ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

среда, 14 апреля 2021 г.

7_Литература_Современная литература для детей и подростков: Эдуард Веркин

 Дорогие ребята! Вы привыкли к тому, что в школе вы изучаете русскую и зарубежную классическую литературу - ту, которая отобрана временем и  литературной критикой.  Но ведь существует и современная литература! Она написана нашими современниками - писателями и поэтами, которые живут в одно с нами время, которые знают проблемы этого времени и запросы современного общества. Эти авторы являются участниками различных литературных конкурсов, обладателями литературных премий, их книги издаются и покупаются, но их имена ещё не являются известными широкой публике. Сегодня мы и познакомимся с такими писателями и их произведениями.  Эти авторы пишут о подростках и для подростков. 

Эдуард Веркин, российский детский писатель, фантаст. Обладатель премий "Заветная мечта", "Книгуру", "Новые горизонты"

Эдуард Веркин
Эдуард Веркин
- один из ярких современных российских авторов, лауреат престижных литературных премий, настоящий наследник традиций классической литературы для подростков. Родился в 1975 г. в Воркуте. Веркин пишет о том, что волнует ребят, а еще о школе и современных проблемах. Наибольшую популярность среди читателей и критиков получила фантастическая серия «Хроника Страны Мечты» — романы «Место снов», «Пчелиный волк», «Кошки ходят поперек», «Снежные псы». В 2012 году роман Веркина «Друг-апрель» был включен в список выдающихся книг мира «Белые вороны», составляемый Мюнхенской международной детской библиотекой. 

"МЕСТО СНОВ"

Ты учишься в школе, болтаешься с приятелем по улицам, влюбляешься в одноклассницу, ссоришься родителями, живешь ничем не примечательной жизнью, а все это время где-то там существует самое странное и абсолютно реальное место - Страна Мечты. Существует и знает о тебе, ждет тебя, приглашает в гости. Но хватит ли у тебя смелости откликнуться? Когда чужое мнение перестанет быть важным, когда доверится захочешь не тем, кого знаешь с детства, а тем, с кем едва знаком и когда "верность себе" уже не просто слова, а насущная необходимость, тогда придет время отправляться в Страну Мечты, Эльдорадо, Место Снов. 

Глава 2 "Место Снов":

"– Не мешайте ему – он загружает Мечту! Идет загрузка Мечты…

По экрану поползли давно знакомые Зимину по многочисленным журнальным описаниям и слухам сиреневые полосы и зигзаги. Зимин стал следить за этими полосами и зигзагами, поскольку знал, что для того, чтобы проникнуть в «Место Снов», нельзя упускать никаких деталей и нужно внимательно следить за происходящим на экране.

Если верить слухам, после полос и зигзагов должны были появиться спирали и воронки, и спирали и воронки действительно появились. Зимин посмотрел на Ляжку – в его глазах спирали и воронки переворачивались и заплетались в странный узор.

Скоро все эти полосы, зигзаги, воронки и спирали начали вдруг сходиться в совершенно небывалые фигуры, от которых у Зимина закружилась голова и вспомнилось причудливое слово «фрактал». Зимину захотелось оттолкнуться от экрана, но почему-то это у него не получилось, экран затягивал его внутрь, и сколько Зимин ни отталкивался руками, экран не отпускал. Зимину стало немного страшно, он даже подумал, не закричать ли, но кричать не стал. Большим пальцем левой ноги он нащупал кнопку электропитания и на всякий случай приготовился ее нажать. <…>

Фигуры мелькали все быстрее и быстрее, но вдруг остановились все разом и растаяли. Экран стал совсем белым, а потом на нем возникла надпись черными буквами: «Добро пожаловать в Сон!»

 Читать книгу "Место Снов" 


"ЧЕРЕЗ СТО ЛЕТ"

События книги происходят в далеком будущем, где большая часть человечества в результате эпидемии перестала быть людьми. Изменившийся метаболизм дал им возможность жить бесконечно долго, но одновременно отнял способность что-либо чувствовать. Герои, подростки, стремясь испытать хотя бы тень эмоций, пытаются подражать поведению влюбленных из старых книг. С гротескной серьезностью они тренируются в ухаживании, совершая до смешного нелепые поступки. Стать настоящим человеком оказывается для них важнее всего. "Через сто лет" - фантастическая повесть, где под тонким слоем выдумки скрывается очень лиричная и одновременно пронзительная история любви. Но прежде всего это высококлассная проза.  Где пролегает тонкая грань между настоящей, полнокровной жизнью и существованием? И как разграничить истинное и высококлассную имитацию его, игру, притворство? На что можно пойти ради друзей и любимых? И кого вообще можно назвать таковыми? Пожалуй, такой и должна быть хорошая литература для подростков - затрагивающей серьезные философские вопросы, на которые нет однозначного ответа. 

