13.05.2022 (индивидуальное обучение)
25.05.2022 (класс)
Тема: Виды речевых ошибок. Анализ контрольных творческих работ. Работа над ошибками
Цель: предупреждение речевых ошибок; повышение грамотности
1. Теоретический блок
1.1. Человеку в жизни необходимо умение составлять разные тексты. Школьники учатся этому в процессе написания творческих работ - изложений, сочинений. Умение составлять подобные творческие работы проверяются на экзаменах в выпускных классах. К сожалению, в таких работах встречаются разные типы ошибок: орфографические, пунктуационные, грамматические... К распространённым ошибкам относятся речевые ошибки.
Причинами речевых ошибок принято считать:
- влияние среды;
- низкий уровень речевых навыков;
- индивидуальные особенности речи.
- Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
- Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
- Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
- Больше читайте художественную литературу.
- Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.
1.2. Познакомьтесь с типами речевых ошибок и их примерами.
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Употребление
слова в несвойственном ему значении |
Мы были шокированы прекрасной
игрой актеров. Мысль
развивается на продолжении всего текста. |
2 |
Неразличение оттенков значения,
вносимых в слово приставкой и суффиксом |
Мое
отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. |
3 |
Неразличение
синонимичных слов |
В конечном предложении
автор применяет градацию. |
4 |
Употребление слов иной стилевой
окраски |
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается
направить людей немного в другую колею. |
5 |
Неуместное
употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов |
Астафьев то и
дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. |
6 |
Неоправданное употребление
просторечных слов |
Таким людям всегда удается объегорить других. |
7 |
Нарушение
лексической сочетаемости |
Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства). |
8 |
Употребление лишних слов, в том числе
плеоназм |
Красоту пейзажа автор передает нам с
помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный |
9 |
Употребление
однокоренных слов в близком контексте (тавтология) |
В этом рассказе
рассказывается о реальных событиях. |
10 |
Неоправданное повторение слова |
Герой рассказа
не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает
всей глубины содеянного. |
11 |
Бедность и
однообразие синтаксических конструкций |
Когда писатель пришел
в редакцию, его принял главный редактор. Когда
они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
12 |
Неудачное употребление местоимений |
Данный текст написал В. Белов. Он относится
к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении |
2. Практический блок
Выполните тест ЗДЕСЬ. Пришлите фото результата учителю ВК после урока.
3. Домашнее задание
Перечитайте свои творческие работы: контрольное изложение, контрольное сочинение. Найдите в них ошибки, проанализируйте, устно исправьте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий