ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

воскресенье, 7 ноября 2021 г.

8_Русский язык. Текст как одно предложение. Обучающее сжатое изложение с грамматическим заданием

 08.11.2021

Тема урока: Урок развития речи. Текст как одно предложение. Обучающее сжатое изложение по данному тексту с грамматическим заданием

Цель: повторение способов компрессии* текста, обучение сжатому изложению с изменением грамматической формы лица

Словарь! *Компрессия текста - один из основных видов переработки текста; сокращение, "сжатие" текста

 Оформите тетради: число, классная работа, тема урока (само словосочетание "тема урока" не пишем!)

1. Теоретический блок

1.1. Текст как одно предложение. 

Известно, что предложение выполняет коммуникативную функцию, то есть служит для обмена информацией, ведущего к взаимному пониманию. Иногда одно предложение можно считать текстом (мы знаем, что текст - это несколько предложений!) Например, стихотворение Ф. Тютчева состоит из одного предложения: 

Умом — Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Но всё же это текст! Данное сложное предложение можно разделить на простые предложения, которые связаны между собой по смыслу. Следовательно, обеспечен основной признак текста - связность и целостность.

1.2. Приёмы компрессии текста.

Один из основных способов переработки текста - компрессия текста, то есть его сокращение, "сжатие". Этот способ вы используете, когда пересказываете содержание параграфа из учебника истории/биологии или содержание фильма/книги. Существуют особые приёмы компрессии текста. Один из них - выделение основной и второстепенной информации. Основную информацию (ту, без которого был бы неясен или искажен авторский замысел; ключевые слова и микротемы) нужно пересказать, а второстепенную можно опустить. В итоге текст-пересказ по объёму оказывается меньше, чем текст-первоисточник

Рассмотрите таблицу и ознакомьтесь со способами сжатия текста


2. Практический блок.

2.1. Работа по учебнику: упр.52, стр.32. Прочитайте задания к тексту и сам текст - отрывок из очерка К. Паустовского "Страна за Онегой*". 

Словарь! *Онега - река и город на севере России, в Архангельской области

Выделите в тексте главную и второстепенную информацию. 

Заонежье

2.2. Напишите на черновике пересказ, сохранив главную информацию. Отредактируйте текст в соответствии с нормами русского языка: речевыми, орфографическими, пунктуационными... Затем запишите текст в тетради. ВАЖНО! Грамматическое задание: напишите изложение от 3-го лица. Образец преобразования грамматической формы 1 лица в форму 3-го лица:

Текст от 1 лица

Текст от 3-го лица

Как-то ранним летом я приехал в одну из заонежских деревень к сказительнице Захаровой.

Однажды в начале лета автор приехал в деревню к сказительнице Захаровой.


 Начать изложение можно так:

Однажды в начале лета автор текста приехал в деревню к сказительнице Захаровой.

ПОМОЩЬ! Лексическая работа: автор, он, рассказчик, писатель.

 СРОКИ выполнения: фото работ переслать ВК до следующего урока РЯ. Списанные работы НЕ могут быть оценены высоким баллом!

Комментариев нет:

Отправить комментарий