Материалы к уроку
1. Практический блок
1.1 Вспомним! Простое предложение - это предложение с одной грамматической основой. Например: Погода испортилась к вечеру.
1.2. Между подлежащим и сказуемым может стоять тире, когда подлежащее и сказуемое выражены:
- существительными: Книга – источник знаний
- числительными: Пятью восемь – сорок
- инфинитивами: Жить – Родине служить
- существительным и инфинитивом: Превосходная должность – быть человеком.
Тире НЕ ставится, если подлежащее и сказуемое выражены:
- личным местоимением и существительным: Он скептик.
- любыми частями речи, но при этом сказуемое имеет отрицание не или слова как, точно, как будто: Бедность не порок. Пруд как сталь.
1.3. Простое предложение является осложнённым, когда в нём имеются элементы, осложняющие его структуру.
Рассмотрите таблицу и вспомните, какие это элементы.
1.2. Повторим пунктуацию в простом осложнённом предложении:
- Однородные члены предложения разделяются запятыми, если связаны:
- без союзов: Бледно-серое небо светлело, холодело, синело.
- одиночным противительным союзом: Наш воевода в родню был толст, да не в родню был прост.
- повторяющимися союзами: Вот уж и стука, и крика, и бубенцов не слыхать.
- составным союзом: Не столько благодарю за посылку, сколько за память и внимание.
- Однородные члены предложения НЕ разделяются запятыми, если связаны одиночным соединительным или разделительным союзом: Свежий ветер тихонько шевелит и гонит листья.
- Обособленные члены предложения всегда выделяются запятыми: Другой берег, плоский и песчаный, покрыт тесной кучей хижин.
- Вводные конструкции выделяются запятыми: Я, разумеется, обошёлся весьма бережно со стариком.
- Вставные конструкции выделяются скобками или тире: В жаркое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного.
- Обращения выделяются запятыми: Ты не пой, косарь, про широку степь!
2.1. Прочитайте/спишите предложения. Графически обозначьте условия постановки знаков препинания.
1) Донецк - столица героического Донбасса. 2) Темноволосые люди, конечно, чаще всего кареглазые. 3) Катя, расскажи о своей поездке в Россию по программе "Университетские смены". 4) Я рисовал когда-то (это было в далёком детстве) у керосиновой лампы на обеденном столе. 5) Лес, опустевший с наступлением холодов, чернел на фоне хмурого неба. 6) На дороге, на заборах, на крышах домов - всюду лежал снег. 7) Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы. 8) Дом, сухой и старый, почти развалился. 9) Не только взрослые, но и дети трудились в ночную смену. 10) В лагере дети купались и загорали, пели и танцевали.
2.2. Решение заданий в формате ОГЭ/ЕГЭ
1. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должно стоять тире.
Книги (1) наши друзья (2) и учителя (3) помогающие нам в любую (4) трудную минуту. Интересное путешествие (5) добрый совет (6) всё можно найти в книге. В книге (7) заключена мудрость народа.
Ответ:___________
2. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должно стоять тире.
Уникальные растения (1) настоящие субтропические лианы (2) амурский виноград (3) актинидия (4) нередки в густой Приморской тайге. Ю. Аракчеев писал (5) «Самое интересное в природе Приморья (6) это реликты». Хозяин тайги (7) уссурийский тигр. Он (8) одно из наиболее знаменитых дальневосточных животных.
Ответ: ___________
3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должно стоять двоеточие.
С «поющими» песками можно встретиться не только в пустынях (1) но и в других местах (2) на берегах Кольского полуострова и Балтики (3) в долинах Лены и Вилюя (4) на озере Байкал. Такой песок издаёт самые неожиданные звуки (5) то под ногами идущего слышится собачий лай (6) то звон натянутой струны. Очевидцы говорят (7) "В такие моменты (8) кажется (9) будто поёт вся пустыня". Что же заставляет пески звучать?
Ответ: ____________
4. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Узкая дорога вскоре обогнула Дубровку (1) последнюю деревушку перед Горским ущельем (2) и (3) перевалив (4) через сопку (5) скрылась в лесу. Лошади (6) покачивая головами (7) шли дружно.
Ответ:__________
5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Дальние горы (1) обвеянные синеватою мглою (2) реяли и (3) казалось (4) расплавлялись в истоме. Лёгкий ветер шевелил густые травы (5) пестревшие разноцветными ирисами, кашкой и какими-то ещё бесчисленными жёлтыми (6) и белыми головками. Нашим лошадям стоило повернуть головы, чтобы схватить (7) даже не нагибаясь (8) пучок сочной травы. Затем они бежали дальше (9) помахивая зажатыми в губах роскошными букетами.
Ответ: ___________
6. Соотнесите правило и предложение
А) Обособленное определение, выраженное причастным
оборотом, стоящим после определяемого слова, выделяется запятыми. |
1. Как солдаты, так и их командиры расположились в
тени огромного развесистого дуба. |
Б) Однородные члены, соединённые составным союзом,
разделяются запятой. |
2. Как хорошо ты, о море ночное! |
В) Обращение стоит в середине предложения,
выделяется с двух сторон запятыми. |
3. Вскоре мы увидели старинный дом, утопающий в
кустах душистой сирени. |
Ответ: ___________
7. Соотнесите правило и предложение
А) Обособленное определение, выраженное прилагательными,
стоит после определяемого слова и выделяется запятыми. |
1. Из-за плохой погоды мы, скорее всего, не успеем
на последнюю электричку. |
Б) Обособленное обстоятельство, выраженное
деепричастным оборотом, стоит в середине предложения и выделяется с двух
сторон запятыми. |
2. Море, ласковое и спокойное, ярко блестело в
лучах заходящего солнца. |
В) Вводное слово стоит в середине предложения и
выделяется с двух сторон запятыми. |
3. Он достал из кармана старую смятую фотографию и,
положив на колени, внимательно рассматривал её. |
Ответ: ________________
Комментариев нет:
Отправить комментарий