Глава "Человек среди нас"

"Я к.б. не люблю энтропиков. Больше, чем остальные вокруг. У меня сестра была. Старшая. Как-то раз утром поднялся, а она, смотрю, у окна сидит, по подоконнику пальцем водит, по пластику скребет, скребет. Я подошел: «Доброе утро», – говорю, а она на меня и не поглядела. <…>

Собака может плакать, может смеяться, и любить тоже, наверное, может, кошки могут, даже попугаи. Не исключено, что даже крысы, не знаю. Мы – нет. Мы не можем.

Любить. Бояться. Смеяться. Ничего.

Ничего нет. Ничего не хочется. Как бы.

Нельзя хотеть, если у тебя нет того, что, собственно, и хочет. Души. А я уже говорил – без души тело приходит в прах. Рассыпается. Сначала катаракта – такая синеватая пленка на глазах… А потом они вообще зарастают. Пальцы на руках, затем и сами руки, и ноги, все слипается, как теплый пластилин, а через несколько дней…

Прах.

Сестра обернулась ко мне, а на глазах пленка. Глаза сделались голубые, а я тогда и не понял. <…>

Сестра все еще сидела в комнате. Я спросил у нее что-то, но она молчала. Тогда я включил свет и повернул сестру к себе.

У нее уже не было лица. Ни глаз, ни рта, ни носа, поздно что-то делать, мертвая маска гладкой толстой пленки, покрывшей голову, вытолкнувшей волосы, которые лежали на подоконнике неопрятными лохмами.

Следующим утром мы ее похоронили. Отец и мать стояли и смотрели, мать терла глаза луком, отец щипал себя за ноздрю. Они хотели заплакать, но ничего не получалось.

Потом я узнал про энтропию больше. Что она накапливается день за днем, собирается в клетках, собирается в мозгу и может выплеснуться неожиданно, в один момент, как усталость металла. И в этот момент ломается и без того чудовищный гормональный баланс, и резко разрастаются соединительные ткани, утолщается кожа, меняется структура кальция в костях, все, распад, аут, причем взрывом, за несколько минут…"

Читать книгу "Через сто лет"

" ОБЛАЧНЫЙ ПОЛК"

Двадцатый век закрыл свои двери, унеся с собой миллионы жизней, которые унесли миллионы войн. Но сквозь пороховой дым смотрят на нас и Саныч, и Ковалец, и Алька и многие другие. Кто они? Сложно сказать. Ясно одно: все они - облачный полк. Книга о войне и ее героях, книга о судьбах, о долге и, конечно, о мужестве жить. Книга, написанная в канонах отечественной юношеской прозы, но смело через эти каноны переступающая. Отсутствие «геройства», простота, недосказанность, обыденность ВОЙНЫ ставят эту книгу в один ряд с лучшими произведениями XX века. 

Глава 1

"...Вовка любит старинные вещи, мимо «Антиквара» никогда не проходит, вместе лезем в подвал, под подкову, под колокольчик. Я сижу на раритетной чугунной скамейке, Вовка бродит по рядам, разглядывает значки, велосипедные фонари, наборы аптекарских гирек, дореволюционные будильники, все то, что валяется в изобилии на каждом чердаке от Москвы до Владивостока. Листает старые альбомы, рассматривая через лупу желтые фотографии незнакомок, щупает открытки. Кажется, на день рождения он просил у отца металлоискатель. А тот подарил ему коньки. Профессиональные, из какой-то там особой стали, ею можно трубы рубить. Зачем коньками рубить трубы?

– Сундук мы в прошлый раз так и не открыли, не успели. Давай сегодня, а? <…>

Вовка подбирает ключ, замок щелкает, Вовка отскакивает, настороженно смотрит на меня.

– Сундук, – говорю я. – Еще твоему… прапрадеду принадлежал. Он его сам, кажется, и сделал.

