ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

пятница, 29 января 2021 г.

7_Факультатив "Знай и люби родной язык". Лексическое значение слова

Дорогие ребята! На факультативном занятии мы продолжаем изучение тонкостей русского языка. Сегодня поговорим о лексическом значении слова

Ежедневно мы пользуемся словами, чтобы оформить с их помощью свои мысли, желания, просьбы в связную речь. Слово неразрывно связано с мыслью. Оно является творцом всей мировой культуры, управителем человеческой деятельности отдельного человека, народа и всего человечества. Какая другая сила в мире может сравниться с безмерной силой слова? Известный русский поэт 20 века Николай Гумилёв в стихотворении "Слово" писал: 

Н. С. Гумилёв
В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.

В стихотворении поэт подчёркивает духовную силу СЛОВА, способную творить чудеса. Хочется, чтобы сегодня люди внимательнее относились к тому, что говорят, понимали ответственность за сказанное и написанное слово, научились грамотно выражать свои мысли, тщательно подбирая слова.

Н. Гумилёв "Слово" 

1) стихотворение в исполнении декламатора Павла Морозова:

романс в исполнении актрисы Полины Агуреевой:

Вы знаете, что слово, устная или письменная речь, — это необходимое средство общения между людьми, средство взаимопонимания и связи. 

Слово - это минимальная значимая единица, которая обозначает предметы (дом), лица (малыш), абстрактные понятия (доброта), признаки (весёлый), количество (пять), действия (читать), состояние (радостно). Слово имеет ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ и ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ (род, число, падеж, лицо...)

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ - это то, что слово обозначает. Лексическое значение слова разъясняется в толковых словарях. 
Умение подбирать слово по его лексическому значению лежит в основе кроссворда - головоломки, состоящей из пересекающихся клеточек. Можно составить игру с пропуском слова: это слово легко восстановить, поняв его значение из контекста.  

Приглашаю вас на игру! Выберите то задание, которое вам больше понравилось. Решив кроссворд, выполните проверку, введите имя в соответствующую графу (подтвердите ввод - нажмите галочку!) и скачайте сертификат с результатом. Интересной игры и верного решения!

четверг, 28 января 2021 г.

10_Индивидуальный проект: объект и предмет исследования

Кто не знает, куда направляется, 
очень  удивится, 
попав не туда
Марк Твен
Уважаемые десятиклассники! 
Продолжаем изучение особенностей работы над индивидуальным проектом. Сегодня выясним, что такое предмет исследования и объект исследования.

Вспомним: ученическое  исследование —  это проектная деятельность учащихся, направленная на изучение окружающего мира и связанная с решением учащимися исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.

Нужно знать, что исследовательский проект предполагает наличие трёх обязательных частей:

  1. Планирование исследования
  2. Исследование (наблюдение, тестирование, практическая работа...)
  3. Анализ, выводы, заключение.

Для первой части проекта -  Планирование исследования - обозначены:

  • Проблема  и ее  актуальность
  • Объект исследования (нечто целое, фрагмент мира)
  • Предмет исследования (та сторона, или часть, или та характеристика объекта, которая будет изучаться)
  • Цель исследования (что хотим получить в результате)
  • Задачи исследования (шаги к цели или вопросы, на которые хотим получить ответ, чтоб приблизиться к цели)
  • Гипотеза (предположение результата).

Для второй части проекта - Исследования - должны быть в наличии:

  • Краткий обзор  нескольких  источников по изучаемому вопросу, проблеме, предмету исследования (научного характера)
  • Инструменты для исследования (методы и методики, опросники, дневники наблюдений, интервью и т.д)
  • Материалы проведенного исследования

Для третьей части проекта - Заключения - должны быть в наличии:

  • Результаты исследования, анализ результатов и выводы (таблицы, тексты, фото и пр) в соответствии с задачами или ответы на поставленные в начале исследования вопросы.
  • Заключение (подтверждение или опровержение  гипотезы,  возможности решения поставленной проблемы, польза от исследования, возможности применения в жизни)
  • Оформленный проект
Известно, что в основе исследования лежит выявление проблемы и формулировка гипотезы - предположения, истинность которого подлежит проверке. 

Постановка проблемы и изучение состояния проблемы помогают выбрать объект и предмет исследования.

Объект - это то, на что направлено исследование. Объект - это носитель проблемы. Например: объект - группа детей определенного возраста или пола, или это школа, или семья, или фрагмент природы,  или продукты питания, изделия бытовой химии и т. д.

Предмет исследования - это какие-то стороны объекта, его свойства, характеристики и  пр. И если объект - это носитель проблемы, то в предмете так или иначе присутствует проблема.

ПРИМЕР 
Объект исследования - учащиеся 7-8 классов нашей школы.
Возможные предметы исследования:
  • читательские интересы;
  • гастрономические предпочтения;
  • любимые виды спорта;
  • внеурочная занятость;
  • отношение к вредным привычкам (курение);
  • удовлетворённость школьной средой.

ПРИМЕРЫ РЕЧЕВЫХ КЛИШЕ:

  •  Объектом исследования является…
  •  Предметом исследования был определен…

Для закрепления темы "Объект и предмет исследования" поработайте на тренажёре:

ПЛОДОТВОРНОЙ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА!

среда, 27 января 2021 г.

Календарь истории. Блокада Ленинграда

27 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

Блокада города Ленинграда (ныне СанктПетербург) во время Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года с целью сломить сопротивление защитников города и овладеть им. 

Смотреть документальный фильм "Краткая история блокады Ленинграда"  

Артиллерийский обстрел блокадного Ленинграда


Очередь за водой

Хлеб в блокадном Ленинграде

Оборона города

Разрушенный Петергоф 

8_Факультатив по русскому языку "В мире исключений: орфография, морфемика". Н, НН в суффиксах причастий

Дорогие ребята! Вы знаете, что одна из самых распространённых орфограмм - правописание Н, НН в суффиксах разных частей речи. 

Мы уже работали над темой "Написание Н, НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных" и над темой "Правописание Н, НН в суффиксах прилагательных, образованных от глаголов"

На этих занятиях вы повторили правила, особое внимание обратили на трудные случаи написания, на слова-исключения, поработали с тренажёрами, проанализировали ошибки. Надеюсь, что эта работа позволит вам чувствовать себя более уверенно в мире орфографии и морфемики. Сегодня продолжим постижение премудростей этого мира, наша тема - "Правописание Н, НН в суффиксах причастий".

Вспомним, что причастие - это самостоятельная часть речи (или особая форма глагола), которая обозначает признак, изменяющийся во времени (признак по действию) и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Например: говорящий, проверенный, смеявшийся, раскрытый. 

Вы привыкли - и это правильно! - определять часть речи по вопросам, и тут возникает затруднение: на такие же вопросы отвечает прилагательное. Как же их различить? Если вы чувствуете необходимость повторить этот момент, можно обратиться к детективной истории со следственным экспериментом. 

Причастия бывают действительные и страдательные. Указанная орфограмма встречается только в страдательных причастиях. Если нужно отработать навык различать такие причастия, поработайте на тренажёре.

Чтобы вспомнить орфограмму, можно:

1) изучить правило;

2) посмотреть видеопрезентацию. Особое внимание обратите на исключения! 

ВОССТАНОВИТЕ ПРАВИЛО ПО ОПОРНОЙ СХЕМЕ: 


Важно не только знать правило, но и уметь применять его на практике. ВЫБЕРИТЕ тренажёр и поработайте над темой с целью совершенствования орфографических навыков. 

Тренажёр №1. Различение страдательных причастий и отглагольных прилагательных.


Тренажёр №2. Правописание Н, НН в причастиях.

УСПЕХОВ В ПОСТИЖЕНИИ МИРА ОРФОГРАФИИ!

понедельник, 25 января 2021 г.

7_ Памятка для школьников и родителей "Осторожно: тонкий лёд!"

 Дорогие ребята! 
Уважаемые родители! 

Известно, что зимой лёд сковывает реки, озёра, пруды, ставки. Но в период оттепели лёд становится более тонким и, следовательно, опасным. Дети не всегда могут оценить уровень опасности, поэтому родителям следует провести беседы предупреждающего характера и контролировать местонахождение детей.

 Недопустимы игры на льду!

Особенно опасен лёд возле берега, под снегом и сугробами!

ПОМНИТЕнесоблюдение правил безопасности на водных объектах - особенно в условиях повышения температур - может привести к трагедии.

Уважаемые родители! Уделите внимание своим детям,
расскажите об опасности выхода на лед.

ТОНКИЙ ЛЁД ОПАСЕН!
Берегите себя! Берегите жизнь и здоровье детей!

6_Русский язык: античные фразеологизмы

Дорогие ребята! На уроке, изучая имена прилагательные, мы познакомились с историей возникновения и значением фразеологизма  сизифов труд. Вы уже знаете, что это устойчивое словосочетание родом из Древней Греции - страны, ставшей колыбелью европейской цивилизации. 

Древний акрополь сегодня. Афины. Греция

Именно во времена античного мира возникли и достигли небывалого расцвета такие виды искусства, как поэзия, театр, архитектура, скульптура... Сегодня нельзя быть/считаться образованным человеком, не имея знаний об истории и культуре античного мира - Древней Греции и Древнего Рима. К достижениям культуры эллинов (древних греков) обращались многие великие литераторы, художники, драматурги, скульпторы. Высшим уровнем владения иностранного языка считается знание фразеологизмов этого языка и умение правильно (в соответствии со значением) использовать их в речи.

На уроках литературы вам предстоит познакомиться с греческой мифологией, ставшей источником многих фразеологизмов: вас ожидает встреча с удивительным миром олимпийских богов, титанов, знакомство с их судьбами, интригами, приключениями. А сегодня - первый шаг к знакомству: играйте и запоминайте фразеологизмы Древней Греции!

ВНИМАНИЕ! ПОМОЩЬСловарь античных фразеологизмов

пятница, 22 января 2021 г.

6_Русский язык: краткие прилагательные

Дорогие ребята! Известно, что качественные прилагательные могут иметь полную и краткую форму. На уроке мы изучили тему, составили опорный конспект, выполнили практическую работу. Так как в учебнике данная тема не представлена, стоит уделить ей внимание в домашней работе. Для этого:

1) повторите признаки кратких прилагательных, посмотрев видеоурок

2)  воспроизведите/объясните тему, использовав материал таблицы: 

3) выполните задание и проверьте, насколько прочно вы усвоили тему.

УСПЕХОВ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА!