Материалы к уроку
1. Теоретический блок
Текст - это это группа предложений, связанных в единое целое темой и основной мыслью, имеющая композиционное завершение.
1.1. Цепная и параллельная - это способы связи предложений в тексте. При цепной связи второе предложение связывается с первым, третье — со вторым и т.д., образуя что-то вроде звеньев цепи. При параллельной связи предложений тема обозначена в первом предложении, а все остальные предложения раскрывают эту тему, детализируют её и по смыслу и грамматически связаны с первым предложением.
1.2. Существуют и языковые средства связи.
2. Практический блок
2.1. Проанализируйте примеры
1) Лексические средства связи:
- Лексический повтор: Вдруг он повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. (В. Осеева)
- Однокоренные слова: Дом Пушкина в Михайловском живёт и по сей день именно так. Он наполнен пушкинской любовью… (С. Гейченко)
- Синонимы: Ваша собачка переполошила всех собак. С нами едут ещё четыре пса, и теперь воют все. (И. Шмелёв)
- Антонимы: Как сладко заныло сердце от неописуемого восторга! И как горько оно сжалось <…>. (С. Фёдоров)
- Описательный оборот: Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф. Абрамов)
2) Морфологические средства связи:
- Местоимение: Хорошо июньской ночью в лесу! Он в это время наполнен ароматом трав, цветов, свежей листвы. (Б. Ржевский)
- Наречие: Охотник шёл по лесу. Вдруг он услышал выстрел.
- Союз: Небо было ясное. Но было очень ветрено.
3) Синтаксические средства связи:
- Вводные слова: Во-первых, женитьба была не блестящая <…>. Во-вторых, князь Андрей был не первой молодости <…>. (Л. Толстой)
- Неполные предложения: Этот сок нужен липе, тот – ландышу... (А. Куприн)
2.2. Выполните задание. Спишите текст. Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Подчеркните средства связи предложений одной чертой, надпишите их названия, воспользовавшись справочным материалом.
1) Более (полу)века назад вышло в свет первое издание всемирно извес..ного «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. 2) Наверное, нет такого человека в нашей стране, который (ни)разу в жизни (не)обращался к этому справочн..ку. 3) Более того, словарь стал настольным пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык. 3) Этот зам..чательный справочник, созда..ый великим лексикографом XX века Сергеем Ивановичем Ожеговым, намного пер..жил своего тв..рца и составителя. 4) И сегодня словарь Ожегова явля..тся востребова..ым у школьников, у спец..алистов, у всех, кто хочет быть гра(м,мм)отным человеком.
3. Интерактивный блок. Проверьте себя
Комментариев нет:
Отправить комментарий