ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

среда, 13 апреля 2022 г.

8_Факультатив "Знай и люби родной язык". Использование причастий и деепричастий в текстах художественной литературы

 14.04.2022

Тема: Использование причастий и деепричастий в текстах художественной литературы

Цель: проанализировать роль причастий и деепричастий в художественной литературе 

1. Познакомьтесь с содержанием статьи

Поэты и писатели активно используют глагольные формы - причастия и деепричастия, которые являются яркими выразительными средствами при создании художественного текста.

Какие же функции выполняют причастия и деепричастия в художественных произведениях?

1. Причастие и причастный оборот не только образно описывают предметы, явления, но и представляют их признаки в динамике, в процессе становления, развития, изменения. Объясняется это тем, что эти конструкции соединяют в себе энергию глагола и описательную экспрессию прилагательного

2. Причастия более свойственны книжной речи, в разговорной речи употребляются реже. Причастный оборот придаёт тексту некоторую торжественность, высокопарность, чего стесняется человек в обычной речи.

3. Причастия и деепричастия при создании художественного текста часто являются выразительным средством. Они дорисовывают движение.

4. Деепричастия помогают описать более сложные действия, которые мыслятся как неразрывные, осуществляемые одновременно.

5. Деепричастный оборот позволяет сжать громоздкую фразу, сосредоточивая внимание на действии. 

2.  Прочтите стихотворение И.Северянина. Найдите в нём причастие и деепричастие. Какие действия они заменяют?

Вы понимаете, что значит
Просолнеченная капель? –
Зима, смеясь, от счастья плачет,
Весны качая колыбель.
О, зиму смерть не озадачит:
Растаять – план ее и цель. 

3.  Прочтите стихотворение Р. Саути в переводе А. Шмульяна. Посчитайте, сколько в нём деепричастий? С какой целью они используются в стихотворении?

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,.
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре —
так падают бурные воды в сверкающем быстром
Лодоре!

Комментариев нет:

Отправить комментарий