– Обычный? – подозрительно спрашивает Вовка.

– Самый что ни на есть.

– Ага… Я читал, есть такие сундуки… Хитрые. Сундуки-убийцы, короче. Ты его открываешь, а оттуда стрела отравленная. Или дротик. Или механический скорпион. Мера предосторожности от кладоискателей, так вот.

– Этот без дротика, – уверяю я.

Вовка возвращается к сундуку, подцепляет за ручки крышку, толчком, по-штангистски выбрасывает ее вверх, откидывает к стене.

– Ого!!!"

Читать книгу "Облачный полк"

понедельник, 12 апреля 2021 г.

7_Литература. В. М. Шукшин "Срезал". Материалы к уроку

 Василий Макарович Шукшин (1929 - 1974) - выдающийся русский советский писатель, сценарист, актёр и режиссёр

В. М. Шукшин

Родился в небольшом селе в Алтайском крае. Детство пришлось на трудные для страны годы. 

"Жилось нам тогда, видно, туго. Недоедали. Мама уходила на работу, а нас с сестрой оставляла у деда с бабкой. Там мы и ели. <...> Голоду натерпелись и холоду. На всю жизнь я сохранил к матери любовь. Всегда ужасно боялся, что она умрет: она хворала часто. Потом в нашей избе появился другой отец. Жить стало легче. А потом грянула война, и другого нашего отца не стало: убили на Курской дуге. Опять настали тяжелые времена".  (Василий Шукшин, «Самые первые воспоминания»)

Родина В. М. Шукшина - с. Стростки, Алтайский край

Рассказ о жизни и творчестве В. М. Шукшина:

Писатель многое повидал в жизни, знал голод, нужду, лишения, опасности, сменил не одну профессию; пришлось ему поработать и учителем. Важное приобретение в жизни - опыт, знакомство с разными людьми, знание жизни простого народа и народных характеров. Именно образы простых людей воплотил Шукшин и в своих сценариях, и в фильмах, и в произведениях. 

Памятник В. М. Шукшину на родине, у с Сростки, Алтайский край

Широко известны рассказы В. М. Шукшина "Микроскоп", "Стёпкина любовь", "Критики", "Срезал". 

Главные герои рассказа "Срезал" Глеб Капустин и Константин Иванович Журавлев. 

Скульптура по рассказу В. М. Шукшина "Срезал"
(парк деревянных скульптур в Сростках)

Глеб Капустин – обычный мужичок из деревни, ехидный, смешливый и при этом начитанный. Автор описывает его следующим образом: «Толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный». Он славится в своем окружении навыком «срезать» успешных людей, поэтому односельчане в предвкушении зрелища всегда зовут его на подобные встречи с городскими жителями, приехавшими к родне. Глеб – желчный и наглый человек, лишенный чувства такта. Он очень высокого мнения о себе и своих отрывочных знаниях, поэтому не стесняется ставить людей на место, даже если это место им не подходит.

В гости к старухе Агафье Журавлевой приезжает из города её сын, Константин Иванович Журавлёв. Он успешный университетский преподаватель, кандидат наук. Его супруга также занимается наукой. Они воспитывают дочь-школьницу.

Вечером на ужин у Журавлевых собираются гости, в том числе и Глеб Капустин, который готовит очередное разоблачение и скандал. Константин и его жена радушно принимают гостя, ничего не подозревая. 

Иллюстрация к рассказу "Срезал"

Кандидат наук Константин Иванович Журавлев – интеллигентный и воспитанный человек с хорошим образованием. Его никак нельзя назвать надменным или гордым, он относится к окружающим уважительно. В его поведении нет излишнего пафоса. Поэтому он проигрывает словесный поединок с Капустиным, ведь не унижается до его хамства: не перебивает, не переводит тему, не переходит на личности.

В рассказе есть и другие персонажи - деревенские жители. Обратите внимание, с какой любовью и уважением автор относится к простым сельчанам. 

Шукшин редко даёт развёрнутые портретные характеристики героев. Ведь речь персонажей настолько выразительна, что человек сразу виден. Сам писатель пояснял это так: “Прямая речь позволяет мне крепко поубавить описательную часть: какой человек? как думает? что хочет? В конце концов, мы ведь так и составляем понятие о человеке — послушав его. Тут он не соврёт — не сумеет, даже если захочет”.

Именно язык — главное средство создания характера Глеба Капустина.

Задания и вопросы:

1. Перечитайте монологи и реплики Глеба Капустина и подумайте, как оценить его эрудицию. Для чего она ему нужна? Почему он гордится ею? Какими чувствами сопровождаются его высказывания?

2. Проследите развитие словесного поединка. Как ведёт себя Глеб Капустин? Есть ли логика в поставленных им вопросах? Каков его комментарий к ответам кандидатов наук? Почему он так любил “взмывать ввысь”?

3. Найдите в языке Глеба Капустина книжные слова и обороты, не свойственные устной речи канцеляризмы, ошибки в использовании иностранных слов, ложные термины, поговорки, присказки, сравнения. Как это характеризует героя? Что создаёт комический эффект?

4. Проанализируйте обвинительную речь Капустина в адрес кандидата. Можно ли назвать её образцом идеологической проработки? Почему? Докажите. Каким видим мы здесь Глеба Капустина? 

Словарь

Кандидат — младшая учёная степень, а также лицо, имеющее эту степень.

Филология — совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.

Философия — одна из форм общественного сознания — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Натурфилософия — общее название существовавших вплоть до XIX века философских учений о природе, не опиравшихся на строгие естественно-научные знания.

Диалектика — теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Шаманизм — ранняя форма религии, основывавшаяся на представлении о сверхъестественном общении служителя культа — шамана — с духами во время ритуала.

Траектория — путь движения какого-нибудь тела или точки.

Демагогия — рассуждения или требования, основанные на грубо одностороннем осмыслении, истолковании чего-нибудь.

Кляузник — человек, занимающийся мелочными ссорами, дрязгами из-за сплетен, интриг.

Своеобразие рассказов Шукшина: 

  • Отражение жизни в движении.
  • Деловитость, собранность.
  • Начало простое, уверенное, динамичное.
  • Почти отсутствуют портретные и пейзажные описания.
  • Характеры героев раскрываются через речь, в диалогах.
  • Постоянная сюжетная ситуация — встреча.
  • Концовка рассказа открыта. 

Материалы к уроку

1. Читать рассказ В. М. Шукшина "Срезал"

2. Читать краткое содержание

3. Смотреть видеоурок

4. Слушать аудиокнигу 

Самопроверка: онлайн-тест по рассказу

8_Литература_Внеклассное чтение: А. и Б. Стругацкие "Понедельник начинается в субботу"

 Братья Стругацкие - Аркадий Натанович и Борис Натанович - русские советские писатели, соавторы, сценаристы, классики современной научной и социальной фантастики. 

Аркадий и Борис Стругацкие

Книги Стругацких переведены на 27 языков, что ставит писателей на первое место среди советских фантастов за рубежом; многие из произведений считаются лучшими фантастическими романами до сих пор. 

Мир, созданный силой воображения талантливых писателей, включает такие известные и любимые многими книги, как "Трудно быть богом", "Пикник на обочине", "Обитаемый остров", "Отель "У погибшего альпиниста".

«Понедельник начинается в субботу» – это, как точнее обозначили сами Стругацкие, «сказка для научных сотрудников младшего возраста»

В этой книге волшебства и чудес хоть отбавляй – драконы и щуки, исполняющие желания, джинны, живая вода, волшебные палочки, неразменные пятаки, говорящие зеркала, гномы, домовые, ведьмы, Баба Яга и прочее, прочее. Но в то же время всю эту классическую «сказочность» авторы поместили в наш обыкновенный мир. И что удивительно, сказочное и волшебное вполне нормально уживается в сугубо материальном мире, потому что существует оно в рамках Научно-Исследовательского Института Чародейства и Волшебства (НИИЧаВо). 

Александр Привалов был обычным рядовым программистом из Ленинграда. Ну, может, не совсем рядовым, но самым нормальным программистом. Пока однажды, отправившись в отпуск, он не оказывается в небольшом малоизвестном городке Соловец, где встречает, на первый взгляд, самых обычных людей, которым вдруг «позарез» нужен программист, да еще не обычный, а один-единственный, который бы смог работать в загадочном НИИЧаВо.

"Горбоносый вылез из машины и, нагнувшись, протиснулся в низкую калитку. За высоченным серым забором дома видно не было. Ворота были совсем уже феноменальные, как в паровозном депо, на ржавых железных петлях в пуд весом. Я с изумлением читал вывески. Их было три. На левой воротине строго блестела толстым стеклом синяя солидная вывеска с серебряными буквами:

НИИЧАВО

изба на куриных ногах

памятник соловецкой старины

На правой воротине сверху висела ржавая жестяная табличка: «Ул. Лукоморье, д. № 13, Н. К. Горыныч», а под нею красовался кусок фанеры с надписью чернилами вкривь и вкось:

КОТ НЕ РАБОТАЕТ

Администрация"

Случай или судьба приводят программиста Привалова в Соловец, но дальше начинается совсем уж необычные события. Привалов оказывается в гостях у самой настоящей Бабы Яги, воочию видит кота, говорящего сказки (правда, тот страдает склерозом и ни одну сказку не может рассказать от начала до конца, хоть знает невероятное количество разных сказок), обнаруживает постоянно меняющуюся необычную книгу-перевертыш и получает от Бабы Яги необыкновенный неразменный пятак, которым сколько раз ни плати – все равно он вновь оказывается в кармане. 

А что обычно делают люди, попадая в необычные обстоятельства? Стараются как можно быстрее вернуться в обычный мир, а все необычное побыстрее забывают, так как оно не вписывается в рамки их бытия. Однако Привалов не таков. Попав в фантастический мир сказки, Александр не пытается вернуться в нормальную реальность. Нет, он погружается в мир волшебства, правда, не теряя при этом здравого рассудка. Например, обнаружив у себя неразменный пятак, Привалов пытается научно исследовать его магические свойства. Жаль, что эксперимент Привалову так и не удалось довести до конца по причине задержания милицией, которая, оказывается, уже не впервые сталкивается с волшебными монетами. 

Удивительный город Соловец. И удивительный в этом городе научно-исследовательский институт. Чем больше Привалов узнает об этом необычном городе, точнее – о необыкновенном НИИЧаВо, чем больше погружается в мир чародейства и волшебства, тем больше ему хочется узнать о том, что же в действительности происходит в этом необыкновенном институте, какие еще волшебные вещи творятся за его стенами. 

И если для сотрудников НИИЧаВо чародейство и магия являются совершенно нормальным явлением, каждодневной работой, то, спрашивается, зачем им нужен в этом сказочно-волшебном институте программист? Ну какая может быть работа у обыкновенного программиста в мире сказки и магии?

Но ведь это научно-исследовательский институт. А значит, все волшебное здесь вполне поддается логическому анализу, подчиняется законам физики и математики. А раз уж сказку можно просчитать, проанализировать и вычислить, то, конечно же, найдется работа и для программиста.

Однако, даже если следовать научному подходу, все равно сказка и волшебство никогда не станут обыкновенными. Есть у них такое физическое свойство. Или, может, просто такие люди работают в НИИЧаВо – настоящие всамделишные волшебники.

Каков бы ни был секретный ингредиент, но, раз попав в НИИЧаВо, никто уже не пожелает оттуда уйти. Потому что работа в этом НИИ необыкновенно увлекательна, особенно если ты действительно работаешь, а не просто создаешь видимость (а есть в НИИЧаВо и такие – все ж таки мир реальный, а не сказочный). И потому сотрудники НИИЧаВо не любят выходных дней. Есть даже такая в НИИЧаВо присказка – понедельник начинается в субботу.

Книга Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу» необыкновенна. Необыкновенно увлекательна и необыкновенно интересна – реальность там становится сказкой, а сказка – реальностью.

Источник

Материалы к уроку

1. Читать книгу "Понедельник начинается в субботу"

2. Читать краткое содержание книги

3. Слушать и смотреть видеокнигу "Понедельник начинается в субботу"

4. Смотреть буктрейлер по книге "Понедельник начинается в субботу"

Проверьте себя, выполнив задание по выбору. 

1) пройти онлайн тест (10 вопросов)

2) пройти онлайн тест (20 вопросов)

3) решить кроссворд

воскресенье, 11 апреля 2021 г.

12 апреля - День космонавтики


12 апреля мир отмечает День космонавтики

Осуществилась давняя мечта людей: человек не только поднялся в воздух и научился летать, но и сделал более смелый шаг - покинул планету и отправился в космос! Это была победа человеческого разума над силами природы. Это прорыв научной мысли и технического прогресса. 

С тех пор прошло много лет, и полёты в космос стали обычным делом, а их осуществление перестало быть сенсацией. А зря! Космонавт - одна и самых опасных и романтичных профессий. Космонавтика - одна из самых передовых и перспективных наук. Как же всё начиналось?

12 апреля 1961 года гражданин Советского Союза старший лейтенант Ю.А. Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов.

Газета "Комсомольская правда" о полёте Юрия Гагарина

Полет длился всего 108 минут, но он стал мощным прорывом в освоении космоса. Имя Юрия Гагарина стало широко известно в мире, а сам первый космонавт досрочно получил звание майора, звание Героя Советского Союза и навсегда вписал и свое имя, и этот полет в мировую историю.

Первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин

В честь первого орбитального полета человека вокруг Земли в апреле 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР  в стране был официально установлен День космонавтики. Кстати, идею праздника предложил второй летчик-космонавт СССР Герман Титов.

Встреча Гагарина после полёта на улицах Москвы

В дальнейшем дата 12 апреля стала не только Днем космонавтики. В 1969 году Международная авиационная федерация назначила на 12 апреля Всемирный день авиации и космонавтики. А уже в 2011 году это день стал еще и Международным днем полета человека в космос по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН. Под резолюцией, официально подтверждающей этот факт, подписались более шестидесяти государств.

Встреча Гагарина в Чехословакии

Встреча Гагарина в Лондоне

Первый выход в космос космонавта Леонова А.А.

Космонавт пробыл в открытом космосе 12 минут 9 секунд и удалялся от корабля на расстояние до 5 м – на всю длину фала – «пуповины», связывавшей его с кораблем. В открытом космосе Леонов пережил сильнейший эмоциональный стресс: частота пульса повысилась более чем вдвое – до 143 ударов в минуту, почти вдвое увеличилась и частота дыхания, температура тела перевалила за 38 градусов, пот залил скафандр до колен, за сутки полета он похудел на 6 кг. Возвращение космонавтов на Землю проходило в режиме, близком к аварийному, но закончилось, слава Богу, благополучно.

Алексей Леонов в открытом космосе

Первый в истории космонавтики международный полет

Он состоялся 15 июля 1975 года — первопроходчиками были советский корабль «Союз-19» и американский корабль «Аполлон».

Международный полёт в космос

Смотреть "Гагаринский урок "Космос - это мы" ко Дню космонавтики:


Музей космонавтики. Видеоэкскурсия:

Музей космонавтики в Москве. Обзорная экскурсия:

суббота, 10 апреля 2021 г.

6_Русский язык. Спряжение глаголов

 Дорогие шестиклассники! Предлагаю альтернативное домашнее задание по теме "Спряжение глаголов". 

Повторите теорию по таблице: 

Выполните тестовые задания. ВАЖНО! Программа покажет правильный ответ после каждого выполненного задания (кнопка "Далее"). Анализируйте свои ошибки после каждого задания! Обращаю внимание: вопросы будут перемешаны, на выполнение у вас одна попытка. Помните: главное - разобраться в теме, выучить правило, научиться его применять. Успешной  работы!

пятница, 9 апреля 2021 г.

Это интересно! Слова, придуманные писателями-фантастами

Откуда берутся слова? Известно, откуда! Слова возникают в самом языке в процессе исторического развития. В русском языке их называют исконно-русскими. Например, дом, родина, брат. 

Часть слов заимствуется из других языков, их так и называют: заимствованные, или иностранные слова. Например, алфавит, каникулы, джип, диаграмма, фломастер, регби. Новые слова появляются в связи с развитием науки и техники, появлением новых предметов. 

Некоторые слова придуманы писателями и впервые были использованы в художественных произведениях. Эти новые слова  настолько впечатлили читателей, что те с удовольствием ввели их в свой лексикон, открыв им таким образом дорогу в жизнь. 

Мы уже знакомились со словами, придуманными русскими учёными и писателями. Но есть слова, которые придуманы не просто писателями, а такими авторами, которые мечтали о будущем, опираясь на передовые  достижения науки. Они мечтали о технократическом обществе, о разумном сосуществовании различных космических миров. Таких писателей называют фантастами. Познакомимся с некоторыми словами, созданными силой их воображения.

