ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

понедельник, 12 апреля 2021 г.

7_Литература. В. М. Шукшин "Срезал". Материалы к уроку

 Василий Макарович Шукшин (1929 - 1974) - выдающийся русский советский писатель, сценарист, актёр и режиссёр

В. М. Шукшин

Родился в небольшом селе в Алтайском крае. Детство пришлось на трудные для страны годы. 

"Жилось нам тогда, видно, туго. Недоедали. Мама уходила на работу, а нас с сестрой оставляла у деда с бабкой. Там мы и ели. <...> Голоду натерпелись и холоду. На всю жизнь я сохранил к матери любовь. Всегда ужасно боялся, что она умрет: она хворала часто. Потом в нашей избе появился другой отец. Жить стало легче. А потом грянула война, и другого нашего отца не стало: убили на Курской дуге. Опять настали тяжелые времена".  (Василий Шукшин, «Самые первые воспоминания»)

Родина В. М. Шукшина - с. Стростки, Алтайский край

Рассказ о жизни и творчестве В. М. Шукшина:

Писатель многое повидал в жизни, знал голод, нужду, лишения, опасности, сменил не одну профессию; пришлось ему поработать и учителем. Важное приобретение в жизни - опыт, знакомство с разными людьми, знание жизни простого народа и народных характеров. Именно образы простых людей воплотил Шукшин и в своих сценариях, и в фильмах, и в произведениях. 

Памятник В. М. Шукшину на родине, у с Сростки, Алтайский край

Широко известны рассказы В. М. Шукшина "Микроскоп", "Стёпкина любовь", "Критики", "Срезал". 

Главные герои рассказа "Срезал" Глеб Капустин и Константин Иванович Журавлев. 

Скульптура по рассказу В. М. Шукшина "Срезал"
(парк деревянных скульптур в Сростках)

Глеб Капустин – обычный мужичок из деревни, ехидный, смешливый и при этом начитанный. Автор описывает его следующим образом: «Толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный». Он славится в своем окружении навыком «срезать» успешных людей, поэтому односельчане в предвкушении зрелища всегда зовут его на подобные встречи с городскими жителями, приехавшими к родне. Глеб – желчный и наглый человек, лишенный чувства такта. Он очень высокого мнения о себе и своих отрывочных знаниях, поэтому не стесняется ставить людей на место, даже если это место им не подходит.

В гости к старухе Агафье Журавлевой приезжает из города её сын, Константин Иванович Журавлёв. Он успешный университетский преподаватель, кандидат наук. Его супруга также занимается наукой. Они воспитывают дочь-школьницу.

Вечером на ужин у Журавлевых собираются гости, в том числе и Глеб Капустин, который готовит очередное разоблачение и скандал. Константин и его жена радушно принимают гостя, ничего не подозревая. 

Иллюстрация к рассказу "Срезал"

Кандидат наук Константин Иванович Журавлев – интеллигентный и воспитанный человек с хорошим образованием. Его никак нельзя назвать надменным или гордым, он относится к окружающим уважительно. В его поведении нет излишнего пафоса. Поэтому он проигрывает словесный поединок с Капустиным, ведь не унижается до его хамства: не перебивает, не переводит тему, не переходит на личности.

В рассказе есть и другие персонажи - деревенские жители. Обратите внимание, с какой любовью и уважением автор относится к простым сельчанам. 

Шукшин редко даёт развёрнутые портретные характеристики героев. Ведь речь персонажей настолько выразительна, что человек сразу виден. Сам писатель пояснял это так: “Прямая речь позволяет мне крепко поубавить описательную часть: какой человек? как думает? что хочет? В конце концов, мы ведь так и составляем понятие о человеке — послушав его. Тут он не соврёт — не сумеет, даже если захочет”.

Именно язык — главное средство создания характера Глеба Капустина.

Задания и вопросы:

1. Перечитайте монологи и реплики Глеба Капустина и подумайте, как оценить его эрудицию. Для чего она ему нужна? Почему он гордится ею? Какими чувствами сопровождаются его высказывания?

2. Проследите развитие словесного поединка. Как ведёт себя Глеб Капустин? Есть ли логика в поставленных им вопросах? Каков его комментарий к ответам кандидатов наук? Почему он так любил “взмывать ввысь”?

3. Найдите в языке Глеба Капустина книжные слова и обороты, не свойственные устной речи канцеляризмы, ошибки в использовании иностранных слов, ложные термины, поговорки, присказки, сравнения. Как это характеризует героя? Что создаёт комический эффект?

4. Проанализируйте обвинительную речь Капустина в адрес кандидата. Можно ли назвать её образцом идеологической проработки? Почему? Докажите. Каким видим мы здесь Глеба Капустина? 

Словарь

Кандидат — младшая учёная степень, а также лицо, имеющее эту степень.

Филология — совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.

Философия — одна из форм общественного сознания — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Натурфилософия — общее название существовавших вплоть до XIX века философских учений о природе, не опиравшихся на строгие естественно-научные знания.

Диалектика — теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Шаманизм — ранняя форма религии, основывавшаяся на представлении о сверхъестественном общении служителя культа — шамана — с духами во время ритуала.

Траектория — путь движения какого-нибудь тела или точки.

Демагогия — рассуждения или требования, основанные на грубо одностороннем осмыслении, истолковании чего-нибудь.

Кляузник — человек, занимающийся мелочными ссорами, дрязгами из-за сплетен, интриг.

Своеобразие рассказов Шукшина: 

  • Отражение жизни в движении.
  • Деловитость, собранность.
  • Начало простое, уверенное, динамичное.
  • Почти отсутствуют портретные и пейзажные описания.
  • Характеры героев раскрываются через речь, в диалогах.
  • Постоянная сюжетная ситуация — встреча.
  • Концовка рассказа открыта. 

Материалы к уроку

1. Читать рассказ В. М. Шукшина "Срезал"

2. Читать краткое содержание

3. Смотреть видеоурок

4. Слушать аудиокнигу 

Самопроверка: онлайн-тест по рассказу

Комментариев нет:

Отправить комментарий