ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

понедельник, 18 апреля 2022 г.

8_Родная литература. Лишь слову жизнь дана. Язык поэзии

 19.04.2022

Учебник ЗДЕСЬ

Тема: Лишь слову жизнь дана. Язык поэзии. Дон Аминадо «Наука стихосложения». И. Ф. Анненский «Третий мучительный сонет» 

Цель: раскрыть особенности языка поэзии

1. Теоретический блок

Дон-Аминадо - это псевдоним русского писателя и поэта 1-ой половины ХХ века Аминада Петровича Полянского. В русской литературе он известен как сатирик и мемуарист. Многие годы русский писатель прожил в эмиграции, в Париже. И сам писатель, и его произведения поддерживали русских,  проживающих на чужбине. Большой популярностью пользуются афоризмы писателя, вошедшие в сборник "Новый Козьма Прутков" 

2. Практический блок

Прочитайте юмористический рассказ "Наука стихосложения" - стр. 212 - 214. Дайте устные развёрнутые (не односложные! аргументированные!) ответы на вопросы. Пришлите ответы ОДНИМ голосовым сообщением ВК после урока (вопросы не озвучивайте, у вас должен получиться цельный, связный текст).

1) Почему рассказ называется "Наука стихосложения"? В чём заключается иронический смысл заглавия? 

2) Какие "вредные советы" даёт рассказчик молодёжи? Приведите примеры юмора, иронии в рассказе. 

3) Какой эпизод вам наиболее запомнился? Чем? Каковы ваши впечатления от произведения?

3. Домашнее задание 

1) Познакомьтесь с личностью русского поэта И. Анненского - стр. 216-217

2) Прочитайте стихотворение "Третий мучительный сонет" - стр. 218. Устно ответьте на вопросы на стр. 219-220.

8_Литература. М. Булгаков "Собачье сердце". Система образов. Основа живучести «шариковщины», «швондерства».

 19.04.2022

Тема: М. Булгаков "Собачье сердце". Система образов. Основа живучести «шариковщины», «швондерства». 

Цель: охарактеризовать систему образов повести, раскрыть основу живучести «шариковщины», «швондерства»

1. Теоретический блок 

1.1. Изучите тему, посмотрев видеоурок ЗДЕСЬ. Зафиксируйте изученное, выбрав жанр по силам: на "3" - план урока; на "4", "5" - тезисы, конспект. Пришлите фото работы ВК после урока. Подпишите файл: 8_РЛ_Мурцыта_19.04. 

1.2.   Ознакомьтесь с материалом статьи:

После выхода повести Булгакова, в которой есть  образы Шарикова и Швондера, появились слова "шариковщина" и "швондерство"

Шариковщина — это моральное и социальное явление, распространено оно повсеместно. Шариковы — это люди, которые лишены моральных принципов, ценностей и устоев. Они ограниченные, глупые, эгоистичные. Шариковы не желают учиться чему-то новому, но при этом они стараются урвать кусок побольше и прыгнуть выше головы. Шарикову чужда благодарность (в отличие от Шарика). Наоборот, он мстит тем, кто знает его прошлое. Он мстит себе подобным, чтобы доказать свою отличность от них, самоутвердиться. Желание возвыситься за счет унижения, оскорбления, уничтожения других, а не ценой собственных усилий. Свои мысли о шариковых и шариковщине автор выражает через мудрого профессора Преображенского. 

Швондеры – это люди, принцип жизни которых – отобрать и поделить. Они хотят получать от жизни всё, ничего не делая, мешая работать таким, как Борменталь и Преображенский. Они считают возможным нагло распоряжаться собственностью людей, диктовать, где им работать, спать, принимать пищу. Швондерство - это синоним слепой и бездумной исполнительности. Швондеры способствуют продвижению таких людей, как шариковы. 

3. Домашнее задание

Найдите в повести "Собачье сердце" примеры сатиры и гротеска (устное задание)

ПОМОЩЬ! 

САТИРА (от лат. — смесь) — особый способ художественного воспроизведения действительности, ставящий своей задачей нелицеприятную критику, обличение, высмеивание, изображение несообразности различных ее явлений. Сатира всегда создает образ в значительной степени условный, что достигается за счет сознательного искажения реальности при помощи гиперболизации и гротеска.

ГРОТЕСК - это художественный прием, сочетание контрастного, фантастического с реальным. Гротеск – комический прием, но несет в себе в основном трагический смысл.

9_Литература. М.А.Шолохов «Судьба человека». Особенности композиции рассказа. Мастерство портретных и пейзажных зарисовок.

 19.04.2022

Тема: М.А.Шолохов «Судьба человека». Особенности композиции рассказа. Мастерство портретных и пейзажных зарисовок.

Цель: раскрыть особенности литературного мастерства Шолохова

1. Теоретический блок

1.1. Композиция произведения (от лат. сompositio, сочинение, составление) — способ построения текста, последовательность его частей. 

В "Судьбе человека" Шолохов пользуется особым композиционным приёмом. Его произведение - это рассказ в рассказе. Автор встречается с героем, который излагает историю своей жизни.

Композиция "Судьбы человека" - кольцевая: рассказ начинается со встречи автора с Андреем Соколовым и его приемным сыном Ванюшкой и заканчивается сценой расставания с ними. 

1.2. Портрет литературного героя - это способ выражения внешних и внутренних характеристик героя, о котором говорится в литературном произведении. Портрет может указывать на внешние особенности героя (высокий, худой, красивый), на особенности характера (злой, добрый, милосердный), модель поведения (любит стихи, громко говорит), особенности речи. Автор не всегда прямо описывает героя, мы можем узнавать подробности о нем от других действующих лиц. 

1.3. Пейзаж - это описание природы. Пейзаж не только даёт представление о месте и времени действия. Через него раскрывается состояние литературного героя, его чувства, переживания.

В рассказе "Судьба человека" нет подробных пейзажных зарисовок, по большей части пейзаж встречается в начале рассказа:

"Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В конце марта из Приазовья подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лед, бешено взыграли степные речки, и дороги стали почти совсем непроездны".

В последующих описаниях отдельными деталями, изображающими природу, автор подчеркивает душевное состояние героя. Несколько раз встречается в тексте упоминание о солнце ("Был полдень. Солнце светило горячо, как в мае. Это был первый после зимы по-настоящему теплый день"). Через обилие солнечного тепла и света даруется героям надежда на счастье. 

Кадр из фильма "Судьба человека" (реж. С. Бондарчук, 1959)

2. Практический блок

Перечитайте фрагмент рассказа. Говорят, глаза - это зеркало души, они многое могут рассказать о человеке. Как вы понимаете выражение "словно присыпанные пеплом"? Это цвет? Это болезнь? Это следы пережитого? Дайте устный развёрнутый ответ на вопрос, приведите аргументы, примеры из текста, сделайте вывод. Пришлите голосовое сообщение ВК после урока.

     Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:
— Здорово, браток!
— Здравствуй. — Я пожал протянутую мне большую, черствую руку... 
   ...Он достал из кармана защитных летних штанов свернутый в трубку малиновый шелковый потертый кисет, развернул его, и я успел прочитать вышитую на уголке надпись: «Дорогому бойцу от ученицы 6‑го класса Лебедянской средней школы».
   ...Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника. 

Кадр из фильма "Судьба человека" (реж. С. Бондарчук, 1959)

3.  Домашнее задание

К уроку литературы 21.04.2022. Подготовьте черновой вариант контрольного сочинения на тему "Сила духа Андрея Соколова" (по рассказу М. Шолохова "Судьба человека"). Подберите аргументы, примеры из текста, цитаты (см. урок ЗДЕСЬ). Можно использовать высказывания Шолохова о своём произведении, отзывы литературных критиков, известных общественных деятелей. Введите собственные рассуждения о том, насколько актуален рассказ сегодня. Объём работы - не менее 1,5 листов (т.е. 3 страницы).

!!!Контрольное сочинение будем писать на двойном листе, его нужно будет передать в школу. 

8_Родительское собрание онлайн! Профилактика несчастных случаев с детьми на воде

 18.04.2022

Тема: Профилактика несчастных случаев с детьми на воде

Цель: акцентировать внимание на проблеме, дать конкретные советы по безопасному поведению детей на водоёмах

Уважаемые родители! 

С наступлением тёплых дней у людей возникает желание провести время на берегу водоёмов - возле ставков, прудов, на берегу моря. Такой отдых приносит много радости: рыбалка, купание, подвижные игры, общение с природой. К сожалению, нахождение вблизи водоёмов может быть и опасным, если не соблюдать правила предосторожности. 

воскресенье, 17 апреля 2022 г.

10_Индивидуальный проект. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации.

 18.04.2022

Тема: Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Инфографика. Скрайбинг

Цель: познакомить с технологиями визуализации и систематизации информации

1. Теоретический блок 

К современным способам представления информации относятся инфографика и скрайбинг.

1.1. Познакомьтесь с понятием инфографики, посмотрев видео ЗДЕСЬ

1.2. Скрайбинг - это новый уникальный способ привлечь внимание, завоевать аудиторию, обеспечить ее дополнительной информацией и усилить ключевые моменты презентации. Успех и эффективность скрайбинга объясняется тем, что человеческий мозг, склонный рисовать картинки, мыслит образами, а язык рисунка – универсальный язык. 

2. Практический блок 

Изучите материал о скрайбинге, посмотрев видео ЗДЕСЬ. Сделайте выписки, которые могут вам пригодиться в работе над проектом. 

3. Домашнее задание

Разрабатывая тему вашего проекта, отбирая материал, продумайте, какая информация может быть представлена с использованием инфографики или скрайбинга. 

9_Литература (инд. обучение). М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

 18.04.2022 (индивидуальное обучение)

Тема: М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Подробный пересказ от имени персонажа

Цель: познакомиться с содержанием рассказа; обучиться подробному пересказу от имени персонажа

1. Теоретический блок

Рассказ написан М. Шолоховым в 1957 году. В его основе - судьба обычного человека Андрея Соколова, в жизнь которого ворвалась война. 

