ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

воскресенье, 27 марта 2022 г.

Школа компетентного учителя (март - 2022). Профессиональная деятельность педагога-словесника в условиях внедрения ГОС и в условиях современных вызовов

 Тема: Профессиональная деятельность педагога-словесника в условиях внедрения ГОС и в условиях современных вызовов

Вопросы для рассмотрения

1. Подготовка к ГИА по русскому языку в формате ОРЭ-2022.  Сжатое изложение: теория и практика: 

приёмы компрессии текста; 
рекомендации для учащихся;
разбор задания с маркировкой текста 

2. Творческие работы нового типа: развёрнутый ответ на проблемный вопрос, развёрнутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера: 

композиция ответа;
примеры ответов;
разбор заданий с маркировкой текста;
речевые клише.

Современная школа живёт в условиях стремительно меняющегося мира. Новые условия жизни общества требуют и нового подхода к работе системы образования, к содержанию учебно-воспитательного процесса, к уровню профессиональной компетентности учителя. Работа над повышением методического мастерства является важнейшим направлением работы учителя словесности в современной школе. Именно учителю отведена главная роль в реализации основных требований ГОС ДНР. Одна из задач работы Школы молодого учителя – помочь педагогу в обретении педагогического опыта и совершенствовании педагогического мастерства. 

В 2021-2022 учебном году обучающиеся 9 классов будут впервые сдавать обязательный республиканский экзамен (ОРЭ) по русскому языку. Экзаменационная работа состоит из 3 частей: сжатое изложение, тестовые задания, сочинение. Поговорим о части первой. 

Сжатое изложение текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности. Необходимо сохранить только самое главное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом. 

Чтобы сжато пересказать текст, необходимо знать приёмы компрессии текста. К ним относятся:

1) исключение:

- отдельных членов предложения (повторов, синонимов, уточняющих и поясняющих конструкций, некоторых однородных членов предложения); 
- сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; 
- пропуск предложений, содержащих второстепенные факты, предложений с описаниями и рассуждениями;

2) обобщение:

- замена однородных членов обобщающим словом;
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
- замена предложения/фрагмента предложения местоимением с обобщающим значением;

3) упрощение:

- слияние нескольких предложений в одно;
- замена СПП простым;
- замена прямой речи косвенной;
- разделение сложного предложения на сокращенные простые.

В процессе подготовки к экзамену учащимся следует ознакомиться с рекомендациями по написанию сжатого изложения.

Рекомендации

1. Определите тему текста.
2. Сформулируйте основную мысль.
3. Выделите основные микротемы текста.
4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение. 
5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.
6. Перечитайте работу и отредактируйте её в соответствии с нормами русского литературного языка.

Разберём одно из заданий по написанию сжатого изложения.

Задание 

Прослушайте текст «Кошка была приручена…» и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Текст прослушайте дважды. 

Расшифровка аудиозаписи

Кошка была при­ру­че­на в Древ­нем Египте при­мер­но 5 тысяч лет назад. Еги­пет был круп­ней­шей аграрной державой, и за­па­сы зерна не­об­хо­ди­мо было обе­ре­гать от на­ше­ствий грызунов. Пу­ши­стых охотников, ис­треб­ля­ю­щих крыс и мышей, египтяне счи­та­ли священными животными. Не слу­чай­но у вер­хов­но­го бога Егип­та Ра была ко­ша­чья голова, а бо­ги­ню плодородия и ма­те­рин­ства Бастет изоб­ра­жа­ли в виде кошки.

В Китае кошка сим­во­ли­зи­ро­ва­ла материнство. Верили, что если по­ве­сить на дверь ком­на­ты молодой ма­те­ри пучок ко­ша­чьей шерсти, малыш обя­за­тель­но будет счастлив. А в Япо­нии хозяином кошки мог стать толь­ко очень обес­пе­чен­ный человек. Со­дер­жа­ние животного тре­бо­ва­ло огромных расходов: пи­том­ца было при­нято наряжать, кормить толь­ко из зо­ло­той и се­реб­ря­ной посуды спе­ци­аль­но приготовленной пищей и даже при­став­лять к нему пер­со­наль­но­го слугу.

