ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

среда, 30 марта 2022 г.

7_Русский язык. Правильное употребление существительных с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки

 31.03.2022

Тема: Правильное употребление существительных с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки

Цель: научиться правильно употреблять существительных с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки

1. Теоретический блок 

1.1. В речи часто встречаются ошибки, связанные с употреблением некоторых предлогов и имён существительных. Запомните:

Предлоги «благодаря, согласно, вопреки, подобно, наперекор, наперерез» требуют постановки им. сущ. в Д.п. (кому? чему?) другу,  решению.

Например: 

соглас­но (кому? чему?) дого­во­ру, пись­му, условию;
вопре­ки (кому? чему?) уста­ву, рас­по­ря­же­нию, инструкции;
напе­ре­кор (кому? чему?) воле, интуиции;
бла­го­да­ря (кому? чему?) све­ту, насту­пив­ше­му теп­лу. 

1.2.  Часто сомне­ва­ют­ся, как пра­виль­но сказать:

пой­ти по воду   ИЛИ   пой­ти за водой?

Предлог «за» может выра­жа­ть целе­вые отношения:

пой­ти (за чем?) за водой, за гри­ба­ми, за яго­да­ми, за хлебом.

Но предлог «по» может выра­жа­ть и про­стран­ствен­ное отно­ше­ние. Он исполь­зу­ет­ся в пере­да­че дви­же­ния по поверх­но­сти чего-либо:

идти по полю, по лугу, по лесу;
плыть по реке, по озе­ру, по морю;
под­ни­мать­ся по лестнице.

Следуя нор­мам совре­мен­ной лите­ра­тур­ной речи, пра­во­мер­но упо­тре­бить пред­лог «за» в сло­во­со­че­та­нии «пой­ти за водой».

Выражение «пой­ти по воду» харак­тер­но для раз­го­вор­ной и народно-поэтической речи. 

2. Практический блок

Поработайте на тренажёре. Пришлите фото результата ВК после урока.

3. Домашнее задание:

1) Выучите тему урока (см. урок) 
2) Выполните по выбору упр.340, 342

Пришлите фото ВК после урока.

вторник, 29 марта 2022 г.

7_Факультатив "Знай и люби родной язык". Виды омонимов

 30.03.2022

Тема: Виды омонимов

Цель: познакомиться с видами омонимов, научиться различать их

Переход к занятию ЗДЕСЬ

9_Русский язык. Изложение содержания прослушанного текста с продолжением

 30.03.2022                                                      31.03.2022 (индивид. обучение)

Тема: Изложение содержания прослушанного текста с продолжением

Цель: научиться сжато передавать прослушанный текст, составлять к нему продолжение на заданную тему 

Оформите тетради: число, классная работа, тема урока

Уважаемые девятиклассники! Сегодня вы пишете не только сжатое изложение, но и продолжение к нему. 

Алгоритм работы

1. Подготовка к изложению

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Текст прослушайте дважды. 

2. Работа над продолжением. 

Напишите продолжение изложения. В нём расскажите о том, какими талантами обладаете вы. Возможно, вы занимаетесь спортом, изучаете науки и участвуете в конкурсах? Возможно, вы хорошо готовите, вяжете, рисуете или выращиваете цветы? Может быть, вы прекрасный помощник для родителей, замечательный друг или просто весёлый человек? А может, вы ещё не раскрыли свои таланты и находитесь в поиске себя? Расскажите об этом. Продолжение напишите с нового абзаца и логично свяжите с текстом изложения. Объём продолжения - около 50 слов.

Фото работы пришлите учителю ВК в течение дня.

7_Русский язык. Сочинение-рассказ по картине С. Григорьева «Вратарь»

 30.03.2022

Оформите тетради: число, классная работа, тема урока

Тема: Сочинение-рассказ по картине С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины

Цель: обучить навыкам составления рассказа на основе картины, используя элементы описания внешности и действий.

1. Познакомьтесь с автором картины.
С. А. Григорьев

Сергей Алексеевич Григорьев – известный художник,  родился в Донбассе (в Луганске) в многодетной семье железнодорожника.

Широкую известность приобрёл как автор произведений на тему семьи и школы. Лучшие полотна художника посвящены детям. Среди них известны картины: “Обсуждение двойки”, “Морской волк”, “Первые слова”, “Юные натуралисты”. Заслуженную славу принесла художнику картина “Вратарь”. Автору была присуждена Государственная премия. 

2. Рассмотрите картину "Вратарь" в конце учебника или на блоге. Обратите внимание на место действия, время года, вратаря, мальчика позади него, болельщиков (их лица, позы). 

С. А. Григорьев "Вратарь"

3. Составьте рассказ по картине от имени одного из героев картины - например, вратаря или болельщика. Введите в рассказ элементы описания природы,  внешности и действий (мы с вами уже научились этому). Запишите свой рассказ на черновик (фото черновика НЕ присылать!). Начать можно так:

  Однажды мы с друзьями решили после уроков сыграть в футбол. Стояла осень, листья и трава пожелтели, но день был погожий.  
 На пустыре расчистили площадку, которая и стала нашим футбольным полем. Портфелями мы обозначили ворота, а меня назначили вратарём. Собрались и болельщики: ученики младших классов, наш учитель физкультуры. Девчонки и мальчишки, вытянув шеи, наблюдали за ходом игры. А Виктор Иванович, расстегнув пиджак и сдвинув шляпу на затылок, активно комментировал матч.

4. В ПОМОЩЬ слова, которые могут быть использованы в рассказе: ранняя осень; пожелтевшие листья; защищать ворота; стоял, напряжённо наблюдая за передвижением мяча; сидели, внимательно наблюдая за игрой.

5. Домашнее задание

Отредактируйте черновик, перепишите работу в тетрадь (объём до 1,5 страниц).  Пришлите фото учителю ВК до следующего урока.

11_Индивидуальный проект. Практическое занятие: подготовка индивидуального проекта

 30.03.2022

Тема: Практическое занятие: подготовка индивидуального проекта

Цель: продолжить работу по совершенствованию индивидуального проекта

Уважаемые выпускники! Благодарю ребят, предоставивших свои индивидуальные проекты (описания) учителю для ознакомления. Работы интересные, выполнены достойно, но нуждаются в некоторой корректировке.

План ваших последующих действий.

1. Проверьте качество выполнения продукта проекта, в случае необходимости продолжите работу по совершенствованию продукта и его описания.

2. Учащиеся, которые ещё не сдали проект (описание), перешлите его учителю ВК для ознакомления. В случае затруднений повторите материал (см. вкладку "10 ИНД. ПРОЕКТ" на блоге). 

3. Учащиеся, которые готовы по пунктам 1, 2, могут продолжить работу по созданию защитной речи и презентации к защитной речи. 

ВАЖНО! За индивидуальной консультацией можно обратиться к учителю ВК. 

Успешной подготовки и победной защиты!

9_Родная литература. Великая Отечественная война. Поэты-фронтовики: Н. П. Майоров, М. В. Кульчицкий

 29.03.2022                                                      07.04.2022 (индивид. обучение)

Тема: Великая Отечественная война. Поэты-фронтовики: Н. П. Майоров, М. В. Кульчицкий

Цель: познакомиться с произведениями поэтов-фронтовиков

Много бед и страданий принесла нашему народу Великая Отечественная война, много жизней она унесла. Более тысячи поэтов и писателей ушли на фронт, свыше четырёхсот не вернулись назад… Навеки они останутся девятнадцатилетними и двадцатилетними: Мусса Джалиль, Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров, Уткин, Всеволод Багрицкий. Они оставили после себя стихотворный рассказ о своем поколении, о своем времени.

Выберите одну тему для изучения и выполните задания:

1. Николай Майоров. Стихотворение "Мы"

1) Познакомьтесь с личностью поэта по учебнику, стр. 136
2) Вимательно прочитайте стихотворение "Мы", стр. 137-138 или ЗДЕСЬ
    В помощь видео ЗДЕСЬ
3) Стихотворение "Мы" написано в 1940 году. В нём поэт рассказал о своём довоенном поколении. Каким показано это поколение? Какие детали говорят о способности этого поколения преодолевать трудности? Какие слова создают ощущение войны? Ответьте на вопросы, используя цитаты из стихотворения. Пришлите фото ответов ВК после урока.

2.  Михаил Кульчицкий. Стихотворение "Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник",

1) Познакомьтесь с личностью поэта по учебнику, стр. 139-140
2) Вимательно прочитайте стихотворение "Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник", стр. 141 или ЗДЕСЬ
     В помощь видео ЗДЕСЬ 
3) Стихотворение условно можно разделить на две части, построенные по принципу антитезы. В чём выражается это противопоставление? Как меняется представление лирического героя о войне и её солдатах? Какой показана война? Как вы понимаете последние две строчки стихотворения?  Ответьте на вопросы, используя цитаты. Пришлите фото ответов ВК после урока. 

3. Домашнее задание

Прочитайте один из рассказов по выборуЮ. М. Нагибин. «Ваганов» (стр. 144) или Е. И. Носов. «Переправа» (стр.152). Составьте ОБЛАКО СЛОВ к прочитанному рассказу, используя бесплатный сервис ЗДЕСЬ. Инструкция: выберите ключевые слова рассказа, введите их в поле, отформатируйте шрифт, цвет, трафарет. Скачайте плакат и пришлите учителю ВК до следующего урока. Образцы работ:

9_Литература. Чичиков как антигерой. ТЛ Понятие о герое и антигерое

 29.03.2022

Тема: Чичиков как антигерой. 

Цель: на примере образа Чичикова раскрыть понятие "антигерой"

1. Теоретический блок

Изучите материалы статьи

Гоголь создал в литературе совершенно новый тип героя. Что же нового в образе Чичикова для русской литературы?

