Тема: Профессиональная деятельность педагога-словесника в условиях внедрения ГОС и в условиях современных вызовов
Вопросы для рассмотрения
1. Подготовка к ГИА по русскому языку в формате ОРЭ-2022. Сжатое изложение: теория и практика:
• рекомендации для учащихся;
• разбор задания с маркировкой текста
2. Творческие работы нового типа: развёрнутый ответ на проблемный вопрос, развёрнутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера:
• примеры ответов;
• разбор заданий с маркировкой текста;
• речевые клише.
Современная школа живёт в условиях стремительно меняющегося мира. Новые условия жизни общества требуют и нового подхода к работе системы образования, к содержанию учебно-воспитательного процесса, к уровню профессиональной компетентности учителя. Работа над повышением методического мастерства является важнейшим направлением работы учителя словесности в современной школе. Именно учителю отведена главная роль в реализации основных требований ГОС ДНР. Одна из задач работы Школы молодого учителя – помочь педагогу в обретении педагогического опыта и совершенствовании педагогического мастерства.
В 2021-2022 учебном году обучающиеся 9 классов будут впервые сдавать обязательный республиканский экзамен (ОРЭ) по русскому языку. Экзаменационная работа состоит из 3 частей: сжатое изложение, тестовые задания, сочинение. Поговорим о части первой.
Сжатое изложение текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности. Необходимо сохранить только самое главное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом.
Чтобы сжато пересказать текст, необходимо знать приёмы компрессии текста. К ним относятся:
1) исключение:
- сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
- пропуск предложений, содержащих второстепенные факты, предложений с описаниями и рассуждениями;
2) обобщение:
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
- замена предложения/фрагмента предложения местоимением с обобщающим значением;
3) упрощение:
- замена СПП простым;
- замена прямой речи косвенной;
- разделение сложного предложения на сокращенные простые.
В процессе подготовки к экзамену учащимся следует ознакомиться с рекомендациями по написанию сжатого изложения.
Рекомендации
2. Сформулируйте основную мысль.
3. Выделите основные микротемы текста.
4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.
5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.
6. Перечитайте работу и отредактируйте её в соответствии с нормами русского литературного языка.
Разберём одно из заданий по написанию сжатого изложения.
Задание
Прослушайте текст «Кошка была приручена…» и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Текст прослушайте дважды.
Расшифровка аудиозаписи
Разбор задания с маркировкой текста
Исходный текст |
Приём сокращения |
Сжатое изложение |
Кошка
была приручена в Древнем Египте примерно 5 тысяч лет назад. |
Оставляем
без изменений, нет причин для сокращения, так как данная информация является
ключевой. |
Кошка
была приручена в Древнем Египте примерно 5 тысяч лет назад. |
Египет
был крупнейшей аграрной державой, и запасы зерна необходимо было оберегать
от нашествий грызунов. |
Исключаем
слово нашествий, оно не является
ключевым. |
Египет
был крупнейшей аграрной державой, и запасы зерна необходимо было оберегать
от грызунов. |
Пушистых охотников, истребляющих крыс и мышей, египтяне
считали священными животными. |
Заменяем
длинное описание-пояснение словом кошек. |
Кошек египтяне считали
священными животными. |
Не случайно у верховного бога Египта Ра была кошачья голова, а богиню
плодородия и материнства Бастет изображали в
виде кошки. |
Исключаем
длинное описание богов. |
Даже
богов изображали в виде кошек. |
В Китае
кошка символизировала материнство. Верили,
что если повесить на дверь комнаты молодой матери пучок кошачьей
шерсти, малыш обязательно будет счастлив. |
Исключаем предложение,
содержащее второстепенную пояснительную
информацию. |
В Китае
кошка символизировала материнство. |
А в Японии
хозяином кошки мог стать только очень обеспеченный человек. Содержание
животного требовало огромных расходов: питомца
было принято наряжать, кормить только из золотой и серебряной посуды
специально приготовленной пищей и даже приставлять к нему персонального
слугу. |
Два
предложения объединяем в одно СПП, добавляем подчинительный союз, исключаем второстепенную информацию (пояснение
причин расходов) |
А в Японии
хозяином кошки мог стать только обеспеченный человек, так как содержание животного
требовало огромных расходов. |
Сегодня
кошка - одно из самых любимых домашних животных и символ уюта, а многие
древние приметы о её поведении сохранились и по сей день. |
Оставляем
без изменений, так как здесь содержится основная информация |
Сегодня
кошка - одно из самых любимых домашних животных и символ уюта, а многие
древние приметы о её поведении сохранились и по сей день. |
135 слов |
|
81 слово |
Пример развёрнутого ответа на проблемный вопрос
Какой мы видим Татьяну в начале романа, и изменилась ли она в конце произведения?
Все для мечтательницы нежнойВ единый образ облеклись,В одном Онегине слились.
Она была нетороплива,Не холодна, не говорлива,Без взора наглого для всех,Без притязаний на успех...Все тихо, просто было в ней.
Разбор задания с маркировкой текста
Какой мы видим Татьяну в начале романа, и изменилась ли она в конце
произведения? |
|
Краткий ответ, выражение собственной позиции |
На мой взгляд, Татьяна в конце романа, безусловно, изменилась во многом, но не во всём. |
Анализ образа Татьяны в начале романа с опорой на текст |
В начале романа мы знакомимся с Татьяной - деревенской
девушкой, милой, скромной ("Дика,
печальна, молчалива,//Как лань лесная боязлива"), мечтательной,
романтичной ("Она любила на балконе//Предупреждать
зари восход"), воспитанной на французских романах, поэтому мало
знающей реальную жизнь ("Ей рано
нравились романы;//Они ей заменяли всё"). Встретив Онегина, она
искренне полюбила его, но не реального человека, а свою мечту - образ,
который нарисовала в своих фантазиях под влиянием любовных романов: Все для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.
|
Анализ образа Татьяны в конце романа с опорой на текст; формулы,
подчёркивающие сопоставление |
В конце романа мы вновь встречаем Татьяну, но
уже не в деревне, а в
столице. Он жена боевого генерала, светская
дама, занимающая достойное положение в высшем обществе и научившаяся скрывать свои чувства. Татьяна, в отличие от многих, сохраняет индивидуальность, присущую ей в юности,
что по-прежнему выделяет её
из толпы: Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех...
Все тихо, просто было в ней.
|
Вывод, определение собственной
позиции, опора на текст |
На мой взгляд, в Татьяне произошли
изменения, соответствующие её новому общественному статусу, но лучшие качества души: простоту,
искренность, благородство - ей удалось
сохранить. Именно поэтому она
честно признаётся Онегину в чувствах и сохраняет верность мужу. |
Важно! Сопоставление проявляется в сравнении персонажей (тем, проблем) РАЗНЫХ литературных произведений!
Пример развёрнутого ответа на проблемный вопрос сопоставительного характера
Задание
Прочитайте образец. Найдите в нём композиционные элементы: краткий ответ, аргумент №1 и пример, аргумент №2 и пример, вывод. Найдите слова, выражающие точку зрения автора работы.
Разбор задания с маркировкой текста
1) Прочитайте образец. Найдите в нём композиционные элементы: краткий ответ, аргумент №1 и пример, аргумент №2 и пример, вывод. Найдите слова, выражающие точку зрения автора работы.
Счастливы ли Алмазовы, и в каких художественных произведениях молодые люди помогают друг другу преодолевать жизненные трудности?
Николай Алмазов счастлив, потому что ему очень повезло с женой. Верочка понимала его без слов, никогда не давала ему падать духом, всегда поддерживала и по мере сил помогала. Именно благодаря Вере он после многих неудач всё же поступил в Академию генерального штаба и стал офицером.
Вера, я уверен, тоже счастлива. Она готова быть для Николая «переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой», готова жертвовать многим, потому что искренне любит его.
В русской литературе есть и другие примеры такой жертвенной любви, которая помогает героям преодолевать трудности на пути к счастью. Например, в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Гринёв, рискуя жизнью, спасает любимую из пугачёвского плена, а потом она его вызволяет из тюрьмы, куда он попал по злому наговору.
Таким образом, можно сделать вывод, что и Алмазовы, и Гринёв с Машей счастливы, так как в основе их отношений – любовь, понимание и поддержка.
При создании развёрнутого ответа на проблемный вопрос учащимся необходимо знать и уметь использовать речевые клише. Например:
Формулирование собственной позиции (тезис)
Мне кажется…
По моему мнению, по-моему, без сомнения, безусловно, конечно, видимо и т.д. (выделить запятой!)
Формулировка аргументов
В качестве аргумента (аргументов) хочется привлечь…
В основе моей точки зрения лежит… Важно отметить, что…
Из этого следует, что…
В этой связи ясно, что…
Разумеется (очевидно), что…
Кроме того…
Формулировка примера
Позволю себе (попробую) пояснить сказанное…
Обратимся к примеру…
Приведем пример…
Один из ярких примеров…
Я привел этот пример для того, чтобы убедиться…
В качестве примера хочется…
Приведем пример того, как…
Например, к примеру (выделить запятой!)
Формулировка вывода
Из всего сказанного следует, что…
В заключение можно сказать, что…
В итоге можно прийти к выводу (к заключению) о том, что…
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что…
Можно сделать заключение (вывод), что…
Подводя итог… ( выделить запятой деепричастный оборот!)
Прихожу к выводу…
Нет сомнения в том, что…
Продолжая (заканчивая) мысль…
Выражение своего отношения к различным точкам зрения
Я разделяю точку зрения (кого?)…
Нельзя не согласиться с мнением (кого?) о том…
Нельзя принять утверждение ( кого? О чем?) потому что…
Хочется отвергнуть взгляд (взгляды) (кого?)…
Дискуссионной (спорной) представляется точка зрения ( кого? На что?)
Следует признать (отметить), что…
Сравнительный анализ
Б, в отличие от Н., …
Знание этих речевых клише и умелое использование их поможет учащимся структурировать работу, грамотно построить предложение, точно сформулировать мысль.
Текущий учебный год подходит к концу. Хочется пожелать и коллегам, и учащимся успешного его завершения и максимальной реализации собственного потенциала и жизненных планов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий