25.03.2022
Тема: Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы
Цель: определить особенности характеров персонажей, их роль в произведении
1. Теоретический блок
1.1. Изучите особенности характеров персонажей, выбрав источник по желанию:
1) Чичиков: читать главу 11 по книге или ЗДЕСЬ
ПОМОЩЬ: видеоурок
2) Чичиков у Плюшкина - читать гл. 6 по книге или ЗДЕСЬ
ПОМОЩЬ: видео
1.2. Изучите материал таблиц:
История жизни Павла Ивановича ЧИЧИКОВА |
|
Детство |
Не
имел знатного происхождения, в семье не было материального достатка, все
было серо, уныло, болезненно - «вот бедная картина первоначального его
детства, о котором едва сохранил он бледную память». |
Образование а)
наказ отца б)
обретение собственного опыта |
Получил
образование в классах городского училища, куда его отвез отец и дал следующее
наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше
всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то,
хоть, и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход, всех
опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло
на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе
полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя
угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее
всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя
выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь, все
прошибешь на свете копейкой». Сумел
построить отношения с товарищами по классу таким образом, что они его
угощали; сумел собрать денег, прирастив их к оставленной отцом полтине. Для
накопления денег использовал любые возможности: ?
слепил из воска снегиря, раскрасил его и продал; ?
накупил на рынке съестного, предлагал проголодавшимся одноклассникам из тех,
кто был побогаче; ?
выдрессировал мышь, научил ее вставать на задние лапки и продал; ?
был самым прилежным и дисциплинированным учеником, умеющим предупреждать
любое желание учителя. |
Служба а)
начало службы б)
продолжение карьеры |
«Местечко
досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или сорок рублей в год...»
Благодаря железной воле, умению себе во всем отказать, сохраняя при этом
аккуратность и приятность внешности, сумел выделиться среди таких же
«невзрачных» служащих: «...Чичиков представлял во всем совершенную
противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным
неупотреблением никаких крепких напитков». Для
продвижения по службе воспользовался уже испробованным способом - угождение
начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, которую «влюбил» в себя. С
этого момента он стал «человеком заметным». Служба
в комиссии «для построения какого-то казенного капитального строения». Стал
позволять себе «некоторые излишества»: хороший повар, хорошие рубашки,
дорогая ткань для костюмов, приобретение пары лошадей... Вскоре
вновь потерял «теплое» местечко. Пришлось поменять два- три места. «Добрался
до таможни». Провернул рискованную операцию, на которой сначала обогатился,
а потом «погорел» и потерял почти все. |
Приобретение
«мертвых душ» Как
появилась идея приобретения. |
После
того как Чичикова выгнали со службы в таможне, он пробует найти новую службу.
«И в ожидании лучшего принужден был даже заняться званием поверенного». |
Появление
Чичикова в губернском городе |
Применяя
практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел
очаровать и губернский город, и усадьбы. Быстро разгадав человека, он умеет
найти подход к каждому. Остается только поражаться неистощимому разнообразию
всех «оттенков и тонкостей его обращения». |
«Неодолимую
силу характера», «расторопность, проницательность и прозорливость», все свое
умение обворожить человека пускает Чичиков в ход, чтобы достичь желаемого
обогащения. |
ПЛЮШКИН |
|
Портрет |
«Долго
он [Чичиков] не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик.
Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот,
на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос
показался ему несколько сиплым для женщины...» «...маленькие глазки еще не
потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда высунувши из
темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают,
не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый
воздух...» |
Характеристика |
В
Плюшкине нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Вещи для него дороже
людей, в которых он видит только мошенников и воров. Бессмысленная скупость,
царящая в душе Плюшкина, порождает в нем недоверие и враждебность ко всему
окружающему, жестокость и несправедливость по отношению к крепостным. |
Усадьба |
Всюду
в доме царил беспорядок: «. ..казалось, как будто в доме происходило мытье
полов и сюда на время нагромоздили всю мебель...» Выразительно описание села
Плюшкина, с его пришедшей в полную негодность бревенчатой мостовой, с
«особенной ветхостью» деревенских изб, с огромными кладями сгнившего хлеба, с
господским домом, который выглядел каким-то «дряхлым инвалидом». Все пришло в
полный упадок, крестьяне «мрут, как мухи», десятки числятся в бегах. |
Образ
жизни |
Автор
сталкивает две эпохи жизни Плюшкина: когда «все текло живо» и когда он
обратился в «прореху на человечестве». Следя за переменами в жизни Плюшкина,
нельзя не заметить, что «омертвение» души начинается с бедности чувств.
Кажется, что человечность недоступна Плюшкину. Не знай мы о том, что Плюшкин
когда-то был добрым семьянином, разумным хозяином и даже приветливым
человеком, образ, созданный Гоголем мог вызвать скорее усмешку. Рассказанная
история жизни Плюшкина делает этот образ скорее трагическим, нежели
комическим. Пользуясь приемом контраста, Гоголь заставляет читателя
сопоставить человеческое и уродливо-безобразное в пределах одной жизни. |
Автор
восклицает: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!
Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может
статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если
бы показали ему его портрет в старости». |
Используя изученный материал, расскажите об одном из персонажей. В сообщении должны быть отражены внешность, черты характера, роль в произведении. Цитирование способствует получению более высокой отметки. Пришлите голосовое сообщение ВК после урока.
3. Домашнее задание: выучить наизусть один из отрывок (глава 11): прислать аудио (на "3") или видео (на "5") до следующего урока.
Тексты отрывков:
1) "Эх, тройка!"
Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем, с одним топором да долотом, снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит чорт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню — кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход! и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.
2) "Русь"
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится, вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий