ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

четверг, 14 апреля 2022 г.

7_Русский язык. Отличие на письме союзов зато, чтобы, тоже, также от созвучных сочетаний

 15.04.2022

Оформите тетради

Тема: Отличие на письме союзов зато, чтобы, тоже, также  от созвучных сочетаний

Цель: научиться различать слитные написания союзов от раздельных написаний наречий и местоимений с частицей. 

1. Теоретический блок

Повторите теорию: §65 стр.159 

В помощь видеоурок ЗДЕСЬ 

По желанию дополнительно теория ЗДЕСЬ 

1.2. Используя таблицу, расскажите о правописании союзов: 

СОЮЗЫ

пишутся слитно

Созвучные сочетания

пишутся раздельно

ТОЖЕ (= И)

ТО ЖЕ

(местоимение с частицей)

ТАКЖЕ (= И)

ТАК ЖЕ

(наречие с частицей)

ЧТОБЫ (= для того чтобы)

ЧТО БЫ

(местоимение с частицей)

2. Практический блок

Выполните упражнение: спишите текст, раскрыв скобки; союзы заключите в овал. 

1) Обещаю: я всё сделаю, что(бы) ты ни попросил.

2) Что(бы) такого сделать, что(бы) потом ничего не делать. 

3) Отойди и спрячься за(то) дерево.

4) Рюкзак не очень красивый, за(то) крепкий и надёжный. 

5) Мне так(же) больно, как и тебе.

6) Я проснулся рано, хозяева так(же) поднялись ни свет ни заря. 

3. Домашнее задание

Выполните по выбору упр. 387, 388. Пришлите фото классной и домашней работы учителю ВК после урока. Следите за качеством фото! Образец подписи файла: 7_РЯ_Новиков_15.04.

9_Русский язык. Сочинение-описание по впечатлению (на основе картины В. П. Фельдмана "Родина")

 15.04.2022 (класс)                                                       15.04.2022 (индивид. обучение)

Тема: Сочинение-описание по впечатлению (на основе картины В. П. Фельдмана "Родина")

Цель: научить создавать сочинение-описание по впечатлению на основе картины

1. В жизни нам часто приходится высказывать свои впечатления от чего-либо - от события, от книги, кинофильма, природы. Чтобы передать такие впечатления, нужно владеть определённым словарным запасом. Сегодня вы научитесь описывать картину и передавать впечатление от неё. 

2. Вспомните, как строится описание картины

Примерная схема сочинения по картине

1. Небольшая справка о творчестве данного художника (какие картины и когда он написал, направление, в котором он работал, особенности его творчества).
2. Справка о данной картине (название, когда написана, под влиянием каких событий, жанр картины и так далее).
3. Описание картины:
а) сюжет картины (о чем повествует картина);
б) что изображено на переднем плане;
в) что изображено на заднем плане картины;
г) описать основных героев картины (если они есть);
д) детали картины;
е) основные цвета (краски) картины (почему художник выбрал именно их)
4. Используемые художником выразительные и композиционные средства (какое настроение передает эта картина?).
5. Роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины.
6. Свои впечатления от картины (какое впечатление произвела, чем особенно понравилась, что осталось не до конца понятым…).

2. Рассмотрите картину В. П. Фельдмана "Родина" (см. цветную вкладку в учебнике после стр. 144). Почему картина так называется? Ведь есть близкие по значению слова: отечество, отчизна, страна. Да, эти слова звучат более торжественно, а на картине — солдат, который возвращается домой, в то место, где он родился. Слово родина имеет и это значение.

Что же представляет собой родина солдата? Что он видит с лесного холма, за которым спряталась деревня? Почему остановился у берёзки, обняв её? Куда устремлён его взгляд? О чём говорит его одежда и поза? О чём он думает, что чувствует? А что чувствуете вы, когда смотрите на эту картину? 

ВАЖНО! Воспринимать произведение живописи нужно не только рационально, но и эмоционально. Посмотрите на картину и прислушайтесь к себе: какое настроение она у вас вызывает, какие чувства пробуждает? А теперь попробуйте передать свои впечатления в сочинении.

3. Выполните словарную работу: спишите текст, вставив пропущенные буквы

С..лдат, в..рнувш..йся с войны в р..дные края; м..л..дой (светло)волосый с..лдат в дли(н,нн)ой шинел..; километры тяж..лых вое(н,нн)ых дорог; бе(з,с)сонные ночи в окопах; гиб..ль боевых товарищ..й; тонкие ветви б..рёз; ле..кий порыв ветра; (бело)ствольные б..рёзки; вспаха(н,нн)ые поля и п..релески; чуде..ная красота русских пр..сторов; (светло)голубое небо с белыми обл..ками; во взгляде столько эмоц..й – радость, грусть, тоска, восторже(н,нн)ость. 

4. Познакомьтесь со СЛОВАМИ, ПЕРЕДАЮЩИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЕ:

Неизгладимое, незабываемое, волнующее, тягостное, приятное, первоначальное, свежее, личное, яркое, эстетическое, детское, потрясающее, первое, сильное, новое, неприятное, негативное, необычное, противоречивое, разнообразные, отрывочные, радостное, положительное, смутное, благоприятное, восторженное, неожиданное, отрицательное, острые, жуткое, ужасное, глубокое, хорошее, удручающее…

ПРОИЗВЕДЕНИЕ…

взволновало, заставило задуматься, привлекло внимание, обратило внимание, вызвало восторг, вызвало негодование, растревожило, встревожило, вселило уверенность, произвело яркое впечатление, оставило глубокий след 

5.  Подготовьте устное сочинение-описание картины с выражением впечатления от неё. Пришлите голосовое сообщение учителю ВК после урока. Подпишите файл: 9_РЯ_Мележик_15.04. Начать сочинение можно так:

В. П. Фельдман - известный русский живописец середины ХХ века. Он участвовал в Великой Отечественной войне, поэтому ему особенно близка тема Родины, её народа, красоты русской природы.

Картина «Родина» была написана вскоре после войны, в 1950 году, поэтому в ней отражены воспоминания о самом страшном времени, которое смог пережить наш народ. 

На картине мы видим... 

среда, 13 апреля 2022 г.

9_Литература. М.А.Шолохов «Судьба человека».

 14.04.2022

Тема: М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

Цель: познакомить с историей создания и особенностями рассказа

1. Теоретический блок

Изучите тему, посмотрев видеоурок ЗДЕСЬ. Составьте ТЕЗИСЫ урока. Пришлите фото ВК после урока.

2. Практический блок

Ознакомьтесь с анализом произведения, выполните тест ЗДЕСЬ. Пришлите фото ВК после урока

3. Домашнее задание 

Познакомьтесь с содержанием рассказа, используя источники по выбору:

  • читать рассказ ЗДЕСЬ 
  • читать краткое содержание ЗДЕСЬ 
  • слушать/смотреть краткое содержание от MyBook ЗДЕСЬ 
  • смотреть фильм ЗДЕСЬ

8_Факультатив "Знай и люби родной язык". Использование причастий и деепричастий в текстах художественной литературы

 14.04.2022

Тема: Использование причастий и деепричастий в текстах художественной литературы

Цель: проанализировать роль причастий и деепричастий в художественной литературе 

1. Познакомьтесь с содержанием статьи

Поэты и писатели активно используют глагольные формы - причастия и деепричастия, которые являются яркими выразительными средствами при создании художественного текста.

Какие же функции выполняют причастия и деепричастия в художественных произведениях?

1. Причастие и причастный оборот не только образно описывают предметы, явления, но и представляют их признаки в динамике, в процессе становления, развития, изменения. Объясняется это тем, что эти конструкции соединяют в себе энергию глагола и описательную экспрессию прилагательного

2. Причастия более свойственны книжной речи, в разговорной речи употребляются реже. Причастный оборот придаёт тексту некоторую торжественность, высокопарность, чего стесняется человек в обычной речи.

3. Причастия и деепричастия при создании художественного текста часто являются выразительным средством. Они дорисовывают движение.

4. Деепричастия помогают описать более сложные действия, которые мыслятся как неразрывные, осуществляемые одновременно.

5. Деепричастный оборот позволяет сжать громоздкую фразу, сосредоточивая внимание на действии. 

2.  Прочтите стихотворение И.Северянина. Найдите в нём причастие и деепричастие. Какие действия они заменяют?

Вы понимаете, что значит
Просолнеченная капель? –
Зима, смеясь, от счастья плачет,
Весны качая колыбель.
О, зиму смерть не озадачит:
Растаять – план ее и цель. 

3.  Прочтите стихотворение Р. Саути в переводе А. Шмульяна. Посчитайте, сколько в нём деепричастий? С какой целью они используются в стихотворении?

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,.
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре —
так падают бурные воды в сверкающем быстром
Лодоре!

8_Русский язык. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению

 14.04.2022

Тема: Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Выделительные знаки препинания 

Цель: изучить группы вводных слов и словосочетаний, научиться выделять их пунктуационно

1. Теоретический блок

1.1.Изучите тему по учебнику: §59, 60, 61 

1.2. В помощь видеоурок ЗДЕСЬ 

1.3. ВАЖНО! Следует различать ситуации, когда слово является вводным, а когда оно же является членом предложения. Например: 

1) Дождь, должно быть, закончился (вводное слово, не член предложения)

2) Сочинение должно быть закончено до звонка (сказуемое)

Кроме вводных слов и словосочетаний, существуют вводные предложения (их признак - наличие грамматической основы). Например: Дождь, я думаю, скоро закончится.

2. Практический блок

Выполните тест ЗДЕСЬ. Пришлите фото результата учителю ВК после урока. 

3. Домашнее задание

Выполните по выбору упр. 373, 377. Пришлите фото ВК после урока. Образец подписи файла: 8_РЯ_Безносюк_15.04

7_Русский язык. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

 14.04.2022

Оформите тетради

Тема: Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

Цель: научиться различать слитные написания союзов от раздельных написаний наречий и местоимений с частицей.

1. Теоретический блок 

1.1. Изучите материал учебника: §65 стр.159

В помощь видеоурок ЗДЕСЬ 

По желанию дополнительно теория ЗДЕСЬ 

1.2. Используя таблицу, расскажите о правописании союзов:

СОЮЗЫ

пишутся слитно

Созвучные сочетания

пишутся раздельно

ТОЖЕ (= И)

ТО ЖЕ

(местоимение с частицей)

ТАКЖЕ (= И)

ТАК ЖЕ

(наречие с частицей)

ЧТОБЫ (= для того чтобы)

ЧТО БЫ

(местоимение с частицей)

2. Практический блок

Выполните упражнение: спишите текст, раскрыв скобки; союзы заключите в овал. 

1) В этом году дождей почти не было, снегу то(же) намело мало.

2) Андрей выполнил то(же) задание, что и Миша. 

3)  Союзы и предлоги (не)одно и то(же).

4) Я встретил её через год. На ней было то(же) пальто, она так(же) гордо шла по улице. 

5) Мой друг чувствовал то(же), что и я. Он был то(же) удивлён, а так(же)  обрадован. 

3. Домашнее задание

Выполните упр. 386. Пришлите фото классной и домашней работы учителю ВК после урока. Следите за качеством фото! Образец подписи файла: 7_РЯ_Новиков_14.04.

вторник, 12 апреля 2022 г.

7_Факультатив по русскому языку "Знай и люби родной язык". Лексика ограниченного употребления

 13.04.2022

Тема: Лексика ограниченного употребления

Цель: познакомить с лексикой ограниченного употребления, проследить ее использование в речи, в произведениях художественной литературы. 

Переход к занятию ЗДЕСЬ