ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

воскресенье, 27 марта 2022 г.

Школа компетентного учителя (март - 2022). Профессиональная деятельность педагога-словесника в условиях внедрения ГОС и в условиях современных вызовов

 Тема: Профессиональная деятельность педагога-словесника в условиях внедрения ГОС и в условиях современных вызовов

Вопросы для рассмотрения

1. Подготовка к ГИА по русскому языку в формате ОРЭ-2022.  Сжатое изложение: теория и практика: 

приёмы компрессии текста; 
рекомендации для учащихся;
разбор задания с маркировкой текста 

2. Творческие работы нового типа: развёрнутый ответ на проблемный вопрос, развёрнутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера: 

композиция ответа;
примеры ответов;
разбор заданий с маркировкой текста;
речевые клише.

Современная школа живёт в условиях стремительно меняющегося мира. Новые условия жизни общества требуют и нового подхода к работе системы образования, к содержанию учебно-воспитательного процесса, к уровню профессиональной компетентности учителя. Работа над повышением методического мастерства является важнейшим направлением работы учителя словесности в современной школе. Именно учителю отведена главная роль в реализации основных требований ГОС ДНР. Одна из задач работы Школы молодого учителя – помочь педагогу в обретении педагогического опыта и совершенствовании педагогического мастерства. 

В 2021-2022 учебном году обучающиеся 9 классов будут впервые сдавать обязательный республиканский экзамен (ОРЭ) по русскому языку. Экзаменационная работа состоит из 3 частей: сжатое изложение, тестовые задания, сочинение. Поговорим о части первой. 

Сжатое изложение текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности. Необходимо сохранить только самое главное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом. 

Чтобы сжато пересказать текст, необходимо знать приёмы компрессии текста. К ним относятся:

1) исключение:

- отдельных членов предложения (повторов, синонимов, уточняющих и поясняющих конструкций, некоторых однородных членов предложения); 
- сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; 
- пропуск предложений, содержащих второстепенные факты, предложений с описаниями и рассуждениями;

2) обобщение:

- замена однородных членов обобщающим словом;
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
- замена предложения/фрагмента предложения местоимением с обобщающим значением;

3) упрощение:

- слияние нескольких предложений в одно;
- замена СПП простым;
- замена прямой речи косвенной;
- разделение сложного предложения на сокращенные простые.

В процессе подготовки к экзамену учащимся следует ознакомиться с рекомендациями по написанию сжатого изложения.

Рекомендации

1. Определите тему текста.
2. Сформулируйте основную мысль.
3. Выделите основные микротемы текста.
4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение. 
5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.
6. Перечитайте работу и отредактируйте её в соответствии с нормами русского литературного языка.

Разберём одно из заданий по написанию сжатого изложения.

Задание 

Прослушайте текст «Кошка была приручена…» и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Текст прослушайте дважды. 

Расшифровка аудиозаписи

Кошка была при­ру­че­на в Древ­нем Египте при­мер­но 5 тысяч лет назад. Еги­пет был круп­ней­шей аграрной державой, и за­па­сы зерна не­об­хо­ди­мо было обе­ре­гать от на­ше­ствий грызунов. Пу­ши­стых охотников, ис­треб­ля­ю­щих крыс и мышей, египтяне счи­та­ли священными животными. Не слу­чай­но у вер­хов­но­го бога Егип­та Ра была ко­ша­чья голова, а бо­ги­ню плодородия и ма­те­рин­ства Бастет изоб­ра­жа­ли в виде кошки.

В Китае кошка сим­во­ли­зи­ро­ва­ла материнство. Верили, что если по­ве­сить на дверь ком­на­ты молодой ма­те­ри пучок ко­ша­чьей шерсти, малыш обя­за­тель­но будет счастлив. А в Япо­нии хозяином кошки мог стать толь­ко очень обес­пе­чен­ный человек. Со­дер­жа­ние животного тре­бо­ва­ло огромных расходов: пи­том­ца было при­нято наряжать, кормить толь­ко из зо­ло­той и се­реб­ря­ной посуды спе­ци­аль­но приготовленной пищей и даже при­став­лять к нему пер­со­наль­но­го слугу.

Сегодня кошка-одно из самых лю­би­мых домашних жи­вот­ных и сим­вол уюта, а мно­гие древние при­ме­ты о её по­ве­де­нии сохранились и по сей день.

135 слов (По Е. Елизаровой)

Разбор задания с маркировкой текста

Исходный текст

Приём сокращения

Сжатое изложение

Кошка была при­ру­че­на в Древ­нем Египте при­мер­но 5 тысяч лет назад.

Оставляем без изменений, нет причин для сокращения, так как данная информация является ключевой.

Кошка была при­ру­че­на в Древ­нем Египте при­мер­но 5 тысяч лет назад.

Еги­пет был круп­ней­шей аграрной державой, и за­па­сы зерна не­об­хо­ди­мо было обе­ре­гать от на­ше­ствий грызунов.

Исключаем слово нашествий, оно не является ключевым.

Еги­пет был круп­ней­шей аграрной державой, и за­па­сы зерна не­об­хо­ди­мо было обе­ре­гать от грызунов.

Пу­ши­стых охотников, ис­треб­ля­ю­щих крыс и мышей, египтяне счи­та­ли священными животными.

Заменяем длинное описание-пояснение словом кошек.

Кошек египтяне считали священными животными.

Не слу­чай­но у вер­хов­но­го бога Егип­та Ра была ко­ша­чья голова, а бо­ги­ню плодородия и ма­те­рин­ства Бастет изоб­ра­жа­ли в виде кошки.

Исключаем длинное описание богов.

Даже богов изображали в виде кошек.

В Китае кошка сим­во­ли­зи­ро­ва­ла материнство. Верили, что если по­ве­сить на дверь ком­на­ты молодой ма­те­ри пучок ко­ша­чьей шерсти, малыш обя­за­тель­но будет счастлив.

Исключаем предложение, содержащее второстепенную пояснительную информацию.

В Китае кошка сим­во­ли­зи­ро­ва­ла материнство.

А в Япо­нии хозяином кошки мог стать толь­ко очень обес­пе­чен­ный человек. Со­дер­жа­ние животного тре­бо­ва­ло огромных расходов: пи­том­ца было при­нято наряжать, кормить толь­ко из зо­ло­той и се­реб­ря­ной посуды спе­ци­аль­но приготовленной пищей и даже при­став­лять к нему пер­со­наль­но­го слугу.

Два предложения объединяем в одно СПП, добавляем подчинительный союзисключаем второстепенную информацию (пояснение причин расходов)

А в Япо­нии хозяином кошки мог стать толь­ко обес­пе­чен­ный человек, так как  со­дер­жа­ние животного тре­бо­ва­ло огромных расходов.

Сегодня кошка - одно из самых лю­би­мых домашних жи­вот­ных и сим­вол уюта, а мно­гие древние при­ме­ты о её по­ве­де­нии сохранились и по сей день.

Оставляем без изменений, так как здесь содержится основная информация

Сегодня кошка - одно из самых лю­би­мых домашних жи­вот­ных и сим­вол уюта, а мно­гие древние при­ме­ты о её по­ве­де­нии сохранились и по сей день.

135 слов

 

81 слово


В текущем учебном году на уроках литературы значительное внимание уделялось обучению учащихся написанию развёрнутого ответа на проблемный вопрос и написанию развёрнутого ответа на проблемный вопрос сопоставительного характера. И учителя, и учащиеся не имеют достаточного опыта в создании работ такого жанра, поэтому необходимо изучить теоретические основы и получить практические навыки.
Развернутый ответ на проблемный вопрос представляет собой текст объёмом 5-10 предложений. Композиция следующая: прямой краткий ответ на поставленный вопрос - аргумент №1 - пример №1 из текста - аргумент №2 - пример №2 из текста - вывод. Для цитирования следует обратиться к тексту произведения. 

Пример развёрнутого ответа на проблемный вопрос

     Какой мы видим Татьяну в начале романа, и изменилась ли она в конце произведения?

    На мой взгляд, Татьяна в конце романа, безусловно, изменилась во многом, но не во всём. 
   В начале романа мы знакомимся с Татьяной - деревенской девушкой, милой, скромной ("Дика, печальна, молчалива,//Как лань лесная боязлива"), мечтательной, романтичной ("Она любила на балконе//Предупреждать зари восход"), воспитанной на французских романах, поэтому мало знающей реальную жизнь ("Ей рано нравились романы;//Они ей заменяли всё"). Встретив Онегина, она искренне полюбила его, но не реального человека, а свою мечту - образ, который нарисовала в своих фантазиях под влиянием любовных романов:
Все для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.
  В конце романа мы вновь встречаем Татьяну, но уже не в деревне, а в столице. Он жена боевого генерала, светская дама, занимающая достойное положение в высшем обществе и научившаяся скрывать свои чувства. Татьяна, в отличие от многих, сохраняет индивидуальность, присущую ей в юности, что по-прежнему выделяет её из толпы:
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех...
Все тихо, просто было в ней.
  На мой взгляд, в Татьяне произошли изменения, соответствующие её новому общественному статусу, но лучшие качества души: простоту, искренность, благородство - ей удалось сохранить. Именно поэтому она честно признаётся Онегину в чувствах и сохраняет верность мужу. (8 предложений, 199 слов) 

Разбор задания с маркировкой текста 

Какой мы видим Татьяну в начале романа, и изменилась ли она в конце произведения?

Краткий ответ, выражение собственной позиции

На мой взгляд, Татьяна в конце романа, безусловноизменилась во многом, но не во всём.

Анализ образа Татьяны в начале романа с опорой на текст

В начале романа мы знакомимся с Татьяной - деревенской девушкой, милой, скромной ("Дика, печальна, молчалива,//Как лань лесная боязлива"), мечтательной, романтичной ("Она любила на балконе//Предупреждать зари восход"), воспитанной на французских романах, поэтому мало знающей реальную жизнь ("Ей рано нравились романы;//Они ей заменяли всё"). Встретив Онегина, она искренне полюбила его, но не реального человека, а свою мечту - образ, который нарисовала в своих фантазиях под влиянием любовных романов:

Все для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.

Анализ образа Татьяны в конце романа с опорой на текст; формулы, подчёркивающие сопоставление

В конце романа мы вновь встречаем Татьянуно уже не в деревне, а в столице. Он жена боевого генерала, светская дама, занимающая достойное положение в высшем обществе и научившаяся скрывать свои чувства. Татьяна, в отличие от многихсохраняет индивидуальность, присущую ей в юности, что по-прежнему выделяет её из толпы:

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех...
Все тихо, просто было в ней.

Вывод, определение собственной позицииопора на текст

На мой взгляд, в Татьяне произошли изменения, соответствующие её новому общественному статусу, но лучшие качества души: простоту, искренность, благородство - ей удалось сохранить. Именно поэтому она честно признаётся Онегину в чувствах и сохраняет верность мужу.


Развёрнутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера - не менее сложный вид творческой работы. Выполняя задание, необходимо дать связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений (но не менее 70 слов!), раскрыть собственное видение проблемы, опираясь на позицию автора произведения; необходимо сопоставить ДВА произведения, обобщить результаты наблюдения и с их помощью раскрыть проблему. 

Важно! Сопоставление проявляется в сравнении персонажей (тем, проблем) РАЗНЫХ литературных произведений! 

Пример развёрнутого ответа на проблемный вопрос сопоставительного характера

Задание 

Прочитайте образец. Найдите в нём композиционные элементы: краткий ответаргумент №1 и примераргумент №2 и примервывод. Найдите слова, выражающие точку зрения автора работы

Разбор задания с маркировкой текста 

1) Прочитайте образец. Найдите в нём композиционные элементы: краткий ответаргумент №1 и примераргумент №2 и примервывод. Найдите слова, выражающие точку зрения автора работы.

Счастливы ли Алмазовы, и в каких художественных произведениях молодые люди помогают друг другу преодолевать жизненные трудности?

   На мой взглядАлмазовы, несмотря на многие трудности в их жизни, счастливы.

     Николай Алмазов счастлив, потому что ему очень повезло с женой. Верочка понимала его без слов, никогда не давала ему падать духом, всегда поддерживала и по мере сил помогала. Именно благодаря Вере он после многих неудач всё же поступил в Академию генерального штаба и стал офицером.
   Верая уверентоже счастлива. Она готова быть для Николая  «переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой», готова жертвовать многим, потому что искренне любит его
   В русской литературе есть и другие примеры такой жертвенной любви, которая помогает героям преодолевать трудности на пути к счастью. Например, в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Гринёв, рискуя жизнью,  спасает любимую из пугачёвского плена, а потом она его вызволяет из тюрьмы, куда он попал по злому наговору.
   Таким образом, можно сделать вывод, что и Алмазовы, и Гринёв с Машей счастливы, так как в основе их отношений – любовь, понимание и поддержка.

При создании развёрнутого ответа на проблемный вопрос учащимся необходимо знать и уметь использовать речевые клише. Например:

Формулирование собственной позиции (тезис)

Я думаю (считаю, уверен, полагаю),что…
Мне кажется…
По моему мнению, по-моему, без сомнения, безусловно, конечно, видимо и т.д. (выделить запятой!)

Формулировка аргументов

Во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д. (выделить запятой!)
В качестве аргумента (аргументов) хочется привлечь…
В основе моей точки зрения лежит… Важно отметить, что…
Из этого следует, что…
В этой связи ясно, что…
Разумеется (очевидно), что…
Кроме того…
Формулировка примера
Позволю себе (попробую) пояснить сказанное…
Обратимся к примеру…
Приведем пример…
Один из ярких примеров…
Я привел этот пример для того, чтобы убедиться…
В качестве примера хочется…
Приведем пример того, как…
Например, к примеру (выделить запятой!)

Формулировка вывода 

Наконец, итак, вот почему, значит, в общем, следовательно, таким образом и т.д. (выделить запятой!)
Из всего сказанного следует, что…
В заключение можно сказать, что…
В итоге можно прийти к выводу (к заключению) о том, что…
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что…
Можно сделать заключение (вывод), что…
Подводя итог… ( выделить запятой деепричастный оборот!)
Прихожу к выводу…
Очевидно, что…
Нет сомнения в том, что…
Продолжая (заканчивая) мысль… 
Выражение своего отношения к различным точкам зрения
Я разделяю точку зрения (кого?)…
Нельзя не согласиться с мнением (кого?) о том…
Нельзя принять утверждение ( кого? О чем?) потому что…
Хочется отвергнуть взгляд (взгляды) (кого?)…
Дискуссионной (спорной) представляется точка зрения ( кого? На что?)
Следует признать (отметить), что…

Сравнительный анализ

Н., так же, как и Б, ,.. 
Б, в отличие от Н., …

     Знание этих речевых клише и умелое использование их поможет учащимся структурировать работу, грамотно построить предложение, точно сформулировать мысль. 

    Текущий учебный год подходит к концу. Хочется пожелать и коллегам, и учащимся успешного его завершения и максимальной реализации собственного потенциала и жизненных планов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий