ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

пятница, 13 мая 2022 г.

9_Русский язык. Виды речевых ошибок. Анализ творческих работ

13.05.2022 (индивидуальное обучение)

25.05.2022 (класс)

 Тема: Виды речевых ошибок. Анализ контрольных творческих работ. Работа над ошибками

Цель: предупреждение речевых ошибок; повышение грамотности

1. Теоретический блок

1.1. Человеку в жизни необходимо умение составлять разные тексты. Школьники учатся этому в процессе написания творческих работ - изложений, сочинений. Умение составлять подобные творческие работы проверяются на экзаменах в выпускных классах. К сожалению, в таких работах встречаются разные типы ошибок: орфографические, пунктуационные, грамматические... К распространённым ошибкам относятся речевые ошибки. 

Причинами речевых ошибок принято считать:

  • влияние среды;
  • низкий уровень речевых навыков;
  • индивидуальные особенности речи. 

Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:
  • Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
  • Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
  • Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
  • Больше читайте художественную литературу.
  • Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.

1.2. Познакомьтесь с типами речевых ошибок и их примерами.  

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Мысль развивается на продолжении всего текста.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Мое отношение к этой проблеме не поменялось.

Были приняты эффектные меры.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

6

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление.

Автор использует художественные особенности (вместо средства).

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.

Молодой юноша, очень прекрасный

9

Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

12

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.

У меня сразу же возникла картина в своем воображении

2. Практический блок

Выполните тест ЗДЕСЬ. Пришлите фото результата учителю ВК после урока. 

3. Домашнее задание 

Перечитайте свои творческие работы: контрольное изложение, контрольное сочинение. Найдите в них ошибки, проанализируйте, устно исправьте.

Комментариев нет:

Отправить комментарий