ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

четверг, 8 апреля 2021 г.

7_Литература. Михаил Зощенко "Аристократка": материалы к уроку

 Михаил Михайлович Зощенко (1894-1958) – классик русской литературы, писатель-сатирик, переводчик, драматург и сценарист. 

Познакомьтесь с основными фактами биографии писателя:

В своих сатирических произведениях высмеивал жестокость, мещанство, самолюбие, невежество и другие пороки человека. Широко известны и до сих пор популярны его сатирические рассказы "Чёрный принц", "Беда", "Спешное дело", "История болезни", "Возмездие", "Баня", "Стакан".


Слушать аудиокнигу:

АРИСТОКРАТКА

Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место.


А в свое время я, конечно, увлекался одной аристократкой. Гулял с ней, и в театр водил. В театре-то все и вышло. В театре она и развернула свою идеологию во всем объеме.

 А встретился я с ней во дворе дома. На собрании. Гляжу, стоит этакая фря. Чулочки на ней, зуб золоченый.

 — Откуда, — говорю, — ты, гражданка? Из какого номера?

 — Я, — говорит, — из седьмого.

 — Пожалуйста, — говорю, — живите.

 И сразу как-то она мне ужасно понравилась. Зачастил я к ней. В седьмой номер. Бывало, приду, как лицо официальное. Дескать, как у вас, гражданка, в смысле порчи водопровода и уборной? Действует?

 — Да, — отвечает, — действует.

 И сама кутается в байковый платок, и ни мур-мур больше. Только глазами стрижет. И зуб во рте блестит. Походил я к ней месяц — привыкла. Стала подробней отвечать. Дескать, действует водопровод, спасибо вам, Григорий Иванович.

Дальше — больше, стали мы с ней по улицам гулять. Выйдем на улицу, а она велит себя под руку принять. Приму ее под руку и волочусь, что щука. И чего сказать — не знаю, и перед народом совестно.

Ну а раз она мне и говорит:

 — Что вы, говорит, меня все по улицам водите? Аж голова закрутилась. Вы бы, говорит, как кавалер и у власти, сводили бы меня, например, в театр.

 — Можно, — говорю.

 И как раз на другой день прислала комячейка билеты в оперу. Один билет я получил, а другой мне Васька-слесарь пожертвовал.

 На билеты я не посмотрел, а они разные. Который мой — внизу сидеть, а который Васькин — аж на самой галерейке.

 Вот мы и пошли. Сели в театр. Она села на мой билет, я на Васькин. Сижу на верхотурьи и ни хрена не вижу. А ежели нагнуться через барьер, то ее вижу. Хотя плохо.

 Поскучал я, поскучал, вниз сошел. Гляжу — антракт. А она в антракте ходит.

 — Здравствуйте, — говорю.

 — Здравствуйте.

 — Интересно, — говорю, — действует ли тут водопровод?

 — Не знаю, — говорит.

 И сама в буфет прет. Я за ней. Ходит она по буфету и на стойку смотрит. А на стойке блюдо. На блюде пирожные.

 А я этаким гусем, этаким буржуем нерезанным вьюсь вокруг нее и предлагаю:

 — Ежели, — говорю, — вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу.

 — Мерси, — говорит.

 И вдруг подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом и жрет.

А денег у меня — кот наплакал. Самое большое что на три пирожных. Она кушает, а я с беспокойством по карманам шарю, смотрю рукой, сколько у меня денег. А денег — с гулькин нос.

 Съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Взяла меня этакая буржуйская стыдливость. Дескать, кавалер, а не при деньгах.

 Я хожу вокруг нее, что петух, а она хохочет и на комплименты напрашивается.

 Я говорю:

 — Не пора ли нам в театр сесть? Звонили, может быть.

 А она говорит:

 — Нет.

 И берет третье. Я говорю:

 — Натощак — не много ли? Может вытошнить.

 А она:

 — Нет, — говорит, — мы привыкшие.

 И берет четвертое. Тут ударила мне кровь в голову.

 — Ложи, — говорю, — взад!

 А она испужалась. Открыла рот. А во рте зуб блестит. А мне будто попала вожжа под хвост. Все равно, думаю, теперь с ней не гулять.

— Ложи, — говорю, — к чертовой матери!

 Положила она назад. А я говорю хозяину:

 — Сколько с нас за скушанные три пирожные?

 А хозяин держится индифферентно — ваньку валяет.

 — С вас, — говорит, — за скушанные четыре штуки столько-то.

 — Как, — говорю, — за четыре? Когда четвертое в блюде находится.

 — Нету, — отвечает, — хотя оно и в блюде находится, но надкус на ем сделан и пальцем смято.

 — Как, — говорю, — надкус, помилуйте. Это ваши смешные фантазии.

 А хозяин держится индифферентно — перед рожей руками крутит.

 Ну, народ, конечно, собрался. Эксперты. Одни говорят — надкус сделан, другие — нету.

 А я вывернул карманы — всякое, конечно, барахло на пол вывалилось — народ хохочет. А мне не смешно. Я деньги считаю.

 Сосчитал деньги — в обрез за четыре штуки. Зря, мать честная, спорил.

 Заплатил. Обращаюсь к даме:

 — Докушивайте, — говорю, — гражданка. Заплачено.

 А дама не двигается. И конфузится докушивать.

 А тут какой-то дядя ввязался.

 — Давай, — говорит, — я докушаю.

 И докушал, сволочь. За мои деньги.

 Сели мы в театр. Досмотрели оперу. И домой. А у дома она мне и говорит:

 — Довольно свинство с вашей стороны. Которые без денег — не ездют с дамами.

 А я говорю:

 — Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение.

 Так мы с ней и разошлись. Не нравятся мне аристократки. 

Самопроверка:

Комментариев нет:

Отправить комментарий