Сегодня кошка-одно из самых лю­би­мых домашних жи­вот­ных и сим­вол уюта, а мно­гие древние при­ме­ты о её по­ве­де­нии сохранились и по сей день.

135 слов (По Е. Елизаровой)

Разбор задания с маркировкой текста

Исходный текст

Приём сокращения

Сжатое изложение

Кошка была при­ру­че­на в Древ­нем Египте при­мер­но 5 тысяч лет назад.

Оставляем без изменений, нет причин для сокращения, так как данная информация является ключевой.

Кошка была при­ру­че­на в Древ­нем Египте при­мер­но 5 тысяч лет назад.

Еги­пет был круп­ней­шей аграрной державой, и за­па­сы зерна не­об­хо­ди­мо было обе­ре­гать от на­ше­ствий грызунов.

Исключаем слово нашествий, оно не является ключевым.

Еги­пет был круп­ней­шей аграрной державой, и за­па­сы зерна не­об­хо­ди­мо было обе­ре­гать от грызунов.

Пу­ши­стых охотников, ис­треб­ля­ю­щих крыс и мышей, египтяне счи­та­ли священными животными.

Заменяем длинное описание-пояснение словом кошек.

Кошек египтяне считали священными животными.

Не слу­чай­но у вер­хов­но­го бога Егип­та Ра была ко­ша­чья голова, а бо­ги­ню плодородия и ма­те­рин­ства Бастет изоб­ра­жа­ли в виде кошки.

Исключаем длинное описание богов.

Даже богов изображали в виде кошек.

В Китае кошка сим­во­ли­зи­ро­ва­ла материнство. Верили, что если по­ве­сить на дверь ком­на­ты молодой ма­те­ри пучок ко­ша­чьей шерсти, малыш обя­за­тель­но будет счастлив.

Исключаем предложение, содержащее второстепенную пояснительную информацию.

В Китае кошка сим­во­ли­зи­ро­ва­ла материнство.

А в Япо­нии хозяином кошки мог стать толь­ко очень обес­пе­чен­ный человек. Со­дер­жа­ние животного тре­бо­ва­ло огромных расходов: пи­том­ца было при­нято наряжать, кормить толь­ко из зо­ло­той и се­реб­ря­ной посуды спе­ци­аль­но приготовленной пищей и даже при­став­лять к нему пер­со­наль­но­го слугу.

Два предложения объединяем в одно СПП, добавляем подчинительный союзисключаем второстепенную информацию (пояснение причин расходов)

А в Япо­нии хозяином кошки мог стать толь­ко обес­пе­чен­ный человек, так как  со­дер­жа­ние животного тре­бо­ва­ло огромных расходов.

Сегодня кошка - одно из самых лю­би­мых домашних жи­вот­ных и сим­вол уюта, а мно­гие древние при­ме­ты о её по­ве­де­нии сохранились и по сей день.

Оставляем без изменений, так как здесь содержится основная информация

Сегодня кошка - одно из самых лю­би­мых домашних жи­вот­ных и сим­вол уюта, а мно­гие древние при­ме­ты о её по­ве­де­нии сохранились и по сей день.

135 слов

 

81 слово


В текущем учебном году на уроках литературы значительное внимание уделялось обучению учащихся написанию развёрнутого ответа на проблемный вопрос и написанию развёрнутого ответа на проблемный вопрос сопоставительного характера. И учителя, и учащиеся не имеют достаточного опыта в создании работ такого жанра, поэтому необходимо изучить теоретические основы и получить практические навыки.
Развернутый ответ на проблемный вопрос представляет собой текст объёмом 5-10 предложений. Композиция следующая: прямой краткий ответ на поставленный вопрос - аргумент №1 - пример №1 из текста - аргумент №2 - пример №2 из текста - вывод. Для цитирования следует обратиться к тексту произведения. 

Пример развёрнутого ответа на проблемный вопрос

     Какой мы видим Татьяну в начале романа, и изменилась ли она в конце произведения?

    На мой взгляд, Татьяна в конце романа, безусловно, изменилась во многом, но не во всём. 
   В начале романа мы знакомимся с Татьяной - деревенской девушкой, милой, скромной ("Дика, печальна, молчалива,//Как лань лесная боязлива"), мечтательной, романтичной ("Она любила на балконе//Предупреждать зари восход"), воспитанной на французских романах, поэтому мало знающей реальную жизнь ("Ей рано нравились романы;//Они ей заменяли всё"). Встретив Онегина, она искренне полюбила его, но не реального человека, а свою мечту - образ, который нарисовала в своих фантазиях под влиянием любовных романов:
Все для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.
  В конце романа мы вновь встречаем Татьяну, но уже не в деревне, а в столице. Он жена боевого генерала, светская дама, занимающая достойное положение в высшем обществе и научившаяся скрывать свои чувства. Татьяна, в отличие от многих, сохраняет индивидуальность, присущую ей в юности, что по-прежнему выделяет её из толпы:
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех...
Все тихо, просто было в ней.
  На мой взгляд, в Татьяне произошли изменения, соответствующие её новому общественному статусу, но лучшие качества души: простоту, искренность, благородство - ей удалось сохранить. Именно поэтому она честно признаётся Онегину в чувствах и сохраняет верность мужу. (8 предложений, 199 слов) 

Разбор задания с маркировкой текста 

Какой мы видим Татьяну в начале романа, и изменилась ли она в конце произведения?

Краткий ответ, выражение собственной позиции

На мой взгляд, Татьяна в конце романа, безусловноизменилась во многом, но не во всём.

Анализ образа Татьяны в начале романа с опорой на текст

В начале романа мы знакомимся с Татьяной - деревенской девушкой, милой, скромной ("Дика, печальна, молчалива,//Как лань лесная боязлива"), мечтательной, романтичной ("Она любила на балконе//Предупреждать зари восход"), воспитанной на французских романах, поэтому мало знающей реальную жизнь ("Ей рано нравились романы;//Они ей заменяли всё"). Встретив Онегина, она искренне полюбила его, но не реального человека, а свою мечту - образ, который нарисовала в своих фантазиях под влиянием любовных романов:

Все для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.

Анализ образа Татьяны в конце романа с опорой на текст; формулы, подчёркивающие сопоставление

В конце романа мы вновь встречаем Татьянуно уже не в деревне, а в столице. Он жена боевого генерала, светская дама, занимающая достойное положение в высшем обществе и научившаяся скрывать свои чувства. Татьяна, в отличие от многихсохраняет индивидуальность, присущую ей в юности, что по-прежнему выделяет её из толпы:

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех...
Все тихо, просто было в ней.

Вывод, определение собственной позицииопора на текст

На мой взгляд, в Татьяне произошли изменения, соответствующие её новому общественному статусу, но лучшие качества души: простоту, искренность, благородство - ей удалось сохранить. Именно поэтому она честно признаётся Онегину в чувствах и сохраняет верность мужу.


Развёрнутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера - не менее сложный вид творческой работы. Выполняя задание, необходимо дать связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений (но не менее 70 слов!), раскрыть собственное видение проблемы, опираясь на позицию автора произведения; необходимо сопоставить ДВА произведения, обобщить результаты наблюдения и с их помощью раскрыть проблему. 

Важно! Сопоставление проявляется в сравнении персонажей (тем, проблем) РАЗНЫХ литературных произведений! 

Пример развёрнутого ответа на проблемный вопрос сопоставительного характера

Задание 

Прочитайте образец. Найдите в нём композиционные элементы: краткий ответаргумент №1 и примераргумент №2 и примервывод. Найдите слова, выражающие точку зрения автора работы

Разбор задания с маркировкой текста 

1) Прочитайте образец. Найдите в нём композиционные элементы: краткий ответаргумент №1 и примераргумент №2 и примервывод. Найдите слова, выражающие точку зрения автора работы.

Счастливы ли Алмазовы, и в каких художественных произведениях молодые люди помогают друг другу преодолевать жизненные трудности?

   На мой взглядАлмазовы, несмотря на многие трудности в их жизни, счастливы.

     Николай Алмазов счастлив, потому что ему очень повезло с женой. Верочка понимала его без слов, никогда не давала ему падать духом, всегда поддерживала и по мере сил помогала. Именно благодаря Вере он после многих неудач всё же поступил в Академию генерального штаба и стал офицером.
   Верая уверентоже счастлива. Она готова быть для Николая  «переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой», готова жертвовать многим, потому что искренне любит его
   В русской литературе есть и другие примеры такой жертвенной любви, которая помогает героям преодолевать трудности на пути к счастью. Например, в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Гринёв, рискуя жизнью,  спасает любимую из пугачёвского плена, а потом она его вызволяет из тюрьмы, куда он попал по злому наговору.
   Таким образом, можно сделать вывод, что и Алмазовы, и Гринёв с Машей счастливы, так как в основе их отношений – любовь, понимание и поддержка.

При создании развёрнутого ответа на проблемный вопрос учащимся необходимо знать и уметь использовать речевые клише. Например:

Формулирование собственной позиции (тезис)

Я думаю (считаю, уверен, полагаю),что…
Мне кажется…
По моему мнению, по-моему, без сомнения, безусловно, конечно, видимо и т.д. (выделить запятой!)

Формулировка аргументов

Во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д. (выделить запятой!)
В качестве аргумента (аргументов) хочется привлечь…
В основе моей точки зрения лежит… Важно отметить, что…
Из этого следует, что…
В этой связи ясно, что…
Разумеется (очевидно), что…
Кроме того…
Формулировка примера
Позволю себе (попробую) пояснить сказанное…
Обратимся к примеру…
Приведем пример…
Один из ярких примеров…
Я привел этот пример для того, чтобы убедиться…
В качестве примера хочется…
Приведем пример того, как…
Например, к примеру (выделить запятой!)

Формулировка вывода 

Наконец, итак, вот почему, значит, в общем, следовательно, таким образом и т.д. (выделить запятой!)
Из всего сказанного следует, что…
В заключение можно сказать, что…
В итоге можно прийти к выводу (к заключению) о том, что…
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что…
Можно сделать заключение (вывод), что…
Подводя итог… ( выделить запятой деепричастный оборот!)
Прихожу к выводу…
Очевидно, что…
Нет сомнения в том, что…
Продолжая (заканчивая) мысль… 
Выражение своего отношения к различным точкам зрения
Я разделяю точку зрения (кого?)…
Нельзя не согласиться с мнением (кого?) о том…
Нельзя принять утверждение ( кого? О чем?) потому что…
Хочется отвергнуть взгляд (взгляды) (кого?)…
Дискуссионной (спорной) представляется точка зрения ( кого? На что?)
Следует признать (отметить), что…

Сравнительный анализ

Н., так же, как и Б, ,.. 
Б, в отличие от Н., …

     Знание этих речевых клише и умелое использование их поможет учащимся структурировать работу, грамотно построить предложение, точно сформулировать мысль. 

    Текущий учебный год подходит к концу. Хочется пожелать и коллегам, и учащимся успешного его завершения и максимальной реализации собственного потенциала и жизненных планов.

пятница, 25 марта 2022 г.

Школа молодого учителя (март-2022). Профессиональная деятельность педагога-словесника в условиях внедрения ГОС и в условиях современных вызовов

 Уважаемые коллеги, добро пожаловать на занятие Школы молодого учителя (к сожалению, вновь в дистанционном формате)!

Современная школа живёт в условиях стремительно меняющегося мира. Новые условия жизни общества требуют и нового подхода к работе системы образования, к содержанию учебно-воспитательного процесса, к уровню профессиональной компетентности учителя. Работа над повышением методического мастерства является важнейшим направлением работы учителя словесности в современной школе. Именно учителю отведена главная роль в реализации основных требований государственного образовательного стандарта. Одна из задач работы Школы молодого учителя – помочь педагогу в обретении педагогического опыта и в совершенствовании педагогического мастерства. 

На весенней сессии слушателям в рамках темы "Профессиональная деятельность педагога-словесника в условиях внедрения ГОС и в условиях современных вызовов" предлагаются к рассмотрению следующие вопросы:

1. Подготовка к ГИА по русскому языку в формате ОРЭ-2022.  Сжатое изложение: теория и практика: 

приёмы компрессии текста; 

рекомендации для учащихся по написанию сжатого изложения;

разбор задания с маркировкой текста 

2. Творческие работы нового типа: развёрнутый ответ на проблемный вопрос, развёрнутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера: 

композиция ответа;

примеры ответов;

разбор заданий с маркировкой текста;

речевые клише. 

Выражаем надежду, что материалы Школы станут подспорьем учителям-словесникам  в совершенствовании педагогического мастерства.

9_Литература. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы

 25.03.2022

Тема: Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы

Цель: определить особенности характеров персонажей, их роль в произведении

1. Теоретический блок

1.1. Изучите особенности характеров персонажей, выбрав источник по желанию:

1) Чичиковчитать главу 11 по книге или ЗДЕСЬ 

ПОМОЩЬ: видеоурок

2) Чичиков у Плюшкина - читать гл. 6 по книге или ЗДЕСЬ

ПОМОЩЬвидео

1.2. Изучите материал таблиц:

История жизни Павла Ивановича ЧИЧИКОВА

Детство

Не имел знатного происхождения, в семье не было материального дос­татка, все было серо, уныло, болезненно - «вот бедная картина первона­чального его детства, о котором едва сохранил он бледную память».

Образование

а) наказ отца

б) обретение соб­ственного опыта

Получил образование в классах городского училища, куда его отвез отец и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальни­кам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть, и в науке не успе­ешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или при­ятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не вы­даст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь, все прошибешь на свете копейкой».

Сумел построить отношения с товарищами по классу таким обра­зом, что они его угощали; сумел собрать денег, прирастив их к остав­ленной отцом полтине. Для накопления денег использовал любые возможности:

? слепил из воска снегиря, раскрасил его и продал;

? накупил на рынке съестного, предлагал проголодавшимся одно­классникам из тех, кто был побогаче;

? выдрессировал мышь, научил ее вставать на задние лапки и продал;

? был самым прилежным и дисциплинированным учеником, умею­щим предупреждать любое желание учителя.

Служба

а) начало службы

б) продолжение карьеры

«Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или со­рок рублей в год...» Благодаря железной воле, умению себе во всем отказать, сохраняя при этом аккуратность и приятность внешности, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих: «...Чичиков представлял во всем совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупот­реблением никаких крепких напитков».

Для продвижения по службе воспользовался уже испробованным спо­собом - угождение начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, кото­рую «влюбил» в себя. С этого момента он стал «человеком заметным».

Служба в комиссии «для построения какого-то казенного капиталь­ного строения». Стал позволять себе «некоторые излишества»: хо­роший повар, хорошие рубашки, дорогая ткань для костюмов, приоб­ретение пары лошадей...

Вскоре вновь потерял «теплое» местечко. Пришлось поменять два- три места. «Добрался до таможни». Провернул рискованную опера­цию, на которой сначала обогатился, а потом «погорел» и потерял почти все.

Приобретение «мертвых душ»

Как появилась идея приобретения.

После того как Чичикова выгнали со службы в таможне, он пробует найти новую службу. «И в ожидании лучшего принужден был даже за­няться званием поверенного».

Появление Чичикова в губернском городе

Применяя практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать и губернский город, и усадьбы. Быстро раз­гадав человека, он умеет найти подход к каждому. Остается только поражаться неистощимому разнообразию всех «оттенков и тонкостей его обращения».

«Неодолимую силу характера», «расторопность, проницательность и прозорливость», все свое умение обворожить человека пускает Чичиков в ход, чтобы достичь желаемого обогащения.


ПЛЮШКИН

Портрет

«Долго он [Чичиков] не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский ка­пот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один го­лос показался ему несколько сиплым для женщины...» «...маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда высунувши из тем­ных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не за­таился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух...»

Характе­ристика

В Плюшкине нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Вещи для него доро­же людей, в которых он видит только мошенников и воров. Бессмысленная скупость, царящая в душе Плюшкина, порождает в нем недоверие и враждебность ко всему окружающему, жестокость и несправедливость по отношению к крепостным.

Усадьба

Всюду в доме царил беспорядок: «. ..казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель...» Выразительно описа­ние села Плюшкина, с его пришедшей в полную негодность бревенчатой мосто­вой, с «особенной ветхостью» деревенских изб, с огромными кладями сгнившего хлеба, с господским домом, который выглядел каким-то «дряхлым инвалидом». Все пришло в полный упадок, крестьяне «мрут, как мухи», десятки числятся в бегах.

Образ жизни

Автор сталкивает две эпохи жизни Плюшкина: когда «все текло живо» и когда он обратился в «прореху на человечестве». Следя за переменами в жизни Плюшкина, нельзя не заметить, что «омертвение» души начинается с бедности чувств. Кажется, что человечность недоступна Плюшкину. Не знай мы о том, что Плюшкин когда-то был добрым семьянином, разумным хозяином и даже приветливым человеком, об­раз, созданный Гоголем мог вызвать скорее усмешку. Рассказанная история жизни Плюшкина делает этот образ скорее трагическим, нежели комическим. Пользуясь приемом контраста, Гоголь заставляет читателя сопоставить человеческое и урод­ливо-безобразное в пределах одной жизни.

Автор восклицает: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти че­ловек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости».


2. Практический блок

Используя изученный материал, расскажите об одном из персонажей. В сообщении должны быть отражены внешность, черты характера, роль в произведении. Цитирование способствует получению более высокой отметки. Пришлите голосовое сообщение ВК после урока. 

3. Домашнее задание: выучить наизусть один из отрывок (глава 11): прислать аудио (на "3") или видео (на "5") до следующего урока.

Тексты отрывков:

1) "Эх, тройка!"

Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем, с одним топором да долотом, снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит чорт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню — кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход! и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.

2) "Русь"

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится, вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

8_Литература. А.Т. Твардовский. Поэма "Василий Тёркин"

 25.03.2022

Тема: А.Т. Твардовский. Стихотворение "Я знаю, никакой моей вины". Поэма "Василий Тёркин"

Цель: проследить жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта

Оформите тетради: число, классная работа, тема урока

1. Послушайте/прочитайте стихотворение А. С. Твардовского "Я знаю, никакой моей вины". Как вы думаете, о чём оно? Почему в конце  многоточие?

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же...

 

2. Познакомьтесь с личностью поэта и историей создания поэмы "Василий Тёркин", посмотрев видеоурок ЗДЕСЬ. Составьте план урока (НЕ списывание! НЕ конспект!)

3. Познакомьтесь с содержанием главы "Переправа" любым удобным для вас способом:

1) читать главу по книге;
2) читать главу ЗДЕСЬ 
3) слушать/смотреть в исполнении актёра Олега Табакова ЗДЕСЬ 
4) слушать/смотреть песню/клип по главе ЗДЕСЬ 

4. Продумайте ответы на вопросы: 

1) О каком событии (эпизоде) войны рассказывается в главе «Переправа»?
2) Какие правдивые картины войны изображает автор? Как осуществляется переправа? В чём её трудность и опасность? Как ведут себя бойцы? Какие черты характера они проявляют?
3)  Каким предстаёт Тёркин в этой главе? Назовите лучшие качества героя, аргументируйте свой ответ.

5. Сделайте аудиозапись ответов на эти вопросы (вопросы перечислены в программе). Оценка будет выставлена учителем после прослушивания аудиофайла. 

6. Домашнее задание

1) Читать главу "О награде" по книге или ЗДЕСЬ

2) Сделать ЗДЕСЬ аудиозапись выразительного чтения отрывка (на "3") ИЛИ видеозапись чтения отрывка наизусть (на "5"). Выполнить к следующему уроку.

Выберите один из отрывков по желанию:

четверг, 24 марта 2022 г.

9_Русский язык (инд.) Бессоюзные сложные предложения

 25.03.2022 (индивидуальное обучение)

Тема: Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация. Знаки препинания в БСП

Цель: изучить особенности БСП, научиться правильно интонировать, расставлять знаки препинания

1. Теоретический блок

1.1. Изучите тему, посмотрев видеоурок:

1.2. Ознакомьтесь с материалом учебника - §31-35

1.3. Опираясь на материалы таблицы, расскажите об условиях постановки знаков препинания в БСП

2. Практический блок

Выполните тест ЗДЕСЬ.  В случае необходимости используйте теорию на стр.128, 132, 135. Фото результата пришлите учителю ВК после урока.

3. Домашнее задание

1) Изучить теорию §31-35
2) Выполнить упр.191 (!!! выделить ГО; графически обозначить однородные члены; в БСП квадратными скобками обозначить простые части) . Фото работы пришлите учителю ВК после урока

7_Русский язык. Сравнительное описание внешности двух людей

 25.03.2022

Тема: Сравнительное описание внешности двух людей

Цель: научиться давать сравнительное описание внешности людей

Оформите тетради: число, классная работа, тема урока

1. Теоретический блок

Описание внешности - это описание лица человека, его фигуры, жестов, манеры, характерной позы, одежды. Главная задача такого описания - найти характерные особенности, главное во внешности человека и суметь передать их словами. Они могут быть связаны с особенностью манер, походки, его занятий и профессии, особенностями характера. 

Можно описывать внешность не одного, а двух или нескольких человек. Существует два основных метода сравнения:

1) можно давать сравнительную характеристику двух людей по отдельности. То есть сначала  можно описать одного человека, а потом другого и уже в заключении сделать вывод.

2) но более удобным считается второй метод, где одновременно сравниваются люди по пунктам - возраст, фигура, глаза. Познакомьтесь с примером такого типа сравнения  ниже.

2. Практический блок

2.1. Прочитайте сравнительное описание внешности двух братьев. Обратите внимание на слова, которые помогают передать сравнительный характер описания.

Братья-близнецы

 У нас в классе учатся братья-близнецы. Я всегда был уверен, что близнецы — одинаковые люди. Оказалось, я заблуждался.
 Во-первых, они разного роста. Дима повыше, более прямой, стройный. Денис несколько ниже, угловат, даже расхлябан. При этом они оба очень спортивные ребята, любят играть в футбол, в теннис, хорошо бегают и прыгают.
 Дима всегда аккуратен, причесан, опрятно и строго одет. Денис одет более демократично, на голове его вихры, которые, видимо, плохо поддаются расческе. Глаза Димы чаще всего серьезные, задумчивые, у Дениса же то и дело в глазах прыгают чертики. Сидит Дима прямо, но без напряжения. Денису трудно усидеть на одном месте больше минуты, он все время вертится, оборачивается на уроках. Для Димы учеба — главное, он очень ответственный человек. Денис тоже понимает, как важно хорошо учиться, но у него всегда столько других неотложных дел…
 Дима несколько замкнут, не такой общительный, как Денис, у которого в друзьях полшколы и даже, наверное, полгорода.
 Такие разные, они все же чем-то похожи. Не только чертами лица, но и добротой, готовностью прийти на помощь, эрудицией. Их все уважают. Такие вот они, наши близнецы. 

2.2. Составьте небольшое сравнительное описание двух ваших одноклассников (50-70 слов).

3.  Домашнее задание

 Отредактируйте черновик, перепишите сочинение в тетрадь. Фото работы пришлите учителю ВК в течение дня. 

9_Русский язык. Понятие о бессоюзном сложном предложении

 25.03.2022                                                        Урок литературы  ЗДЕСЬ

Классную работу НЕ пишем, работаем устно и онлайн

Тема: Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Интонация. Запятая и точка с запятой в БСП

Цель: узнать об особенностях бессоюзного сложного предложения, научиться правильно интонировать БСП и расставлять в них знаки препинания

1. Теоретический блок

1.1. Изучите тему, посмотрев видеоурок:

1.2. Ознакомьтесь с темой по учебнику  - §31, 32, 33

1.3. Изучите условия употребления запятой и точки с запятой в БСП - стр.128-129

2. Практический блок

2.1. Рассмотрите интонационные схемы на стр. 126-127: стрелка вверх - повышение голоса, стрелка вниз - понижение. Выполните устно упр.190 (Представьте, что вы диктуете эти предложения одноклассникам. Ваша задача так прочитать предложения, чтобы по интонации одноклассники поняли, где какой знак препинания следует поставить). 

2.2. Выполните тест ЗДЕСЬ. Фото результата пришлите учителю ВК после урока.

3. Домашнее задание

1) Изучить теорию §31, 32, 33
2) Выполнить упр.191 (!!! выделить ГО; графически обозначить однородные члены; в БСП квадратными скобками обозначить простые части) . Фото работы пришлите учителю ВК после урока