Павел Иванович Чичиков
В этом году вы познакомились с уникальными образами, созданными Пушкиным и Лермонтовым. Это Евгений Онегин и Григорий Печорин. Это богатые дворяне, герои романтического типа. Они устали от светской жизни, находятся в конфликте с собой и всем миром. Их недюжинные натуры и многочисленные таланты не нашли применения. Они безуспешно пытаются побороть тоску и скуку. Похож ли на них Чичиков? Разумеется, нет. Можно сказать, что он их полная противоположность, что он НЕ герой, а антигерой.

Чичиков не богат, скучать ему некогда. Он жаждет богатства, он мечтает о деньгах и собственном имении. Чичиков рос в бедности, поэтому не успел пресытиться жизнью.

«Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесённое снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве!»

Жил он в «маленькой горенке с маленькими окнами, не отворявшимися ни в зиму, ни в лето». И образование у него было совсем иным. Чичиков не говорил по-французски и даже не умел танцевать. Чичиков – выходец из совершенно иной социальной среды, нежели Онегин и Печорин. И эта социальная среда сформировала его характер.

У Чичикова есть цель, к которой он стремится всеми силами. Он зарабатывает деньги и ради денег готов пойти на многое, в том числе и на преступление. Эта целеустремлённость тоже отличает его от романтических героев. Как и сама цель. Деятельный Печорин стремился заполнить пустоту в душе, а деятельный Чичиков просто хочет озолотиться

Почему же вдруг появился такой герой? Дело в том, что появление нового типа героя продиктовано историческими реалиями. В середине XIX века влияние аристократов пошатнулось. На историческую сцену вышел новый класс – буржуазия. И если в среде аристократов считалось зазорным зарабатывать деньги и заниматься торговлей, то буржуа были лишены этого сословного предрассудка. А деньги, как известно, - это власть. Поэтому в одночасье появилось множество ловких дельцов, коммерсантов, мошенников, которые стремились разбогатеть и получить доступ в аристократические круги. Чичиков как раз такой герой. 

Чичиков наблюдателен и очень умён. Он обаятельный человек, умеющий мгновенно оценить обстановку и приспособиться к ней. Благодаря этим качествам он легко нашёл подход к каждому помещику и чиновнику города. Поведение Чичикова меняется от главы к главе. С Маниловым Чичиков мягок и деликатен. С Коробочкой он упрям, напорист и грубоват. С прижимистым деловым Собакевичем он упорно торгуется. Главные черты помещиков отражаются в нём, как в зеркале. 

Он мошенник и подлец. Чичиков готов на любую подлость ради копеечки. На людей он с детства привык смотреть с точки зрения их практической пользы. Ещё в молодости Чичиков обманывает своего начальника, уверяя, что готов жениться на его некрасивой дочери. А получив должность, тут же сделал вид, будто ничего не было. Чичиков берёт взятки и лебезит перед начальством. Нарушает закон, проявляя в этом изворотливость и смекалку. Он живёт по принципу «зацепил – поволок, сорвалось – не спрашивай». А главное, Чичиков уверен, что поступает правильно. После того как вскрылись его махинации на таможне, Чичиков жалуется на несправедливость судьбы.

Чичиков – абсолютно безнравственный человек. Он не просто скупщик мёртвых душ, он сам – мёртвая душа. У него есть качества, которые сближают его со всеми помещиками и чиновниками. Например, чиновники города N такие же беспринципные взяточники. Мечтатель Манилов и делец Чичиков – льстецы. С Ноздрёвым Чичикова объединяет склонность к мошенничеству и стремление жить на широкую ногу. А главное, Чичиков – это человек-накопитель. Такой же как Собакевич, Коробочка и Плюшкин. В тексте есть красноречивая деталь. Коробочка собирает деньги в пестрядёвые мешочки. И мальчишка Чичиков, накопив 5 рублей, зашил их в мешочек, а потом начал собирать деньги для второго мешочка. 

Гоголь сначала показывает читателям характер, а уже потом рассказывает, как этот характер формировался. Нищета, вечно больной и строгий отец, от которого не дождёшься ни доброго слова, ни ласки. Какое же наставление отец даёт сыну?

«Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Чичиков прожил всю жизнь по совету отца. Условия жизни и воспитание формировали характер Чичикова. Социальная среда повлияла на то, что его качества (ум, наблюдательность, умение быстро оценить обстановку) служат для достижения низких целей

По замыслу Гоголя, Чичиков омертвел не до конца и мог бы переродиться. Но замыслам писателя было не суждено сбыться. Путь Чичикова не был окончен. Рассуждая в одиннадцатой главе о характере своего героя, автор задаёт читателям крайне важный вопрос: «А кто из вас, полный христианского смиренья, не гласно, а в тишине, один, в минуты уединённых бесед с самим собой, углубит вовнутрь собственной души сей тяжёлый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?» 

2. Практический блок

Составьте тезисы статьи. Пришлите фото работы ВК после урока

3. Домашнее задание

Жду тексты наизусть, это влияет на выставление оценок за 3 четверть!