ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

воскресенье, 5 декабря 2021 г.

8_Литература. Лабораторная работа по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"


ПОМОЩЬ! 
- читать полностью действие I ЗДЕСЬ
- читать кратко действие I ЗДЕСЬ 
- смотреть краткий рисованный пересказ ЗДЕСЬ
- характеристика чиновников ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ
- смотреть видеоурок ЗДЕСЬ
- смотреть художественный фильм ЗДЕСЬ
- смотреть спектакль Малого театра ЗДЕСЬ

Лабораторная работа на тему «Уездный город и его чиновники» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», действие I)

Цель: проследить по тексту комедии, как чиновники города относятся к своим обязанностям и что высмеивает в их образах Гоголь

Чиновник, сфера деятельности

«Грешки»

Черты характера

1. Сквозник-Дмухановский, городничий

«взятки берут все, и чем выше чин, тем больше взятка»; разворовал городскую казну, оправдывает своё воровство низкой зарплатой; мечтает стать генералом, не работая на благо государства; не занимается благоустройством города, не реагирует на жалобы горожан; унижает людей, попустительствует взяточничеству городских чиновников

Взяточник, грубый, наглый, хитрый

2. Ляпкин-Тяпкин, судья


 

 

3. Земляника, попечитель богоугодных заведений


 

 

4. Шпекин Иван Кузьмич, почтмейстер


 

Вывод: изучив текст комедии и познакомившись с образами чиновников, можно понять, как они относятся к своим обязанностям. Каждый чиновник уездного города отвечает за свою сферу деятельности, но все чиновники  имеют общие черты: … , … , … . Чиновники не выполняют своих прямых обязанностей, под их руководством город … . Гоголь высмеивает в чиновниках …

суббота, 4 декабря 2021 г.

Это интересно! Узнай поэта по стихам о зиме!

В первые дни зимы портал "Культура. РФ" собрал отрывки из стихотворений об этом времени года. Попробуйте угадать, какие описания заснеженной природы — радостные и меланхоличные, лиричные и философские — принадлежат Борису Пастернаку, Александру Пушкину, Сергею Есенину и другим классикам. Кликайте на карточки, чтобы перевернуть их и узнать правильный ответ ЗДЕСЬ.

Источник: портал Культура. РФ

9_Русский язык. Лингвистический анализ текста

 Лингвистический анализ текста

Прочитайте текст и выполните его лингвистический анализ

1) Последние годы во всём мире идёт озабоченный разговор о воде. 2) Вода становится одной из главных ценностей на земле. 3) Жизнь зародилась, осела и развивается около рек, и только-только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течёт. 4) Река всегда кормила, поила и радовала людей. 5) Она всегда была частью их жизни, а сейчас приметы былого, взращённого на реке хозяйства исчезли. 6) У реки только брали, но нисколько её не берегли. (В. Песков.)

Задания

1. Из предложения 6 выпишите слово, в котором количество звуков больше, чем количество букв. 

2. Из предложения 3 выпишите слово ЗАРОДИЛАСЬ и выполните его морфемный анализ.

3. Из предложения 3 выпишите слово ПРОБИВШИЙСЯ и выполните его словообразовательный анализ.

4. Прочитайте толкование слова ЦЕННОСТЬ. Укажите букву, под которой указано то значение, в котором это слово употреблено в предложении 2.

А) ценность - выраженная в деньгах стоимость чего-нибудь, цена.

Б) ценность - важность, значение

5. Из предложения 3 выпишите производный предлог

6. Из предложения 1 выпишите причастие, объясните правописание суффикса. Запишите собственный пример на это же правило.

7. Из предложения 5 выпишите ГО, укажите тип сказуемого.

8. Из предложения 5 выпишите причастный оборот.

9. Составьте схему предложения 6, укажите вид предложения (простое/сложное; если простое - осложнённое/неосложнённое; если сложное - ССП/СПП/БСП)

10. Из предложения 1 выпишите пример инверсии.

пятница, 3 декабря 2021 г.

9_Родная литература. Подготовка к проверочной работе

Учебник Родная литература, 9 класс ЗДЕСЬ, нажмите кнопку Читать онлайн (справа)

Проверочная работа по теме «Россия – Родина моя»

1. Прочитайте отрывок из русской народной песни «Как не две тученьки не две грозные» и ответьте кратко (1-2 предложения) на вопросы: 1) какому событию посвящена песня? 2) о каких двух «силах-армеюшках» говорится в песне?

Как не две тученьки не две грозные
Вместе соходилися—
Как две силы-армеюшки
Вместе соезжалися:
Как одна сила-армеюшка
Она Царя Белого,
Как вторая сила-армеюшка
Короля французского.

2. Оксю́морон это особая стилистическая фигура, сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Например, «Живой труп», «Плохой хороший человек». Из предложенных отрывков стихотворений выпишите примеры оксюморона. Объясните кратко (1-2 предложения), с какой целью их используют Пушкин и Цветаева?

1) Но стали ж мы пятою твердой
    И грудью приняли напор
    Племен, послушных воле гордой,
    И равен был неравный спор.
    (А. С. Пушкин «Бородинская годовщина»)

2) Вам все вершины были малы
    И мягок — самый черствый хлеб,
    О, молодые генералы
    Своих судеб!
    (М. И. Цветаева «Генералам двенадцатого года)

3. В. Г. Белинский писал: «Россия явилась вдруг с двумя столицами – старою и новою». Назовите эти две столицы. Какую из них и когда основал Пётр Первый?

4. Установите соответствие между автором и произведением:

1  А. С. Пушкин

А) «Петербургские строфы»

2  О. Э. Мандельштам

Б) «Стихи о Петербурге»

3  А. А. Ахматова

В) «Над Невой»

4.  Д. Самойлов

Г) «Город пышный, город бедный»

5. Выберите для ответа одну из трёх предложенных тем. Составьте связное высказывание (5-10 предложений), последовательно ответив на вопросы (опора на литературный текст приветствуется!). Можете использовать первое предложение в теме в качестве вступления.

1) (стр. 33-35) Современные учёные говорят о Петербургском тексте русской литературы. Что такое Петербургский текст? Какой учёный ввёл это понятие? Кто из русских поэтов/писателей отразил образ Петербурга в своём творчестве? Каким мы видим этот город на страницах литературных произведений? Какие достопримечательности Петербурга вам известны?

2) (стр. 49) В книге Л. В. Успенского «Записки старого петербуржца» одна из глав называется «Фонарики-сударики». Чему посвящена эта глава? Какими были петербургские фонари в разное время? Какие образные выражения использует автор, рассказывая о фонарях, и с какой целью?

3) (стр.69-72) В. Г. Короленко о повести А. П. Чехова «Степь» сказал: «…это как бы несколько маленьких картинок, вставленных в одну большую раму». Согласны ли вы с такой оценкой? Какой вы увидели степь у Чехова? Какая жизнь в ней кипит? Расскажите, как изменилась степь в течение описанного утра.

четверг, 2 декабря 2021 г.

9_Литература. А. С. Пушкин "Евгений Онегин". Материалы к уроку

 Роман в стихах «Евгений Онегин» Пушкина – одно из наиболее известных и значительных произведений Золотого века русской литературы.

Он создавался в 1823 - 1831 годах, публиковался фрагментами, первая полная публикация состоялась в 1833 году. 

Роман состоит из восьми глав. Изначально планировалось 9 глав, но Пушкин переработал структуру романа, сократив главу «Путешествие Онегина». Некоторые части из нее были включены в приложение к роману. Еще часть была исключена из-за опасений поэта политических репрессий.


За исключением писем Татьяны и Онегина, роман написан особой «онегинской строфой». Каждая такая строфа состоит из 14 строк четырёхстопного ямба. Первые четыре строчки рифмуются перекрёстно, строки с пятой по восьмую — попарно, строки с девятой по двенадцатую связаны кольцевой рифмой. Оставшиеся 2 строчки строфы рифмуются между собой.


Всех героев можно разделить на главных и второстепенных. Некоторые из них единожды появляются в тексте, причём на несколько мгновений. Основной массив событий приходится на 12 персонажей. Не все они активно принимают участие в возникшем конфликте, некоторые из них представлены косвенным действием.

Произведение по жанру явялется романом. Жизнь главных героев описывается с разных сторон, многогранно. Читатель может увидеть действие персонажа в разных жизненных ситуациях, узнать, как он проявляет себя в разных социальных ролях. Автору удалось через призму судеб главных героев отразить целую историческую эпоху, раскрыть особенности жизни российского общества XIX века: быт, семейный и общественный уклад, человеческие типы с их характерами, мировоззрением, поведением, образованием, взаимоотношениями, привычками...

События романа охватывают временной промежуток в несколько лет. Такая продолжительность действия - одна изжанровых особенностей.

В романе всегда несколько сюжетных линий. Максимально допустимого значения для сюжетных линий нет. В «Евгении Онегине» главная сюжетная линия заключена во взаимоотношениях Евгения Онегина и Татьяны Лариной.

Существуют и две побочные – первая касается дружбы Ленского и Онегина; вторая – любовного чувства между Ольгой Лариной и Владимиром Ленским.

Характерной чертой романа является и наличие лирических отступлений или дополнительной информации в самом тексте, позволяющей глубже понять суть происходящего. Самыми яркими проявлениями «Евгения Онегина» в этом плане является сон Татьяны, песни девушек, поэзия Владимира Ленского.

вторник, 30 ноября 2021 г.

9_Русский язык. Понятие о сложноподчинённом предложении (материалы к уроку)

 Основные понятия

Сложноподчиненные предложения - это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.

Главное предложение - это предложение, от которого задается вопрос к придаточному предложению

Придаточное предложение - это предложение, которое зависит от главного предложения.

Средства связи — это средства, помогающие правильно выражать синтаксические и смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения (подчинительные союзы и союзные слова).

Подчинительные союзы связывают в сложноподчиненном предложении простые предложения, из которых одно подчинено по смыслу другому, то есть от одного предложения к другому можно поставить вопрос.

Союзные слова - это относительные местоимения (который, что, кого, чем, кем и др.), и наречия (где, куда, откуда и др.), используемые в роли подчинительных союзов- средств связи, с помощью которых придаточное предложение присоединяется к главному. Союзные слова являются членами предложения.

Позиция придаточного предложения - это положение придаточного предложения в сложноподчиненном предложении.

Пояснения:

Подчинительный союз или союзное слово всегда находятся в придаточном предложении.

Союзные слова выделяются ударением и являются членом предложения, так как могут заменять какое-либо слово из главного предложения.

Придаточное предложение может стоять перед главным предложением (препозиция), после- (постпозиция) или внутри него (интерпозиция).

понедельник, 29 ноября 2021 г.

9_Русский язык. Подготовка к ОРЭ-2022. Сжатое изложение. Вариант 2. Кошка была приручена...

Сжатое изложение текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности. Необходимо сохранить только самое главное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом. 

Приёмы компрессии текста

1. Исключение:
- отдельных членов предложения (повторов, синонимов, уточняющих и поясняющих конструкций, некоторых однородных членов предложения); 
- сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; 
- пропуск предложений, содержащих второстепенные факты, предложений с описаниями и рассуждениями;
2. Обобщение:
- замена однородных членов обобщающим словом;
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
- замена предложения/фрагмента предложения местоимением с обобщающим значением
3. Упрощение:
- слияние нескольких предложений в одно;
- замена СПП простым;
- замена прямой речи косвенной;
- разделение сложного предложения на сокращенные простые.

ЗАДАНИЕ 2 (разбор задания см. ниже)

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Текст прослушайте дважды.

Рекомендации по написанию сжатого изложения

1. Определите тему текста.
2. Сформулируйте основную мысль.
3. Выделите основные микротемы текста.
4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение. 
5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой. 

На выбор: аудио или видео