12.05.2022
Тема: И. Гёте. "Фауст". Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия
Цель: познакомиться с сюжетом и образами трагедии; рассмотреть проблему добра и зла
1. Теоретический блок
1.1. На прошлом уроке вы познакомились с историей создания трагедии "Фауст". Из "Пролога на небе" вы узнали, что между Богом и Мефистофелем заключено пари, в основе которого - противоречие во взглядах на человека. Господь верит в творческое начало в человеке, в его способность совершенствоваться, двигаться вперёд. Мефистофель же, напротив, говорит о низменности человеческих устремлений, о безысходности и бесполезности его существования. «Местом» сражения добра и зла Бог и Мефистофель избирают душу Фауста. Кто же он, Фауст? Какой он? Какие идеи воплощены в этом образе?
1.2. Сцена "Ночь". Фауст - средневековый учёный. Всю жизнь, не зная отдыха, он посвятил изучению наук. Но предмет познания бесконечен, и чем больше Фауст получает знаний, тем больше понимает, что ему не хватит жизни, чтобы освоить все знания, изучить все науки, постичь все тайны мира. Полученные знания не дают ему ответов на тревожные вопросы о смысле жизни и не удовлетворяют его как личность, поэтому он постоянно сомневается и в итоге разочарован:
Я философию постиг,Я стал юристом, стал врачом...Увы! с усердьем и трудомИ в богословье я проник, —И не умней я стал в конце концов,Чем прежде был...Глупец я из глупцов! (сцена "Ночь")
1.3. Сцена "У ворот". Здесь мы видим Фауста, гуляющего со своим учеником Вагнером за городом. Народ, узнав Фауста, оказывает ему знаки внимания и благодарит за то, что Фауст излечил их от смертельной болезни:
Отрадно вспомнить в светлый день,Как жертвовали вы собойДля населенья деревеньВ дни черной язвы моровой...Храни вас господи и впредь,Чтоб не давали нам болеть.
Но Фаусту чужды и хвала народа, и оценка Вагнера. В нём по-прежнему существует неудовлетворённость знаниями, которыми он владеет, а успехи свои считает не столь великими. Вскоре Фауст замечает, что вокруг него вьётся странный пёс - чёрный пудель:
Заметил, черный пес бежит по пашне?..Кругами, сокращая их охваты,Все ближе подбирается он к нам.И, если я не ошибаюсь, пламяЗа ним змеится по земле полян...Как он плетет вкруг нас свои извивы!Магический их смысл не так-то прост.
1.4. Сцена "Комната Фауста". Фауст вернулся в свою комнату, пёс - за ним. Фауст начинает переводить Библию, и этот перевод даётся ему с трудом, так как в его основе - философия мира, поиск истины. Учёный перебирает разные варианты перевода, стремясь найти истинный, единственно верный вариант, и в этом вновь проявляется его сомневающаяся, творческая натура:
«В начале было Слово». С первых строкЗагадка. Так ли понял я намек?Ведь я так высоко не ставлю слова,Чтоб думать, что оно всему основа.«В начале мысль была». Вот перевод.Он ближе этот стих передает.Подумаю, однако, чтобы сразуНе погубить работы первой фразой.Могла ли мысль в созданье жизнь вдохнуть?«Была в начале сила». Вот в чем суть.Но после небольшого колебаньяЯ отклоняю это толкованье.Я был опять, как вижу, с толку сбит:«В начале было дело», — стих гласит.
Читая строки Нового Завета, Фауст замечает, что пёс начинает метаться по комнате. Учёный произносит заклинание. Когда дым рассеивается, вместо пса Фауст видит Мефистофеля в одежде странствующего студента, который представляется так:
Я дух, всегда привыкший отрицать.И с основаньем: ничего не надо.Нет в мире вещи, стоящей пощады.Творенье не годится никуда.Итак, я то, что ваша мысль связалаС понятьем разрушенья, зла, вреда.Вот прирожденное мое начало,Моя среда.
Мефистофель предлагает Фаусту своё общество и мир в придачу, исполнение всех желаний - от удовлетворения жажды познания до земных наслаждений:
Давай столкуемся друг с другом,Чтоб вместе жизни путь пройти.Благодаря моим услугамНе будешь ты скучать в пути...Тебе со мною будет здесь удобно,Я буду исполнять любую блажь...За это, положись на мой обет,Я дам тебе, чего не видел свет.
За эту услугу Фауст должен будет расплатиться своей бессмертной душой, навсегда стать рабом. Час расплаты наступит тогда, когда Фауст, удовлетворив все желания и стремления, произнесёт фразу: "Мгновение, повремени!" (В других переводах: "Остановись мгновенье, ты прекрасно!"):
Едва я миг отдельный возвеличу,Вскричав: «Мгновение, повремени!» —Все кончено, и я твоя добыча,И мне спасенья нет из западни.Тогда вступает в силу наша сделка,Тогда ты волен, — я закабален.Тогда пусть станет часовая стрелка,По мне раздастся похоронный звон.
1.5. Итак, к каким выводам мы пришли? По мнению Гете, истина заключается в борьбе противоречий. Именно благодаря вечной борьбе противоречий (добра и зла) создается гармония мира. Два главных героя трагедии – Мефистофель и Фауст – постоянно между собой спорят, и получается так, что противоречивые точки зрения этих героев гармонично дополняют друг друга. Силы Мефистофеля и Фауста были почти равны, поэтому они по очереди побеждали друг друга.
Фауст изображен как «деятельный гений», который недоволен положением вещей. Он энергичная и горячая личность. Он постоянно находится в поиске истины – в постоянных тревогах и сомнениях. Его ум и душу раздирают противоречия, а его страдания связаны со стремлением найти истину, с непреодолимой жаждой знаний.
Мефистофель – это образ существа, которое видело много несправедливости и зла, разочаровалось в жизни, существо, которое имеет большой жизненный опыт и утомлено жизнью. Он много наблюдал за тем, что происходило в окружающем мире, и убедился в безысходности существования. Мефистофель не верил ни в счастье, ни в добро, ни в зло. Он хорошо видел несовершенство мира и знал, что изменить его невозможно, он был вполне уверен, что такие попытки будут напрасными. Мефистофель цничен в отношении людей, которые стремились к недостижимому идеалу, к совершенству.
В основе трагедии Гете «Фауст» лежит извечное противостояние добра и зла, противостояние творческого духа, стремления к прекрасному, которые воплощены в образе Фауста, и духа сомнений, возражений, которые воплощены в образе Мефистофеля. Именно борьба добра и зла, по мнению поэта, является движущей силой развития мира.
2. Практический блок
Ответьте устно на вопросы. Пришлите голосовое сообщение ВК после урока.
1) Кто такой Фауст? Почему он разочарован в жизни? Почему именно его душа выбрана "полем битвы" добра и зла?
2) Как к нему относится простой народ? С чем это связано?
3) Как прошла встреча Фауста и Мефистофеля? О чём был их договор? Почему он стал возможен?
4) Какие идеи воплотил Гёте в образе Фауста и Мефистофеля? Каков взгляд поэта на проблему добра и зла?
3. Домашнее задание
1. Изучите по учебнику стр.351-352. Что нового по теме урока вы узнали из изученного материала?
2. Прочитайте сцены из трагедии "Фауст":
б) "Тюрьма"
Комментариев нет:
Отправить комментарий