма/книги. Существуют особые приёмы компрессии текста. Один из них - выделение основной и второстепенной информации. Основную информацию (ту, без которого был бы неясен или искажен авторский замысел; ключевые слова и микротемы) нужно пересказать, а второстепенную можно опустить. В итоге текст-пересказ по объёму оказывается меньше, чем текст-первоисточник

Рассмотрите таблицу и ознакомьтесь со способами сжатия текста


2. Практический блок.

2.1. Работа по учебнику: упр.52, стр.32. Прочитайте задания к тексту и сам текст - отрывок из очерка К. Паустовского "Страна за Онегой*". 

Словарь! *Онега - река и город на севере России, в Архангельской области

Выделите в тексте главную и второстепенную информацию. 

Заонежье

2.2. Напишите на черновике пересказ, сохранив главную информацию. Отредактируйте текст в соответствии с нормами русского языка: речевыми, орфографическими, пунктуационными... Затем запишите текст в тетради. ВАЖНО! Грамматическое задание: напишите изложение от 3-го лица. Образец преобразования грамматической формы 1 лица в форму 3-го лица:

Текст от 1 лица

Текст от 3-го лица

Как-то ранним летом я приехал в одну из заонежских деревень к сказительнице Захаровой.

Однажды в начале лета автор приехал в деревню к сказительнице Захаровой.


 Начать изложение можно так:

Однажды в начале лета автор текста приехал в деревню к сказительнице Захаровой.

ПОМОЩЬ! Лексическая работа: автор, он, рассказчик, писатель.

 СРОКИ выполнения: фото работ переслать ВК до следующего урока РЯ. Списанные работы НЕ могут быть оценены высоким баллом!

четверг, 4 ноября 2021 г.

4 ноября - День народного единства

 4 ноября в России отмечается День народного единстваПраздник был учрежден в 2005 году и с этого момента является выходным. 

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от польских интервентов. 

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

Нижегородский земский староста Кузьма Минин сыграл большую роль в создании народного ополчения, обратившись с призывом к горожанам дать отпор врагу. Собралось огромное по тем временам войско — более 10 тыс. служилых поместных людей, крестьян, казаков, стрельцов и дворян. Наравне с русскими в ополчение вошли марийцы, чуваши, коми и другие народы Поволжья и Севера. Воеводой был избран новгородский князь Дмитрий Пожарский, а Минин стал его помощником и казначеем. 

Освобождение Москвы от польских интервентов

В 1818 году по указу императора Александра I на Красной площади был установлен памятник "Гражданину Минину и князю Пожарскому" работы скульптора Ивана Мартоса — первый в истории России памятник не царю или полководцу, а народным героям. 

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве

С изгнанием поляков из Кремля завершился долгий период Смутного времени в России. Через несколько месяцев после освобождения Москвы Земский собор, куда входили представители всех сословий страны: дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, крестьяне и делегаты от русских городов, - избрали нового царя — представителя династии Романовых Михаила Федоровича. 

Русский царь Михаил Фёдорович Романов

Сегодня Россия - огромная многонациональная страна, в которой все народы равноправны, живут в мире, сохраняют свою культуру и традиции.

среда, 3 ноября 2021 г.

8_Факультатив "Знай и люби родной язык". Морфемный анализ слова

 Тема: Морфемный анализ слова. Синонимия и многозначность морфем. 

Цели: повторить морфемы, научиться выполнять морфемный анализ слова

Вспомним: морфемика - это раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

Морфемный анализ слова – это разбор слова по составу.

Слово состоит из морфем - минимальных, неделимых значимых частей.

   Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании. Окончание выражает различные грамматические значения частей речи: 1) у имён существительных, имён числительных, личных местоимений – значение падежа и числа; 2) у имён прилагательных, причастий, местоимений – значение падежа, числа и рода; 3) у глаголов в настоящем и будущем времени – значение лица и числа; 4) у глаголов в прошедшем времени – значение рода и числа.

    Запомните: окончание может быть нулевым, то есть не выраженным звуками (врач, дом); оно обнаруживается при сравнении форм слова.

    Часть изменяемого слова без окончания называется основой слова. Основа может быть охарактеризована, как непроизводная, производная, производящая.

    Непроизводная основа – это основа слов, не образованных от каких-либо других слов, имеющих первичный характер.

    Производная основа – это основа слов, образованных от каких-либо других слов путём присоединения различных морфем (приставок, суффиксов).

    Производящая основа – это основа того слова, от которого данное слово образовано.

    Различайте слова с нулевым окончанием и неизменяемые слова, в которых выделяется только основа (говоря, завтра, длиннее).

    Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

    Слова, имеющие одинаковый корень, называются однокоренными (водный, подводный, вода, заводь, водянистый, подводник).

    Запомните: существуют слова, которые имеют один и тот же корень, но разные лексические значения (гора, горный, угореть, загореть, перегореть), они не являются однокоренными.

    Приставка – это значимая часть слова, которая сто¬ит перед корнем и служит для образования новых слов (вода, подводный).

    Запомните: кроме исконно русских приставок (О-, ОТ-, ПОД-, НАД-, ПЕРЕ-), существуют иноязычные (КОНТР-, СУБ-, АД-, ИН-, КОН-, ОБ-).

    Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (тонкость, тонковатый; водяной, водянистый).

    Постфикс – это часть слова, которая стоит после окончания; в русском языке их 2: -СЬ и -СЯ.

В морфемике можно говорить о многозначности морфем. Например, многозначна приставка при- в значениях:

1) пространственной близости, смежности: приморский, пришкольный
2) приближения, присоединения: пригибать, приделать
3) совершения действия не в полном объеме или на ограниченный срок:      приоткрыть, приостановиться
4) доведения действия до конца: приготовить, приискать
5) совершения действия в чьих-либо интересах: приберечь, приманить       
6) действия, сопутствующего другому действию: пританцовывать

Присуще морфемике и явление синонимичности. Например, синонимичны при­ставки сверх- и супер-, обозначающие высокую степень качества: сверхмод­ный, супермодный

Задание № 1. Найдите слова, которые не имеют окончаний.

    Серость, озером, навзничь, увлекся, запах, читаю, вперед, повернуть, направо, снова, догорал, слишком, прилежно, грустно, рекой, написан, шквал, оправдать, кормилец, морозец, моторист, ливень, издавна.

План морфемного разбора слова:

1. Определить часть речи

2. Изменить форму слова и выделить окончание (если есть)

3. Определить, есть ли формообразующие суффиксы.

4. Выделить основу слова, формообразующие суффиксы не входят в основу слова

5. Подобрать однокоренные слова и выделить корень

6. Составить словообразовательную цепочку, выделить приставку, суффикс, постфикс

Образец морфемного разбора:

Двухэтажный (окончания –ух, -ый, основа … (такая основа называется прерывистой), корни дв-, этаж-, суффикс –н-).

Переулок (окончание нулевое, основа переулок, корень –ул-, приставка пере-, суффикс –ок).

Задание 2. Какое слово разобрано неправильно?







Если вы сомневаетесь в правильности морфемного разбора, можно обратиться к словообразовательному словарю русского языка или к морфемному разбору онлайн (но здесь возможны ошибки!)

Задание 3. Выполните морфемный анализ слов (пришлите фото/скрин результата) ЗДЕСЬ

7_Факультатив "Знай и люби родной язык". Звукопись

 Тема: Звукопись как изобразительное средство. 

Цель: познакомиться с приёмом звукописи; научиться произносить скороговорки

Музыка звуков в художественной литературе рисует яркие, выразительные картины... Это называется – ЗВУКОПИСЬ

Зву́копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи, различных эмоций, дополнительных смыслов. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы:

…Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. (К. Бальмонт)

В звучании стихов можно услышать плеск волн, ночную тишину леса, раскаты грома, шуршание осенних листьев. Главное - прислушаться...

Послушайте занимательный видеорассказ о приёме звукописи:


Звукопись давно подмечена народом и нашла отражение в шуточных песенках, частушках, скороговорках. 

Скороговорка - это специально придуманная фраза, построенная на трудных сочетаниях звуков. Скороговорку надо произносить быстро (она поэтому так и называется), это забавное занятие и очень полезное, так как помогает совершенствовать дикцию.

Приглашаю к работе над скороговорками! Сначала познакомьтесь с памяткой по разучиванию скороговорок:


Теперь смело начинайте тренировку! Прочитайте скороговорки. Определите, какие звуки в них, повторяясь, создают трудности произношения. И кстати: не устроить ли нам конкурс на лучшего... скороговорщика?

Упражнение: СКОРОГОВОРКИ

Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Хвала халве.
Жутко жуку жить на суку.
Косарь Касьян косой косит косо. Не скосит Касьян-косарь покоса.
Шла Саша по шоссе.
От топота копыт пыль по полю летит.
Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.
В поле полет Поля просо, а сорняки выносит Фрося.
У пеньков опять пять опят.
Не то здорово, что было здорово, а то здорово, что не было здорово,— вот здорово, так здорово! 

8_Литература. К. Паустовский «Колотый сахар»

 Тема урока: Внеклассное чтение. К. Паустовский "Колотый сахар"

Цель: познакомиться с историей создания и особенностями рассказа Паустовского

Сегодня только читаем и размышляем!

Константин Георгиевич Паустовскийрусский и советский писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент, переводчик. 

К. Г. Паустовский

Многие книги писателя известны и вам, и многим другим читателям с детского возраста, многие ещё предстоит прочитать. 


Сегодня мы познакомимся с рассказом "Колотый сахар". 

Обложка книги

Рассказ был написан К. Паустовским в 1938 году и относится к циклу “северных” рассказов и повестей, созданных Паустовским. Рассказ занимает всего 5 страниц и начинается с описания северного лета:

"Северным летом я приехал в городок Вознесенье, на Онежском озере.

Пароход пришел в полночь. Серебряная луна низко висела над озером. Она была ненужной здесь, на севере, потому что уже давно стояли белые ночи, полные бесцветного блеска. Длинные дни почти ничем не отличались от недолгих ночей: и день и ночь весь этот лесной низкорослый край терялся в сумерках.

Неверное лето всегда вызывает тревогу. Оно очень непрочно. Его небогатое тепло может внезапно иссякнуть. Поэтому на севере начинаешь ценить каждую едва ощутимую струю теплого воздуха, ценить скромное солнце, что превращает озера в зеркала, сияющие тихой водой. Солнце на севере не светит, а просвечивает как будто через толстое стекло. Кажется, что зима не ушла, а только спряталась в леса, на дно озер, и все еще дышит оттуда запахом снега". 

п. Вознесенье на Онежском озере

В кольце пейзажей северного лета, как в рамке, помещена история о ночёвке рассказчика в частном доме и о встрече со стариком — собирателем и исполнителем народных песен. Милиционеру, пришедшему по наговору "человека, стриженного бобриком", проверить документы (в 30-е годы в стране была атмосфера всеобщей подозрительности), певец рассказывает о встрече своего деда Прохора с  Пушкиным:

- Все мы, Федосьевы, были со стародавних времен ямщики да певуны. Дед мой Прохор был великий певец, по всему тракту от Пскова до Новгорода голос свой пропел, проплакал. Голос беречь надо, он не зря человеку даден, и дед мой берег, да не уберег - сорвался. Может, знаешь иль нет, жил у нас в Псковской губернии знаменитый земляк Александр Сергеевич, поэт Пушкин... Из за него дед голос свой и сорвал. Встретились они на ярмарке, в Святогорском монастыре. Дед пел. Пушкин слушал. Потом пошли они в питейное заведение и просидели до ночи. Об чем гуторили, никому не известно, только дед вернулся веселый, как хмельной, хоть вина почти и не пил. Говорил потом бабке: "От слов и от смеха его я захмелел, Настюшка, - такой красоты слова - лучше всякой моей песни". Была у деда одна песня, очень ее Пушкин уважал.

Старик молчал и вдруг запел звенящим томительным голосом:
Эх, по белым полям, по широким.
Наши слезы снежком замело! 

Могила А. С. Пушкина в Святогорском монастыре, Псковская область

Светлая история о встрече деда с великим поэтом сменяется совсем другой историей - о встрече с жандармами, о пении над гробом Пушкина, о потере голоса:

- Да, - вздохнул старик, - многие времена прошли, умер дед столетним стариком и песню ту велел петь своим сыновьям и внукам. Однако не про то я говорю. Раз зимой будят деда ночью, стучат в оконце, велят запрягать по спешной казенной надобности. Вышел дед с крыльца, видит - полно жандармов, ходят, звенят тесаками. Ну, думает, опять везти каторжан. Однако нет никаких арестантов, а на санях черный гроб лежит, веревками увязан. Кого же это, думает, и в могилу, страдальца, в оковах везут, кого ж это царь и после смерти боится? Подошел к гробу, смахнул рукавицей снег с черной крышки и спрашивает жандарма: "Кого повезем?" - "Пушкина, - говорит жандарм. - Убили его в Петербуpre". Дед отступил на шаг, скинул шапку и поклонился гробу в пояс. "Ты, что ж, знаком ему, что ли?" - спрашивает жандарм. "Песни я ему пел". - "Ну, так теперь петь не будешь!" 

Ночь была тяжкая, крепкая, дыхание в груди замерзало. Подвязал дед бубенцы, чтобы не гремели, сел на облучок, поехал. Тихо кругом, только полозья свистят да слышно, тесаки стучат и стучат о гроб глухим стуком. Накипело у деда на сердце, от слез заболели глаза, собрал он весь свой голос и запел:

Эх, по белым полям, по широким...

Жандарм его бьет ножнами в спину, а дед не слышит, поет. Вернулся домой, лег, молчит: голос на морозе застудил. С той поры до самой смерти говорил сипло, одним шёпотом. 

 Милиционеру, пришедшему проверить личность старика, документ был предъявлен (милиционер не стал его читать). В документе было написано:

"Дано это удостоверение Александру Федосьеву в том, что он является собирателем народных песен и сказок и получает за это пенсию от правительства Карельской республики. Всем местным властям предлагается оказывать ему всяческую помощь".

А рассказчику старик сказал: "Нету хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы"

Поразмышляйте над вопросами:

1) Какую роль играют в рассказе описания природы?
2) Кого представляет милиционер, кого - "человек, стриженный бобриком", кого - дед-собиратель песен?
4) Какие отношения сложились между Пушкиным и дедом-певуном?
5) Как вы понимаете слова старика: "Нету хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы". 
6) Какова основная идея рассказа?

Домашнее задание: 

1) выучить наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд», «Я помню чудное мгновенье», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»);

2) на опережение: читать повесть "Капитанская дочка", главы 1-6.

вторник, 2 ноября 2021 г.

9_Русский язык. Особенности языка художественной литературы. Создание собственных письменных текстов

 Для класса - 03.11.2021             Для индивидуального обучения - 09.11.2021

Тема урока: Особенности языка художественной литературы.

Цель: изучить особенности художественного стиля; научиться создавать собственные тексты в художественном стиле

Оформите тетради: число, классная работа, тема урока, видеоурок

1. Теоретический блок 

Посмотрите видеоурок ЗДЕСЬ. Составьте перечень изобразительно-выразительных средств, характерных для художественного стиля. Образец:

1) Тропы: эпитет, ...
2) Фигуры речи: инверсия, ...

Запишите (из урока) толкование 2-3 новых для вас терминов с примерами.

2. Практический блок

2.1. Рассмотрим использование изобразительно-выразительных средств в художественной литературе на примере стихотворения А. Ахматовой. Прочитайте выразительно вслух стихотворение:

Хорошо здесь: и шелест, и хруст;

С каждым утром сильнее мороз,

В белом пламени клонится куст

Ледяных ослепительных роз.

И на пышных парадных снегах

Лыжный след, словно память о том,

Что в каких-то далеких веках

Здесь с тобою прошли мы вдвоем.

Разбор решения тренировочного задания (обратите внимание на цветные маркеры):

Хорошо здесь: и шелест, и хруст;

С каждым утром сильнее мороз,

В белом пламени клонится куст

Ледяных ослепительных роз.

И на пышных парадных снегах

Лыжный след, словно память о том,

Что в каких-то далеких веках

Здесь с тобою прошли мы вдвоем.


1) аллитерация;  2) эпитеты;  3) метафора;  4) сравнение5) инверсия

2.2. Подготовка к ОРЭ. Напишите текст-описание осени (6-10 предложений) в художественном стиле; используйте изученные на уроке средства выразительности (для образца - упр.40), надпишите их. Ценится самостоятельность работы! 

Ранняя осень в Донецке


7_Русский язык. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

 Тема урока: Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

Цель: узнать, что такое причастный оборот; научиться находить его в предложении и выделять запятыми

1. Теоретический блок. Выберите удобный для вас способ изучения темы: видеоурок или учебник

1.1. Изучение по видеоуроку (выберите один на ваше усмотрение):

1) урок LiameloNSchool  ЗДЕСЬ 
2) урок серии "Знайка" ЗДЕСЬ

1.2. Изучение теории по учебнику: §14, стр.37-38

ВАЖНО! Обратите внимание на графическое обозначение причастного оборота: вертикальные линии на границах, подчёркивание волнистой линией. 

2.  Практический блок. Выберите один из способов тренинга: онлайн-игра или упражнение из учебника.

2.1. Онлайн-игра. Цель: научиться различать причастный оборот и словосочетание с причастием (результат НЕ присылать):


2.2. Упражнение №85 из учебника, стр. 38: выписать номера предложений, в которых есть причастный оборот.

3. Контроль. Выберите одну удобную для вас форму контроля: онлайн-тест или упражнение из учебника (результат НЕ присылать!)

3.1. Онлайн-тест ЗДЕСЬ

3.2. Упражнение №90 из учебника, стр. 40