13.05.2022
Тема: Трагизм любви Фауста и Гретхен. Фауст как вечный образ мировой литературы
Цель: углубить знания о трагедии; раскрыть значение образа Фауста для мировой литературы
1. Теоретический блок
1.1. На прошлом уроке вы узнали, что договор между Фаустом и Мефистофелем заключён. Герои отправляются в обычную жизнь, где Фауст, ставший молодым и красивым, предаётся удовольствиям, которых был лишён, занимаясь наукой. Он знакомится с юной Маргаритой - Гретхен.
Фауст и Маргарита. Худ. Hendrik Frans Schaefels |
1.2. Маргарита (Гретхен) — самый поэтичный из женских образов в мировой литературе. Дочь бюргера, простая и непритязательная, она изображена как дитя природы. Гретхен много работает: готовит пищу, прибирает дом, шьет, поет песни, гадает на цветочке. Наивная, простая и доверчивая, она очень нравится Фаусту и отвечает на его чувство любовью. Но она в плену религиозных и бытовых обычаев, ее пугает свободный и непонятный Фауст. Любовь к Фаусту (подстроенная Мефистофелем) приносит много горя девушке:
- брат Валентин, пытавшийся защитить честь сестры, погибает, заколотый шпагой Фауста;
- мать выпивает снотворное, приготовленное Гретхен, и умирает от слишком большой дозы;
- ребёнок, родившийся у Маргариты вне брака с Фаустом, утоплен ею в реке;
- горожане изгоняют девушку после всех совершённых ею преступлений;
- девушка доведена до отчаяния, она оказывается в тюрьме и ждёт казни, которую воспринимает как справедливое наказание за грехи.
Фауст пытается спасти возлюбленную, предлагая ей бежать:
Мой друг, теперь одно: в дорогу!Во имя наших жарких негРешись скорее на побег!Скорей со мною из острога!
Но Гретхен отвергает это предложение; смущает её и Мефистофель, которому девушка не хочет отдавать душу; она просит защиты у Господа:
Нельзя и некуда идти,Да если даже уйти от стражи,Что хуже участи бродяжьей?С сумою по чужим однойШататься с совестью больной,Всегда с оглядкой, нет ли сзади
Врагов и сыщиков в засаде!
...Кто это вырос там из-под земли?Он за моей душой пришел, презренный!Но стены божьего суда священны!Скорее прочь уйти ему вели!
...Спаси меня, отец мой в вышине!Вы ангелы, вокруг меня, забытой,Святой стеной мне станьте на защиту!
Маргарита умирает, но душа её уходит к Господу: раскаявшись в грехах, его она призывает в последние минуты своей жизни. "Спасена!" - отвечает голос свыше.
Franz Xaver Simm. Илл. к трагедии И. В. Гёте "Фауст" |
2. Практический блок
Изучите материал учебника на стр. 353-356, зафиксируйте изученное в виде тезисов или конспекта.
3. Домашнее задание
Устно ответьте на вопросы по изученному материалу. Пришлите голосовое сообщение ВК после урока. Подпишите (!) файл по образцу: 9_РЛ_Силенко_13.05.
1) Какие черты воплотил Гёте в образе Маргариты? Почему, несмотря на грехи, она прощена высшими силами?
2) По каким эпохам путешествует Фауст во 2-ой части трагедии? Чему он посвящает своё время? Нашёл ли счастье?
3) Фауст всё же произносит роковые слова: "Мгновенье, повремени!". В какой момент это происходит? Когда наступил этот прекрасный миг?
4) Кто же победил в поединке: Фауст или Мефистофель? Кому досталась душа Фауста? Почему?
5) Почему, на ваш взгляд, Фауста считают "вечным образом" мировой литературы?
Комментариев нет:
Отправить комментарий