ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

пятница, 13 мая 2022 г.

9_Литература. И. Гёте "Фауст". Трагизм любви Фауста и Гретхен. Фауст как вечный образ мировой литературы

 13.05.2022

Тема: Трагизм любви Фауста и Гретхен. Фауст как вечный образ мировой литературы

Цель: углубить знания о трагедии; раскрыть значение образа Фауста для мировой литературы

1. Теоретический блок

1.1. На прошлом уроке вы узнали, что договор между Фаустом и Мефистофелем заключён. Герои отправляются в обычную жизнь, где Фауст, ставший молодым и красивым, предаётся удовольствиям, которых был лишён, занимаясь наукой. Он знакомится с юной Маргаритой - Гретхен. 

Фауст и Маргарита. Худ. Hendrik Frans Schaefels

1.2. Маргарита (Гретхен) — самый поэтичный из женских образов в мировой литературе. Дочь бюргера, простая и непритязательная, она изображена как дитя природы. Гретхен много работает: готовит пищу, прибирает дом, шьет, поет песни, гадает на цветочке. Наивная, простая и доверчивая, она очень нравится Фаусту и  отвечает на его чувство любовью. Но она в плену религиозных и бытовых  обычаев, ее пугает свободный и непонятный Фауст. Любовь к Фаусту (подстроенная Мефистофелем)  приносит много горя девушке: 

  • брат Валентин, пытавшийся защитить честь сестры, погибает, заколотый шпагой Фауста;
  • мать выпивает снотворное, приготовленное Гретхен, и умирает от слишком большой дозы;
  • ребёнок, родившийся у Маргариты вне брака с Фаустом, утоплен ею в реке; 
  • горожане изгоняют девушку после всех совершённых ею преступлений;
  • девушка доведена до отчаяния, она оказывается в тюрьме и ждёт казни, которую воспринимает как справедливое наказание  за грехи. 

Фауст пытается спасти возлюбленную, предлагая ей бежать: 

Мой друг, теперь одно: в дорогу!
Во имя наших жарких нег
Решись скорее на побег!
Скорей со мною из острога!

Но Гретхен отвергает это предложение; смущает её и Мефистофель, которому девушка не хочет отдавать душу; она просит защиты у Господа: 

Нельзя и некуда идти,
Да если даже уйти от стражи,
Что хуже участи бродяжьей?
С сумою по чужим одной
Шататься с совестью больной,
Всегда с оглядкой, нет ли сзади
Врагов и сыщиков в засаде! 
...Кто это вырос там из-под земли?
Он за моей душой пришел, презренный!
Но стены божьего суда священны!
Скорее прочь уйти ему вели!  
...Спаси меня, отец мой в вышине!
Вы ангелы, вокруг меня, забытой,
Святой стеной мне станьте на защиту!

Маргарита умирает, но душа её уходит к Господу: раскаявшись в грехах, его она призывает в последние минуты своей жизни. "Спасена!" - отвечает голос свыше. 

Franz Xaver Simm. Илл. к трагедии И. В. Гёте "Фауст"

2. Практический блок

Изучите материал учебника на стр. 353-356, зафиксируйте изученное в виде тезисов или конспекта.

3. Домашнее задание 

Устно ответьте на вопросы по изученному материалу. Пришлите голосовое сообщение ВК после урока. Подпишите (!) файл по образцу: 9_РЛ_Силенко_13.05.

1) Какие черты воплотил Гёте в образе Маргариты? Почему, несмотря на грехи, она прощена высшими силами?

2) По каким эпохам путешествует Фауст во 2-ой части трагедии? Чему он посвящает своё время? Нашёл ли счастье?

3) Фауст всё же произносит роковые слова: "Мгновенье, повремени!". В какой момент это происходит? Когда наступил этот прекрасный миг?

4) Кто же победил в поединке: Фауст или Мефистофель? Кому досталась душа Фауста? Почему? 

5) Почему, на ваш взгляд, Фауста считают "вечным образом" мировой литературы?

Комментариев нет:

Отправить комментарий