СУПЕРГЕРОЙ. Это слово использовали для описания реальных людей ещё до того, как его стали применять к вымышленным персонажам. Первый научно-фантастический персонаж, которого назвали «супергероем», был Зарнак — придуманный Максом Плейстедом, он появился в конце 1930-х годов. Его так назвали в письме, где жаловались, что комикс стал хуже. СУПЕРМЕН появился год спустя, в 1938 году.

АНДРОИДЛюди воображали механических существ задолго до появления слова «андроид». По одной из легенд, католический святой Альберт Великий в XIII веке создал механическую голову, которая могла отвечать на вопросы. Энциклопедист Эфраим Чемберс, сочиняя в 1728 году свою «Циклопедию», соединил греческий префикс «человек» («andr-») с суффиксом «иметь форму, быть похожим» («-oid») для описания машины Альберта.

КЛОН. Это слово впервые появилось в английском языке в 1903 году и было использовано в контексте ботаники. Оно происходит от греческого «klon» («ветвь») и родного слова «toklados» («побег растения»). Позже «клон» приобрело своё научно-фантастическое значение — «искусственно дублированный человек» в книге футуриста Элвина Тоффлера «Шок будущего», вышедшей в 1970 году. Клонирование людей запрещено и осуждается, но в 1980-е учёные всерьёз стали обсуждать клонирование животных, а в 1996 году появилось первое клонированное млекопитающее -  овечка Долли. 

КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ. Впервые этот термин появился в Pall Mall Gazette в январе 1880 года в качестве рецензии на роман Перси Грега «Через зодиак». В литературе же (и это появление часто называют первым) его использовал Джон Джейкомб Астор IV в своём романе 1894 года «Путешествие в другие миры», действие которого происходит в 2000 году. Там автор воображает будущее с глобальной телефонной сетью, солнечными батареями и самолётами — и человечество, которое добралось до Юпитера и Сатурна.

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКАВ таком смысле его впервые использовал писатель Уильям Уилсон в 1851 году в книге «Небольшая серьёзная книга на вечную тему». В ней он теоретизирует о том, как шесть разных животных: паук, муравей, кот, пчела, окунь и дрозд — могут видеть один и тот же объект. Уилсон называет свою работу «science fiction», что для простоты мы переведём как «научная фантастика». Для названия привычного нам жанра словосочетание «научная фантастика» впервые использовал издатель Хьюго Гернсбек. Он придумал термин и даже надеялся зарегистрировать его как торговую марку.

Говоря о происхождении слов, мы обратились к интереснейшему литературному жанру - научной фантастике. Если вас заинтересовал этот уникальный мир и вам захотелось познакомиться с ним, лучше начать с произведений русской советской фантастики - тех, что отобраны временем и заслуженно стали классикой фантастической литературы.

ЧИТАТЬ ЛУЧШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗНАМЕНИТЫХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ-ФАНТАСТОВ

четверг, 8 апреля 2021 г.

7_Литература. Михаил Зощенко "Аристократка": материалы к уроку

 Михаил Михайлович Зощенко (1894-1958) – классик русской литературы, писатель-сатирик, переводчик, драматург и сценарист. 

Познакомьтесь с основными фактами биографии писателя:

В своих сатирических произведениях высмеивал жестокость, мещанство, самолюбие, невежество и другие пороки человека. Широко известны и до сих пор популярны его сатирические рассказы "Чёрный принц", "Беда", "Спешное дело", "История болезни", "Возмездие", "Баня", "Стакан".


Слушать аудиокнигу:

АРИСТОКРАТКА

Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место.


А в свое время я, конечно, увлекался одной аристократкой. Гулял с ней, и в театр водил. В театре-то все и вышло. В театре она и развернула свою идеологию во всем объеме.

 А встретился я с ней во дворе дома. На собрании. Гляжу, стоит этакая фря. Чулочки на ней, зуб золоченый.

 — Откуда, — говорю, — ты, гражданка? Из какого номера?

 — Я, — говорит, — из седьмого.

 — Пожалуйста, — говорю, — живите.

 И сразу как-то она мне ужасно понравилась. Зачастил я к ней. В седьмой номер. Бывало, приду, как лицо официальное. Дескать, как у вас, гражданка, в смысле порчи водопровода и уборной? Действует?

 — Да, — отвечает, — действует.

 И сама кутается в байковый платок, и ни мур-мур больше. Только глазами стрижет. И зуб во рте блестит. Походил я к ней месяц — привыкла. Стала подробней отвечать. Дескать, действует водопровод, спасибо вам, Григорий Иванович.

Дальше — больше, стали мы с ней по улицам гулять. Выйдем на улицу, а она велит себя под руку принять. Приму ее под руку и волочусь, что щука. И чего сказать — не знаю, и перед народом совестно.

Ну а раз она мне и говорит:

 — Что вы, говорит, меня все по улицам водите? Аж голова закрутилась. Вы бы, говорит, как кавалер и у власти, сводили бы меня, например, в театр.

 — Можно, — говорю.

 И как раз на другой день прислала комячейка билеты в оперу. Один билет я получил, а другой мне Васька-слесарь пожертвовал.

 На билеты я не посмотрел, а они разные. Который мой — внизу сидеть, а который Васькин — аж на самой галерейке.

 Вот мы и пошли. Сели в театр. Она села на мой билет, я на Васькин. Сижу на верхотурьи и ни хрена не вижу. А ежели нагнуться через барьер, то ее вижу. Хотя плохо.

 Поскучал я, поскучал, вниз сошел. Гляжу — антракт. А она в антракте ходит.

 — Здравствуйте, — говорю.

 — Здравствуйте.

 — Интересно, — говорю, — действует ли тут водопровод?

 — Не знаю, — говорит.

 И сама в буфет прет. Я за ней. Ходит она по буфету и на стойку смотрит. А на стойке блюдо. На блюде пирожные.

 А я этаким гусем, этаким буржуем нерезанным вьюсь вокруг нее и предлагаю:

 — Ежели, — говорю, — вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу.

 — Мерси, — говорит.

 И вдруг подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом и жрет.

А денег у меня — кот наплакал. Самое большое что на три пирожных. Она кушает, а я с беспокойством по карманам шарю, смотрю рукой, сколько у меня денег. А денег — с гулькин нос.

 Съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Взяла меня этакая буржуйская стыдливость. Дескать, кавалер, а не при деньгах.

 Я хожу вокруг нее, что петух, а она хохочет и на комплименты напрашивается.

 Я говорю:

 — Не пора ли нам в театр сесть? Звонили, может быть.

 А она говорит:

 — Нет.

 И берет третье. Я говорю:

 — Натощак — не много ли? Может вытошнить.

 А она:

 — Нет, — говорит, — мы привыкшие.

 И берет четвертое. Тут ударила мне кровь в голову.

 — Ложи, — говорю, — взад!

 А она испужалась. Открыла рот. А во рте зуб блестит. А мне будто попала вожжа под хвост. Все равно, думаю, теперь с ней не гулять.

— Ложи, — говорю, — к чертовой матери!

 Положила она назад. А я говорю хозяину:

 — Сколько с нас за скушанные три пирожные?

 А хозяин держится индифферентно — ваньку валяет.

 — С вас, — говорит, — за скушанные четыре штуки столько-то.

 — Как, — говорю, — за четыре? Когда четвертое в блюде находится.

 — Нету, — отвечает, — хотя оно и в блюде находится, но надкус на ем сделан и пальцем смято.

 — Как, — говорю, — надкус, помилуйте. Это ваши смешные фантазии.

 А хозяин держится индифферентно — перед рожей руками крутит.

 Ну, народ, конечно, собрался. Эксперты. Одни говорят — надкус сделан, другие — нету.

 А я вывернул карманы — всякое, конечно, барахло на пол вывалилось — народ хохочет. А мне не смешно. Я деньги считаю.

 Сосчитал деньги — в обрез за четыре штуки. Зря, мать честная, спорил.

 Заплатил. Обращаюсь к даме:

 — Докушивайте, — говорю, — гражданка. Заплачено.

 А дама не двигается. И конфузится докушивать.

 А тут какой-то дядя ввязался.

 — Давай, — говорит, — я докушаю.

 И докушал, сволочь. За мои деньги.

 Сели мы в театр. Досмотрели оперу. И домой. А у дома она мне и говорит:

 — Довольно свинство с вашей стороны. Которые без денег — не ездют с дамами.

 А я говорю:

 — Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение.

 Так мы с ней и разошлись. Не нравятся мне аристократки. 

Самопроверка: