ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

пятница, 19 ноября 2021 г.

9_Родная литература (русская). Города земли русской. Степь раздольная

 19.11.2021 (класс)                                             19.11.2021 (инд. обучение)

Тема: Города земли русской. Петербург в русской литературе. Родные просторы. Степь раздольная

Цель: осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе

Оформите тетради: число, классная работа, тема (запишите ту, которую выьрали)

Доступные (удобно работать) материалы учебника ЗДЕСЬ

Выберите одну тему и изучите её:

Тема 1. Города земли русской. Петербург в русской литературе.

Санкт-Петербург — второй по значимости город нашей страны, основанный в 1703 году Петром I, был столицей Российской империи с 1712 до 1918 года, когда по решению правительства большевиков столица вновь была перенесена в Москву. С 1914 по 1924 год. город назывался Петроградом, а потом был переименован в Ленинград — вплоть до 1991 года, когда ему было возвращено его историческое название — Санкт-Петербург. Санкт-Петербург был и остаётся одним из красивейших городов мира, крупнейшим центром мировой и российской культуры и науки.

1. Изучите материалы по теме ЗДЕСЬ

2. Прочитайте стихотворение А. А. Ахматовой «Вновь Исакий в облаченьи…», ответьте кратко на вопросы ЗДЕСЬ

3. Домашнее задание: познакомьтесь по выбору с другими произведениями о Петербурге. Каким изображён в них город?

А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы»
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»)
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»)

Тема 2. Родные просторы. Степь раздольная

В сознании русского народа степь не просто какая-то местность с характерной для неё природой, а особый уникальный мир, насыщенный преданиями, легендами, сказаниями о русской истории и русском человеке с его широкой душой, устремлённой к бескрайним просторам в долгий и порой опасный путь.

1. Изучите материалы на стр. 66

2. Прочитайте стихотворение П. Вяземского "Степь" на стр. 67-68, ответьте кратко на вопросы на стр. 68

3. Домашнее задание. Прочитайте отрывок из повести А. П. Чехова "Степь" стр.69 - 72, ответьте на вопросы №1-3 на стр. 72

четверг, 18 ноября 2021 г.

8_Литература. А. С. Пушкин. Роман "Капитанская дочка"

 19.11.2021

Тема: А. С. Пушкин. Роман "Капитанская дочка". 

Цели: изучить особенности романа; познакомиться с судьбами героев; подготовиться к контрольному сочинению


1. Теоретический блок. Материалы для изучения 

1.1. По учебнику: 

1) стр. 99-102, 211-213
2) читать роман - стр.102 - 210

1.2. В помощь видеоуроки: познакомьтесь с ТЕМАМИ СОЧИНЕНИЯ (см. Д/З), в соотвествии с темой сочинения выберите тему для изучения, составьте план выбранного видеоурока (НЕ списывание!):

1) история создания ЗДЕСЬ;
2) образ Гринёва ЗДЕСЬ
3) образ Маши Мироновой ЗДЕСЬ

4) образ Пугачёва ЗДЕСЬ
5) общий анализ ЗДЕСЬ
6) краткое содержание ЗДЕСЬ 

1.3. В  помощь читать материалы образовательных сайтов:
1) анализ произведения ЗДЕСЬ
2) анализ произведения ЗДЕСЬ

2. Практический блок
Выполнить тестовые задания ЗДЕСЬ
Пришлите ВК фото с результатом

3. Домашнее задание. Написать черновик сочинения на одну из тем:

1) Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина

ПОМОЩЬ! Сравнить - выявить общее (происхождение, возраст, чин, место службы) и отличия (отношение к службе, к Маше Мироновой, поведение во время бунта)

2) Становление личности Петра Гринёва

3) Образ Пугачёва в произведении "Капитанская дочка"

7_Русский язык. Гласные перед НН в полных и кратких страдательных причастиях

 19.11.2021

Тема: Гласные перед НН в полных и кратких страдательных причастиях

Цель: научиться выбирать гласную перед НН в полных и кратких страдательных причастиях

ВАЖНО! Классную работу выполняем устно + онлайн-тест; для домашней работы оформляем тетради: число, домашняя работа, тема, упражнение

1. Теоретический блок.   

1.1. Выберите наиболее продуктивный для вас спрособ изучения темы:

1) ИЛИ по учебнику: §22 стр.57
2) ИЛИ по видеопрезентации ЗДЕСЬ;
3) ИЛИ по видеоуроку:

1.2. Используя таблицу, объясните - вслух! - выбор гласной перед -НН- в суффиксах причастий:

2. Практический блок.
Выполните тренировочное задание ЗДЕСЬ. Выполните самопроверку, проанализируйте ошибки.

3. Домашнее задание. Выучите теорию §22 стр.57, выполните по выбору одно упражнение: №129 или №130.

9_Литература. Контрольная работа по теме "Из русской литературы XIX века. Часть 1"

 19.11.2021

Тема: Контрольная работа по теме "Из русской литературы XIX века. Часть 1"

Цель: контроль знаний, умений и навыков по теме

!!! Фото работы пришлите ВК после урока

Оформите двойные листочки:

                                                                           Фирко Р., 9-А класс

Девятнадцатое ноября

Контрольная работа по теме "Из русской литературы XIX век. Часть 1"

Тестовые задания

I  уровень

1. Какое произведение не принадлежит перу В.А. Жуковского?

А) «Море»  Б) «Светлана»  В) «Памятник» Г) « Сельское кладбище»

2. Какой основной конфликт пьесы «Горе от ума»?

А) любовный, между Софьей, Молчалиным, Чацким
Б) отцов и детей, между Фамусовым и Софьей  
В) общественный, между прогрессивной молодёжью и устаревшими ценностями  
Г) социальный, между богатыми  и бедными

3. Признаки какого(-их) литературного(-ых) направления(-ий) отразились в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

А) классицизма
Б) классицизма и реализма  
В) сентиментализма и романтизма  
Г) классицизма, романтизма и реализма

4. К какому жанру относится пьеса «Горе от ума»? 

А) комедия
Б) драма
В) трагедия
Г) роман в стихах 

5. Кто является предметом любви Софьи?

А) Чацкий  Б) Молчалин  В) Скалозуб  Г) Репетилов

6. Почему Лиза была уверена, что у отношений Софьи и Молчалина нет будущего?

А) знала, что Софья любит другого  
Б) считала, что Фамусов не отдаст дочь за бедного и незнатного
В) подслушала разговор, что Фамусов хочет отдать дочь за чиновника  
Г) Молчалин был некрасив

7. Кому из героев произведения дана следующая характеристика:

Сурьёзный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб...
А) дядя Максим Петрович  
Б) Фамусов  
В) Скалозуб  
Г) Молчалин

8. Какое качество Фамусов считал особенно важным для достижения высокого положения в обществе?

А) умение прислуживаться
Б) умение быть со всеми в хороших отношениях
В) образование и воспитание
Г) стратегическое мышление

9. Как Чацкий назвал «век минувший», в котором жило поколение Фамусова (поколение, судившее людей по деньгам и чинам)?

А) веком рабов и пресмыкающихся
Б) веком покорности и страха
В) веком глупости и темноты
Г) веком прогресса и открытий

10. Кому из героев пьесы принадлежат слова: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»?

А)  Скалозуб
Б) Чацкий
В) Фамусов
Г) Молчалин 

11. Против чего выступает Чацкий?

А) против неравного брака
Б) против устаревших общественных нравов
В) против служения государству
Г) против всего русского за европейские ценности

12. Кто пустил слух о сумасшествии Чацкого?

А) Фамусов
Б) Молчалин
В) Софья
Г) Скалозуб

13. Что решил Чацкий, когда понял, что зря приехал к Софье, ведь для нее их детская влюбленность была только дружбой?

А) решил жениться на другой
Б) собрался уйти в монастырь
В) решает покинуть Москву
Г) начинает скандал в обществе

14. Каким восклицанием заканчивается комедия «Горе от ума»? 

А) «...пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!»
Б) «Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексеевна!»
В) «Карету мне, карету!»
Г) «В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов!

 15. Кто автор критической статьи «Мильон терзаний», посвящённой анализу комедии «Горе от ума»?

А) Пушкин
Б) Белинский
В) Гончаров
Г) Добролюбов

II уровень

16. Допишите правильный ответ:

Вид драмы, произведение, в основе которого лежит осмеяние общественного и человеческого несовершенства, называется…

17. Допишите правильный ответ:

Борьба, столкновение, непримиримое противоречие противоположных взглядов действующих лиц в сюжетных художественных произведениях называется.…

18. Допишите правильный ответ:

Пространная речь действующего лица в литературных произведениях, обращенная к самому себе, к группе действующих лиц или к зрителю, называется…

III уровень

19. Установите соответствие между персонажем и его высказыванием:

1  Софья

А) А судьи кто?

2  Фамусов

Б) В мои лета не должно сметь

     Своё суждение иметь.

3  Чацкий

В) Забрать все книги бы да сжечь

4  Лиза

Г) И золотой мешок, и метит в генералы

5  Молчалин

Д) Ученье- вот чума, ученость- вот причина

6 Скалозуб

Е) Счастливые часов не наблюдают

IV уровень

20. Установите последовательность строк в монологе:
А) Поют все песнь одну и ту же,
Б) Времён Очаковских и покоренья Крыма;
В) К свободной жизни их вражда непримирима,
Г) Что старее, то хуже.
Д) Не замечая об себе:
Е) А судьи кто? – За древностию лет
Ж) Сужденья черпают из забытых газет
З)  Всегда готовые к журьбе,

V уровень

Напишите развёрнутый ответ (5-10 предложений) на один из проблемных вопросов (придерживайтесь композиции: краткий ответ - аргументы - примеры из текста - вывод):
1. Кем является Чацкий: победителем или побежденным? (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)
2. Почему Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому?

!!! ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Выучить наизусть стихотворения А. С. Пушкина  "К Чаадаеву""Я памятник себе воздвиг нерукотворный"

9_Русский язык. Выборочное изложение

 19.11.2021

Тема: Урок развития речи. Выборочное изложение прочитанного текста.

Цель: научиться писать выборочное изложение; подготовиться к ОРЭ

!!!Работу пишем в рабочей тетради!

1. Теоретический блок.

Изложение - это пересказ текста. Изложения бывают подробными, сжатыми, выборочными, творческими. 

Выборочное изложение предполагает отбор материала, относящегося к определенной теме (персонажу, явлению, характеристике объекта). В данном случае важно: 
1) определить границы темы; 
2) отобрать из текста-образца соответствующий материал; 
3) расположить его в логической последовательности, обеспечив средства связи (слова-«мостики»).
ВАЖНО! Текст выборочного изложения по объёму меньше текста -первоисточника!

2. Практический блок.

2.1. Подготовка к изложению. Прочитайте текст из упр. 6 стр. 7

В. И. Даль

2.2. Устно ответьте на вопросы: 
        1) Кому посвящён текст?
2) Кто такой В. И. Даль?
3) Что вы узнали о нём?

2.3. Задание: напишите выборочное изложение, рассказав о заслугах В.И.Даля как лексикографа. 

Для этого:

1) перечитайте текст ещё раз, теперь уже с целью найти и отобрать маериал в соответствии с темой задания;
2) напишите черновой вариант, ипользуйте цитаты, правильно оформите их;
3) перечитайте черновик; проверьте работу (логичность, слова-"мостики", орфогрфия, пунктуация)
4) перепишите работу в тетрадь в соответствии с требованиями орфографического режима

Пришлите фото ВК в день урока.

8_Русский язык. Контрольная работа по теме "Словосочетание. Простое предложение"

 19.11.2021

Тема: Контрольная работа по теме "Словосочетание. Простое предложение"

Цель: контроль знаний, умений и навыков по теме

Фото пришлите ВК после урока

Оформите листочки:

Девятнадцатое ноября

Контрольная работа по теме ""Словосочетание. Простое предложение"

Тестовые задания

1 уровень. Выберите правильный ответ

1. Укажите ошибочное утверждение:  

а) Словосочетание - это сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически
б) Словосочетание состоит из главного и зависимого слова
в) Словосочетание называет предметы, действия, признаки и их отношения
г) В словосочетании все слова равноправны

2. Не являются словосочетанием:

а) грамматическая основа предложения
б) сочетание предлога со словом
в) однородные члены
г) фразеологизм
д) все ответы верны 

3. Укажите словосочетание:

а) платье из шёлка
б) лето и зима
в) забрезжил рассвет
г) из-за поворота 

4. Укажите словосочетание с видом связи примыкание:

а) шёл подпрыгивая
б) звонкая песня
в) рисовать картину
г) кораблик из бумаги

5. Укажите словосочетание с видом связи согласование:

а) сосны над рекой
б) выглядеть идеально
в) жёлтые листья
7) вернуться из поездки

6. Укажите сложное предложение:

а) Корабль приближался к берегу, поросшему лесом.
б) Подморозило, и лужи покрылись корочкой льда.
в) Звеня и резвясь, бегут весенние ручьи.
в) На столе разместились тетради, учебники, ручки и карандаши.

7. Укажите односоставное предложение:

а) Развеселить детей помог Дед Мороз, принёсший подарки.
б) Наступила ночь, наполненная ароматами степи.
в) С утра похолодало.
г) Настроение должно быть праздничным!

8. Укажите побудительное предложение:

а) Ребята, читайте книги о войне.
б) Как интересны книги о войне!
в) Вы читали книги о войне?
г) Ребята читают книги о войне.

9. Укажите предложение с инверсией:

а) Душистая сирень буйно цветёт в нашем палисаднике.
б) Вскоре городские скверы стали любимым местом отдыха. 
в) Скалистые горы казались неприступными.
г) Вернулись мы далеко за полночь.

10. Укажите словосочетание с ошибкой:

а) оплатить за проезд
б) заплатить за проезд
в) проезд оплачен
г) заплачено за проездной билет

2 уровень. Запишите правильный ответ

11. Раздел языкознания, который изучает словосочетание и предложение, называется…
12. Словосочетания, в которых главное слово - имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, называются…
13. Вид связи в словосочетании, при котором зависимое слово - неизменяемая часть речи, называется…
14. По количеству грамматических основ предложения бывают… 
15. Предложения, в которых, кроме главных, есть второстепенные члены, называются…

3 уровень. Установите соответствие

16. Установите соответствие между видом словосочетания и примером:

1 именное А) красиво одеваться, выращенный в саду, весело подпрыгивая
2 глагольное Б) очень громко, слишком поздно, совершенно секретно
3 наречное В) весенняя капель, платье из шёлка, площадь Свободы

17. Установите соответствие между словосочетанием и видом синтаксической связи:
1 весёлая карусель А) примыкание
2 ярко светит                 Б) управление
3 напевать мелодию В) согласование

18. Установите соответствие между предложением и его характеристикой

1 Счастливые часов не наблюдают.

а) простое, побудительное, невосклицательное, односоставное, с главным сказуемым, распространённое, неосложнённое

2 Она увидала перед собой дворец принца и присела на великолепную мраморную лестницу.

б) простое, повествовательное, невосклицательное, односоставное с главным подлежащим, распространённое, неосложнённое

3 Дайте же веер.

в) простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое

4 Ночная тишь.

г) простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными членами


4 уровень. Установите последовательность 

19. Установите последовательность членов предложения: 

Весной в поле звонко поют нежные жаворонки, радующиеся солнцу.
а) подлежащее
б) сказуемое
в) определение, выраженное прилагательным
г) определение, выраженное причастным оборотом
д) обстоятельство образа действия
е) обстоятельство места
ж) обстоятельство времени 

5 уровень. Творческая работа

Напишите связный ответ на один из вопросов. Придерживайтесь схемы: краткий ответ – аргументы – примеры - вывод:

1) Для чего в речи нужны побудительные предложения?
2) Для чего в речи нужны восклицательные предложения?

8_Факультатив "Знай и люби родной язык". Морфологические средства русской речи и их изобразительные возможности

 18.11.2021

Тема: Морфологические средства русской речи и их изобразительные возможности

Цель: узнать о морфологических средствах выразительности

Мы привыкли считать, что выразительность речи связана с использованием средств языковой выразительности – эпитетов, метафор, олицетворений, гипербол, анафор и других. Но речевой опыт подсказывает, что это понятие более широкое и глубокое. Сегодня проведём наблюдение, как придают выразительность речи морфологические средства (т. е. части речи).

Например, имена существительные называют предметы, качества, действия,  без имен существительных  невозможно понять  предмет разговора. Имена  прилагательные называют признаки предмета, без них невозможно создать описание. Глагол и его формы передают движение, перемещение.  Глагол способен передавать огромное количество смысловых оттенков и делает речь  компактной. Наречие говорит о месте, времени, образе, причине, цели, условиях  действия. Есть своя выразительность и у служебных частей речи: частицы, например, помогают создать вопрос, уточнить и усилить значение самостоятельных частей речи, придают отрицание или, наоборот, положительное значение предложению.

Задание 1. Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева «Silentium!»*. С какой целью автор использует глаголы в повелительном наклонении?

Молчи, скрывайся и таи
Ф. И. Тютчев

И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими — и молчи.
Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью — и молчи!..

* Silentium — Молчание! (лат.)

Задание 2. Прочитайте вслух выразительно сихотворение "Как падают воды в Лодоре?" (Р. Саути, в переводе А. Шмульяна). Какая часть речи сразу привлекает внимание? Почему автор использовал именно эту часть речи?

Водопад в Лодоре, Великобритания
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,.
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре —
так падают бурные воды в сверкающем быстром
Лодоре*!

*Лодор - водопад, который находится в графстве Камбрия, Великобритания