1.1. Познакомьтесь с анализом рассказа ЗДЕСЬ

1.2. Послушайте кратко сюжет рассказа ЗДЕСЬ 

2. Практический блок

2.1. Посмотрите фрагмент к/ф, в котором показана история Ванюши ЗДЕСЬ 

2.2. Прочитайте отрывок из рассказа. Устно подробно перескажите отрывок от лица Андрея Соколова. Пришлите голосовое сообщение учителю ВК после урока

...Но тут вскорости меня демобилизовали. Куда идти? Неужто в Воронеж? Ни за что! Вспомнил, что в Урюпинске живет мой дружок, демобилизованный еще зимою по ранению, — он когда-то приглашал меня к себе, — вспомнил и поехал в Урюпинск.

Поселился у приятеля, приютили они меня. Разные грузы перебрасывали мы в районы, осенью переключились на вывозку хлеба. В это время я и познакомился с моим новым сынком, вот с этим, какой в песке играется.

Из рейса, бывало, вернешься в город — понятно, первым делом в чайную: перехватить чего-нибудь, ну, конечно, и сто грамм выпить с устатка. К этому вредному делу, надо сказать, я уже пристрастился как следует… И вот один раз вижу возле чайной этого парнишку, на другой день — опять вижу. Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки — как звездочки ночью после дождя! И до того он мне полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нем, спешу из рейса поскорее его увидать. Около чайной он и кормился — кто что даст.

На четвертый день прямо из совхоза, груженный хлебом, подворачиваю к чайной. Парнишка мой там сидит на крыльце, ножонками болтает и, по всему видать, голодный. Высунулся я в окошко, кричу ему: «Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на элеватор, а оттуда вернемся сюда, пообедаем». Он от моего окрика вздрогнул, соскочил с крыльца, на подножку вскарабкался и тихо так говорит: «А вы откуда знаете, дядя, что меня Ваней зовут?» И глазенки широко раскрыл, ждет, что я ему отвечу. Ну, я ему говорю, что я, мол, человек бывалый и все знаю.

Зашел он с правой стороны, я дверцу открыл, посадил его рядом с собой, поехали. Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет да и взглянет на меня из-под длинных своих загнутых кверху ресниц, вздохнет. Такая мелкая птаха, а уже научилась вздыхать. Его ли это дело? Опрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: «Погиб на фронте». — «А мама?» — «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали». — «А откуда вы ехали?» — «Не знаю, не помню…» — «И никого у тебя тут родных нету?» — «Никого». — «Где же ты ночуешь?» — «А где придется».

Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я — твой отец».

Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!» Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся… Как я тогда руля не упустил, диву можно даться! Но в кювет все же нечаянно съехал, заглушил мотор. Пока туман в глазах не прошел, — побоялся ехать, как бы на кого не наскочить. Постоял так минут пять, а сынок мой все жмется ко мне изо всех силенок, молчит, вздрагивает. Обнял я его правой рукою, потихоньку прижал к себе, а левой развернул машину, поехал обратно, на свою квартиру. Какой уж там мне элеватор, тогда мне не до элеватора было.

Бросил машину возле ворот, нового своего сынишку взял на руки, несу в дом. А он как обвил мою шею ручонками, так и не оторвался до самого места. Прижался своей щекой к моей небритой щеке, как прилип. Так я его и внес.

3. Домашнее задание

Прочитать рассказ А.И.Солженицына  «Матренин двор». 

ПОМОЩЬ!

  • слушать краткое содержание ЗДЕСЬ 
  • читать анализ ЗДЕСЬ 

9_Родной язык. Публицистический стиль. Проблемный очерк

18.04.2022

Тема:  Публицистический стиль. Проблемный очерк

Цель: научиться писать проблемный очерк

1. Теоретический блок

1.1. Публицистический стиль - один из книжных стилей. Он используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на собраниях и митингах. Задача этого стиля – воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой информации. Характерные черты публицистического стиля – логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность. Один из жанров публицистического стиля - проблемный очерк.

1.2. Изучите материал учебника: стр. 118

1.3. Жанровые особенности, присущие очерку:

  • художественная образность; 
  • эмоциональная насыщенность; 
  • присутствие элементов публицистического и художественного стиля речи;
  • наличие авторского мнения;
  • описываемые события и персонажи взяты из реальной действительности;
  • актуальность и злободневность исследуемой проблемы;
  • относительная сжатость изложения материала и конкретность;
  • объединение репортажного и исследовательского (аналитического) начала;
  • для подтверждения точки зрения автора используются факты, свидетельства, цитаты, конкретные данные и пр. 
2. Практический блок

Выполните устно упр. 181(1): прочитайте текст; найдите черты, присущие публицистическому стилю 

3. Домашнее задание

Выберите одно из заданий по силам. Пришлите фото учителю ВК после урока 

1) на "3" - упр. 186, стр. 121

2) на "4", "5": написание проблемного очерка:
а) упр. 182, №4, стр. 118
б) ИЛИ упр. 185, №3, стр. 121