ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

среда, 23 февраля 2022 г.

Книги о Великой Отечественной войне для молодёжи

Литература о Великой Отечественной войне рассказывает миру правду о трагических страницах истории нашей страны и о героическом подвиге нашего народа, победившем величайшее мировое зло - фашизм. Литература сохраняет историческую Память и воспитывает молодое поколение на священных  традициях дедов и прадедов, силой своего патриотизма, беспримерного героизма и мощью русского оружия установивших мир в Европе на многие десятилетия.

1. Ч. Айтматов "Ранние журавли"

Действие повести происходит во время Великой Отечественнной войны в маленьком киргизском ауле. Мужчины ушли на фронт, в селе остались женщины, дети и старики. Четырнадцатилетний Султанмурат, чей отец на фронте, и его друзья - Анатай и Эркинбек помогают сеять хлеб и выполнять другую работу вместо отцов, ушебших на войну. Однажды ночью конокрады связывают подростков и уводят четырёх лошадей. Детям удаётся высвободиться: Султанмурат на лошади бросается за преступниками, а Анатай и Эркинбек бегут за помощью.

2. А. Адамович "Хатынская повесть"  

Человек в тёмных очках и с белой тростью едет в автобусе в Хатынь. Окружающие относятся к нему с уважением и называют «Флёрой». В автобусе люди, которые в годы войны стражались в партизанском отряде. Они едут на открытие памятника. Флёра погружается в воспоминания, как он 16-летним подростком стал свидетелем страшной расправы: эсэсовцы окружили его деревню, всех жителей загнали в сарай и подожгли. Чудом удалось Флере вырваться из этого страшного костра и добраться до партизан. 

3. Г. Бакланов "Навеки девятнадцатилетние"  

Шла Великая Отечественная война. Лейтенант Володя Третьяков, воевавший с декабря 1941-го, был направлен с фронта в артиллерийское училище. Осенью 1943 года, окончив восьмимесячные офицерские курсы, он возвращается из тыла на фронт. Несмотря на суровое для страны время, молодой лейтенант испытывает первое чувство любви к старшекласснице Саше, красивой девушке с длинными русыми косами. Лейтенант Третьяков погиб, совсем немного не дожив до своего двадцатилетия, на юге Украины весной 1944 года…

4. Е. Ильина "Четвёртая высота" 

Повесть о короткой, но яркой и героической жизни молодой советской актрисы Гули Королёвой, которая начала свою карьеру в кино в 4 года, а в мае 1942 года в 19 лет по своей воле пошла на фронт. Еще в детстве Гуля научилась преодолевать трудности, воспитывать характер. Каждую свою маленькую победу она называла взятой высотой. Последняя, самая трудная высота, была её подвигом. Гуля Королёва героически погибла в боевых действиях при взятии высоты 56,8 под Сталинградом. 

5. М. Колосов "Три круга войны" 

Эта повесть о судьбе  простого донбасского паренька Василия Гурина, почти два года находившегося на территории, оккупированной гитлеровцами.  В книге рассказывается о том, как Гурин бежал из фашистской оккупации и стал солдатом, как в ходе сражений Великой Отечественной войны закаляется его характер и выковывается настоящий советский воин — смелый, душевный, самоотверженный. От порога родного дома до самого фашистского логова, Берлина,— таков путь Василия Гурина, рядового пехоты, затем курсанта и старшего сержанта. 

6. Ю. Яковлев "Зимородок"  

"Ветер раздувал купол парашюта, и натянутые стропы волокли бойца по мокрой траве. Он был похож на парусный корабль, который буря выкинула на берег",
- так начинается повесть о страшных, но героических событиях Великой Отечественной войны. Спустя много лет после войны мальчишки со станции Река нашли в лесу полуистлевший предмет. Они долго очищали его от земли, пока не сообразили, что это парашют. За этой находкой стоит судьба подростка, которого в партизанском отряде за смелость прозвали Зимородком - по имени маленькой, но бесстрашной птички.

7. А. Рыбаков "Неизвестный солдат" 

Любознательный Крош увлекается расследованием загадочных происшествий. Крош - это московский старшеклассник, Сергей Крашенинников. Сдав заключительный экзамен на "4", он приезжает к своему деду в маленький городок Корюков: "Я единственный внук, и дедушка меня любит. Я его тоже очень люблю. Он осенил мое детство добрыми воспоминаниями. Они до сих пор волнуют и трогают меня.Повесть «Неизвестный солдат» рассказывает о том, как Крош, работая на строительстве новой дороги, обнаруживает могилу неизвестного солдата и задается целью установить его имя. 

8. Б. Полевой "Золото" 

"Днем и ночью через площадь, мимо отделения банка, громыхали пыльные грузовики, нагруженные ящиками, тюками, мебелью. Тянулись усталые люди с мешками, с узлами, с молчаливыми детьми на руках... Один за другим закрывали в банке свои счета уезжавшие на восток заводы, институты, учреждения. Отделение банка должно было работать до полной эвакуации города". В начале войны в банк приграничного городка перед самым приходом немцев поступают огромные ценности. Между тем, в эвакуированном банке остались лишь двое сотрудников - старый кассир и юная машинистка. Они решаются на почти невозможное: вынести золото с оккупированной территории. 

9. В. Пикуль "Мальчики с бантиками" 

"Юность… Она была тревожной, как порыв ветра, ударивший в откинутое крыло паруса... Тогда было суровое время жертв, и мы были готовы жертвовать. Многие из нас тогда же ступили на палубы боевых кораблей". Книга В. Пикуля посвящена суровому военному времени. В морских боях и десантах погибло много моряков. Для пополнения флота решено было организовать Школу Юнг на Соловецких островах. Ребята ждали морской романтики, военных учений, мечтали о фронте. 

10. Э. Казакевич "Звезда" 

"...прошлое уже казалось чрезвычайно далеким. Не зная, сколько еще продлится война, они ушли в нее с головой. Война стала для них бытом и этот взвод – единственной семьей. Семья! Это была странная семья, члены которой не слишком долго наслаждались совместной жизнью. Одни отправлялись в госпиталь, другие – еще дальше, туда, откуда никто не возвращается. Была у нее своя небольшая, но яркая история, передаваемая из «поколения» в «поколение»". Повесть "Звезда" - одно из самых лучших и честных произведений о Великой Отечественной Войне. "Звезда" - позывные группы войсковых разведчиков, ушедших в рейд по вражеским тылам, чтобы ценой своих жизней добыть сведения о танковой дивизии СС. 

вторник, 22 февраля 2022 г.

С Днём Защитника Отечества! Из истории праздника

23 февраля в России, в ДНР и ряде других стран постсоветского пространства отмечается День защитника Отечества. Он учрежден 27 января 1922 в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике (РСФСР). Праздник соотносится непосредственно с Красной армией, датой ее формирования и сражениями с Германской имперской армией в феврале 1918. 

Комиссия по призыву рабочих и крестьян в Красную армию, 1918 

23 февраля служит главным образом символом памяти и уважения истории России, героев, которые имели мужество встать на защиту своей Родины. 

Рабоче-крестьянская Красная армия (РККА), 1918 год

История России содержит немало событий, ставших символами беспримерного героизма и великой воинской славы страны и её народа: 

Дни воинской славы России

Название праздника менялось исторически в связи с официальным переименованием вооруженных сил страны: 

  • с 1922 – День Красной армии; 
  • с 1946 – День Советской армии; 
  • 1949-1995 – День Советской армии и Военно-морского флота; 
  • 1995-2006 – День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии в 1918 г. – День защитников Отечества. 
  • С 2006 – День защитника Отечества. 

Со времен СССР в этот день вручаются памятные награды ветеранам войны. Позже к ним добавились солдаты, участвующие в различных военных кампаниях, в том числе иностранных, а также ветераны боевых действий. Таким образом, в День защитника Отечества вспоминают военнослужащих, которые сражались за Родину когда-либо, а также выражают уважение современным солдатам. 

Именно вручение грамот и памятных знаков солдатам стало началом традиции дарить подарки мужчинам 23 февраля, которая продолжается по сегодняшний день. 

Источник 

среда, 16 февраля 2022 г.

8_Факультатив "Знай и люби родной язык". Краткие прилагательные

 16.02.2022

Тема: Наблюдение за использованием кратких прилагательных в поэтической речи, в произведениях устного народного творчества.

Цель: углубить знания о кратких прилагательных; проследить их употребление в фольклоре

1. Прочитайте высказывание А. Н. Толстого. С какой целью писатель  использовал в своей речи прилагательные?

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… (А.Н.Толстой)

2. Известно, что качественные прилагательные имеют краткую форму (отвечает на вопросы КАКОВ? КАКОВА? КАКОВО? КАКОВЫ?).  В предложении краткая форма прилагательного обозначает признак как состояние предмета и выступает в роли главного члена предложения, поясняющего подлежащее, или части составного именного сказуемого. 

Интересно, что краткая форма часто используется в поэтической речи и в фольклорных произведениях.

3. Выполните задание: проведите наблюдение за использованием кратких прилагательных в фразеологизмах и поэтической речи. Как вы думаете, почему народ и поэты выбирают именно краткую форму? Пришлите фото результата учителю ВК после занятия.

7_Факультатив "Знай и люби родной язык". Использование синонимов в речи

 16.02.2022

Тема:  Использование синонимов в речи

Цель: углубить знания о синонимах; познакомить с примерами использования синонимов в речи

Дорогие семиклассники! Мы продолжаем разговор о синонимах; сегодня нас интересует использование синонимов в речи, в художественной литературе.

Вы знаете, что синонимы разнообразят нашу речь. Чем больше в языке синонимов, тем богаче язык, чем чаще мы употребляем синонимы в своей речи, тем ярче, выразительнее она становится. Синонимы точнее, ярче передают мысли, позволяют выразить многообразие оттенков того или иного явления, качества…

Изучите урок, выполните одно упражнение по выбору. Пришлите фото результата учителю ВК после урока. 

Переход к занятию ЗДЕСЬ

вторник, 15 февраля 2022 г.

11_Индивидуальный проект. Дискуссия (продолжение)

 16.02.2022

Тема: Дискуссия 

Цель: углубить знания о дискуссии как разновидности публичной речи; помочь подготовиться к возможной дискуссии по проблеме индивидуального проекта

1. Теоретический блок

Изучите теоретический материал по теме. Сделайте выписки, которые помогут вам освоить тему и подготовиться к возможному участию в дискуссии

Вы уже знаете, что дискуссия - обсуждение вопроса, проблемы; разновидность спора, направленного на достижение истины и использующего только корректные приёмы ведения спора. Другими словами, дискуссия - одна из форм организации публичного спора, когда сталкиваются противоположные или разнообразные точки зрения. Опыт показывает, что школьники, в том числе и выпускники, слабо владеют навыками устных публичных выступлений, навыками ведения дискуссий, не умеют доказывать и аргументировать выдвигаемый тезис. Типичные ошибки, допускаемые школьниками в доказательствах, свидетельствуют о том, что ученики слабо знакомы со структурой доказательства, с возможными уловками и ошибками в аргументативных текстах. 

Говоря о дискуссии, следует сказать о культуре дискуссионного общения, которая проявляется прежде всего в умении слушать, выражать согласие с оппонентом, корректно возражать ему, умело подчинять отбор языковых средств своему коммуникативному намерению. 

Подчеркну, что дискуссия - это особый спор, который предполагает не упрямую попытку непременно отстоять свое мнение во что бы то ни стало, а обоснованно, взвешенно доказать истину по каким - то общественно или научно значимым проблемам в присутствии заинтересованных слушателей.

Дискуссия - это выяснение и сопоставление разных точек зрения, нахождение нравственного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, т.к. её участники сами приходят к тому или иному выводу. Участники дискуссии, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к следующим результатам: 
- найти общее решение вопроса;
- прийти к единому мнению в споре;
- установить истину.

Основные умения для участника дискуссии:

- четко формулировать тезис и аргументировать его;
- находить ошибки и уловки в структуре доказательства, "противника" с целью их опровержения;
- выразить согласие или несогласие с точкой зрения оппонента;
- подчинять отбор языковых средств коммуникативному намерению.

2. Практический блок 

Важное умение участника дискуссии - умение выстраивать логичную систему аргументов. Рассмотрите таблицу №1 и расскажите (тренируйте устную речь!) об  основных типах аргументов. Какие аргументы отнесены в таблице к сильным? Как вы думаете, почему? Какие еще аргументы вы бы отнесли к сильным? Обоснуйте свое мнение. Рассмотрите таблицу №2. Почему указанные аргументы считаются слабыми?

Таблица №1


Таблица №2

3. Домашнее задание

Продолжите работу над индивидуальным проектом; завершите его описание. Подумайте, какие моменты вашей работы могут привести к возникновению дискуссии? Подготовьте систему аргументов по проблемным вопросам.

9_Русский язык. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений

 16.02.2022

Тема: Культура речи. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль

Цель: узнать, что такое синтаксические синонимы и каковы особенности их употребления; научиться выявлять и создавать синтаксические синонимы

1. Теоретический блок

1.1. Синтаксические синонимы - это такие конструкции (предложения), которые совпадают по своему значению, но различаются по структуре. Синтаксические синонимичные предложения способны заменять друг друга, не теряя смысла. 

Пример синтаксической синонимии словосочетаний:

шерстяной костюм - костюм из шерсти

берёзовый сок - сок берёзы

лисий хвост- хвост лисы

Пример синтаксической синонимии простых предложений:

Я нездорова. - Мне нездоровится.

Он не спит. - Ему не спится.

1.2. Синтаксическая синонимия сложных предложений предполагает замену одних предложений другими. При этом смысл сохраняется, но структура предложений будет разной. 

Например:

Я упорно работал, и мой труд оценили высоко (ССП). - Мой труд оценили высоко, потому что я упорно работал (СПП). - Я упорно работал — мой труд был оценен высоко (БСП).

Синтаксическая синонимия делает нашу речь богаче и разнообразнее. Синтаксическую синонимию удобно использовать при пересказе текста, например, при написании изложения, особенно сжатого. 

По желанию дополнительно подробнее ЗДЕСЬ

2. Практический блок. Выполните задания по образцу

ОБРАЗЕЦ

Задание: подберите синтаксические синонимы к предложению:
Тропинка закончилась, и мы остановились.
а) СПП с придаточным причины
б) СПП с придаточным времени
в) БСП
Ответ:
а) Мы остановились, потому что тропинка закончилась.
б) Когда тропинка закончилась, мы остановились.
в) Мы остановились: тропинка закончилась. 

Задание 1. Подберите синтаксические синонимы к предложению:

Я стараюсь учиться и успешно сдам экзамены.

а) СПП с придаточным цели
б) СПП с придаточным причины

Задание 2. Подберите синтаксические синонимы к предложению: 

Пригреет солнце, и распустятся первые цветы.

а) СПП с придаточным времени
б) СПП с придаточным причины

Задание 3. Подберите синтаксические синонимы к предложению: 

Мы стояли на высокой горе и всё хорошо видели. 

а) СПП с придаточным причины
б) СПП с придаточным следствия
в) СПП с придаточным времени

3. Домашнее задание

Подготовка к ОРЭ. Выполните задание ЗДЕСЬ

7_Русский язык. Самостоятельные и служебные части речи

 16.02.2022

Тема: Самостоятельные и служебные части речи

Цель: научиться различать самостоятельные и служебные части речи

1. Теоретический блок

1) Изучите тему, посмотрев видеоурок-презентацию:

2) Ознакомьтесь с материалом учебника - §51, стр.134

3) Устно расскажите о частях речи по таблице:


2. Практический блок

Выполните тестовые задания. Результат НЕ присылайте, я вижу работу в личном кабинете.

3. Домашнее задание

1) Изучить теорию §51
2) Выполнить упр.325
Пришлите фото работы учителю ВК в течение дня.