ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

среда, 3 ноября 2021 г.

8_Литература. К. Паустовский «Колотый сахар»

 Тема урока: Внеклассное чтение. К. Паустовский "Колотый сахар"

Цель: познакомиться с историей создания и особенностями рассказа Паустовского

Сегодня только читаем и размышляем!

Константин Георгиевич Паустовскийрусский и советский писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент, переводчик. 

К. Г. Паустовский

Многие книги писателя известны и вам, и многим другим читателям с детского возраста, многие ещё предстоит прочитать. 


Сегодня мы познакомимся с рассказом "Колотый сахар". 

Обложка книги

Рассказ был написан К. Паустовским в 1938 году и относится к циклу “северных” рассказов и повестей, созданных Паустовским. Рассказ занимает всего 5 страниц и начинается с описания северного лета:

"Северным летом я приехал в городок Вознесенье, на Онежском озере.

Пароход пришел в полночь. Серебряная луна низко висела над озером. Она была ненужной здесь, на севере, потому что уже давно стояли белые ночи, полные бесцветного блеска. Длинные дни почти ничем не отличались от недолгих ночей: и день и ночь весь этот лесной низкорослый край терялся в сумерках.

Неверное лето всегда вызывает тревогу. Оно очень непрочно. Его небогатое тепло может внезапно иссякнуть. Поэтому на севере начинаешь ценить каждую едва ощутимую струю теплого воздуха, ценить скромное солнце, что превращает озера в зеркала, сияющие тихой водой. Солнце на севере не светит, а просвечивает как будто через толстое стекло. Кажется, что зима не ушла, а только спряталась в леса, на дно озер, и все еще дышит оттуда запахом снега". 

п. Вознесенье на Онежском озере

В кольце пейзажей северного лета, как в рамке, помещена история о ночёвке рассказчика в частном доме и о встрече со стариком — собирателем и исполнителем народных песен. Милиционеру, пришедшему по наговору "человека, стриженного бобриком", проверить документы (в 30-е годы в стране была атмосфера всеобщей подозрительности), певец рассказывает о встрече своего деда Прохора с  Пушкиным:

- Все мы, Федосьевы, были со стародавних времен ямщики да певуны. Дед мой Прохор был великий певец, по всему тракту от Пскова до Новгорода голос свой пропел, проплакал. Голос беречь надо, он не зря человеку даден, и дед мой берег, да не уберег - сорвался. Может, знаешь иль нет, жил у нас в Псковской губернии знаменитый земляк Александр Сергеевич, поэт Пушкин... Из за него дед голос свой и сорвал. Встретились они на ярмарке, в Святогорском монастыре. Дед пел. Пушкин слушал. Потом пошли они в питейное заведение и просидели до ночи. Об чем гуторили, никому не известно, только дед вернулся веселый, как хмельной, хоть вина почти и не пил. Говорил потом бабке: "От слов и от смеха его я захмелел, Настюшка, - такой красоты слова - лучше всякой моей песни". Была у деда одна песня, очень ее Пушкин уважал.

Старик молчал и вдруг запел звенящим томительным голосом:
Эх, по белым полям, по широким.
Наши слезы снежком замело! 

Могила А. С. Пушкина в Святогорском монастыре, Псковская область

Светлая история о встрече деда с великим поэтом сменяется совсем другой историей - о встрече с жандармами, о пении над гробом Пушкина, о потере голоса:

- Да, - вздохнул старик, - многие времена прошли, умер дед столетним стариком и песню ту велел петь своим сыновьям и внукам. Однако не про то я говорю. Раз зимой будят деда ночью, стучат в оконце, велят запрягать по спешной казенной надобности. Вышел дед с крыльца, видит - полно жандармов, ходят, звенят тесаками. Ну, думает, опять везти каторжан. Однако нет никаких арестантов, а на санях черный гроб лежит, веревками увязан. Кого же это, думает, и в могилу, страдальца, в оковах везут, кого ж это царь и после смерти боится? Подошел к гробу, смахнул рукавицей снег с черной крышки и спрашивает жандарма: "Кого повезем?" - "Пушкина, - говорит жандарм. - Убили его в Петербуpre". Дед отступил на шаг, скинул шапку и поклонился гробу в пояс. "Ты, что ж, знаком ему, что ли?" - спрашивает жандарм. "Песни я ему пел". - "Ну, так теперь петь не будешь!" 

Ночь была тяжкая, крепкая, дыхание в груди замерзало. Подвязал дед бубенцы, чтобы не гремели, сел на облучок, поехал. Тихо кругом, только полозья свистят да слышно, тесаки стучат и стучат о гроб глухим стуком. Накипело у деда на сердце, от слез заболели глаза, собрал он весь свой голос и запел:

Эх, по белым полям, по широким...

Жандарм его бьет ножнами в спину, а дед не слышит, поет. Вернулся домой, лег, молчит: голос на морозе застудил. С той поры до самой смерти говорил сипло, одним шёпотом. 

 Милиционеру, пришедшему проверить личность старика, документ был предъявлен (милиционер не стал его читать). В документе было написано:

"Дано это удостоверение Александру Федосьеву в том, что он является собирателем народных песен и сказок и получает за это пенсию от правительства Карельской республики. Всем местным властям предлагается оказывать ему всяческую помощь".

А рассказчику старик сказал: "Нету хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы"

Поразмышляйте над вопросами:

1) Какую роль играют в рассказе описания природы?
2) Кого представляет милиционер, кого - "человек, стриженный бобриком", кого - дед-собиратель песен?
4) Какие отношения сложились между Пушкиным и дедом-певуном?
5) Как вы понимаете слова старика: "Нету хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы". 
6) Какова основная идея рассказа?

Домашнее задание: 

1) выучить наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд», «Я помню чудное мгновенье», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»);

2) на опережение: читать повесть "Капитанская дочка", главы 1-6.

Комментариев нет:

Отправить комментарий