ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

пятница, 15 сентября 2023 г.

Какой бывает композиция рассказа?

 ВОПРОС

Иногда на уроках литературы учитель спрашивает, какова композиция рассказа. А какой она бывает?

ОТВЕТ 

Композиция - это построение художественного произведения. Композиция рассказа (и не только!) бывает:

1. Кольцевая. Начало и конец рассказа перекликаются: появляются те же образы, мотивы, ключевые слова. Автор намеренно обращается к повторам, чтобы выделить наиболее важные смысловые моменты. 

2. Обратная. Рассказ начинается с конца события, о последующие события раскрывают и поясняют ход предыдущих событий. Такую композиуию часто используют в произведениях детективного жанра. 

3. "С разрывом". Автор прерывает событие на самом интересном месте и перемещается на освещение других событий. Делается это для того, чтобы создать интригу, побудить читателя осмыслить/представить/спрогнозировать прочитанное. 

4. Остросюжетная. Кульминация является одновременно развязкой. Автор играет на любопытстве читателей, заставляя их задаваться вопросами: "А что дальше? А будет ли продолжение?" Произведение, построенное по такому принципу, не даёт ответа на эти вопросы. Читателю приходится ещё и ещё раз осмысливать прочитанное и самому искать ответы на свои вопросы. И вновь сомневаться: а правильно ли он нашёл ответ? Может, стоит перечитать книгу?

5. Инверсионная. Используется в произведениях, посвящённых военным подвигам. Эпизод из будущей трагической жизни героя изымается из хронологии и помещается рядом с противоположным по тональности событием - детством, молодостью, счастливым и радостным времнем. Такая композиция позволяет создать у читателя сильное эмоциональное потрясение, сопереживание героическому персонажу произведения. 

6. Револьверная. Одно и то же событие даётся с разных точек зрения - глазами разных героев. Таким образом событие получает глубокий всесторонний анализ и оценку. 

7. Контрапункт. Две сюжетные линии развиваются параллельно. Линия из прошлого героя перемежается с линией настоящего, объясняя тем самым его действия в настоящем, раскрывая его внутренний мир, объясняя его особенности, поступки, мысли. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий