ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

вторник, 12 января 2021 г.

8_Литература. Л. Н. Толстой "После бала"

Рассказ «После бала» создаётся летом 1903 года. Толстой много думает о том, что происходит в России. Ещё в начале года он пишет «Обращение к политическим деятелям (о политике и нравственности)», где ясно высказывает свою гражданскую позицию: он убежден в «той самой простой, всем понятной и неопровержимой истине, что для того, чтобы была добрая жизнь между людьми, нужно, чтобы люди были добрые». Среди вещей, больше всего возмущающих Толстого, — смертная казнь и телесные наказания.

В рассказе провинившегося солдата наказывают шпицрутенами — длинными гибкими прутьями из лозы. Удары шпицрутенами  назначались за различные провинности, тяжесть наказания зависела от тяжести проступка. Так, за неопрятный мундир полагалось от 100 ударов и более, за пьянство — 300–500 ударов, за воровство у товарищей — 500 ударов. Татарина в рассказе наказывают за побег, это был самый серьезный проступок для солдата — и соответственно, самое серьёзное наказание. За первый побег назначали 1500 ударов, за второй — до 3000, за третий — до 5000. Точный объём наказания зависел от воли полкового командира. Экзекуцию, которую мы видим в рассказе, называли «прогнать сквозь строй»: провинившегося проводили сквозь строй солдат, каждый из которых должен был ударить его. Нередки были случаи, когда солдат забивали до смерти.

Смотреть буктрейлер:



Для самых продвинутыхчитать аналитическую статью.

Для самых рисковых: решить тест.

Для самых ленивых: читать краткое содержание.

Для самых занятых: слушать аудиокнигу

Для самых любознательных: музей-усадьба Ясная Поляна.

Для киноманов: смотреть художественный фильм

понедельник, 11 января 2021 г.

Литературный календарь. (1628 - 1703)

Он родился в семье судьи, обучался в университетском коллеже, был адвокатом, первым приказчиком министра финансов Франции. Современники знали его как академика Французской академии, автора серьёзных научных трудов. Он был маститым поэтом своего времени, слыл талантливым публицистом. На родине его считают крупным теоретиком искусства и критиком эпохи классицизма. Но почти через 400 лет  нам - и всему миру - он известен как писатель, создавший замечательные сказки. 

Шарль Перро
12 января 1628 года
родился знаменитый французский сказочник Шарль Перро.
 

Во времена Перро сказки стали одним из любимых увлечений светского общества. Даже возникла мода на сказки.  Литераторы  записывали и обрабатывали фольклорные сюжеты. 

Сочинял сказки и Шарль Перро, но публиковал их под именем своего восемнадцатилетнего сына, опасаясь, что такое "легкомысленное" занятие помешает его авторитету серьёзного литератора и учёного. Кстати,  вопрос об авторстве периодически возникал, но пока преобладает традиционная версия. Сюжеты сказок Перро лежат в основе театральных постановок и радиоспектаклей, опер и балетов, мультипликационных и художественных фильмов

Более подробно о писателе рассказывает видеофильм.

Как бы там ни было, мы с детских лет любим сказки Шарля Перро.  Но помним ли? Чтобы проверить, приглашаю вас на игру!

воскресенье, 10 января 2021 г.

Литература и опера

Дорогие ребята!
 Изучая литературу, вы знакомитесь с разными видами искусства – музыкой, живописью, театром…  В прошлый раз мы говорили о балете. Сегодня познакомимся с оперой.

О́пера (итал. opera — дело, труд, работа) — жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки. Литературная основа оперы — либретто. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы. Композитор часто пишет оперу на сюжет, заимствованный из литературы, например «Руслан и Людмила», «Ночь перед Рождеством»

Родиной оперы считается Италия. Сначала опера служила только для придворных развлечений. Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 году в Венеции. 

Первый оперный театр в Венеции

В конце 18 века в Петербурге был открыт Российский театр. Познакомимся с историей создания первого российского театра:

Опера — это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).

В состав оперного коллектива входят: солист, хор, оркестр, военный оркестр, орган. Оперные голоса: женские - сопрано, меццо-сопрано, контральто; мужские - контратенор, тенор, баритон, бас.

Практически каждая опера начинается увертюрой — симфоническим вступлением, которое в общих чертах знакомит слушателя с содержанием всего действия. Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы — эпилог.

Части оперного произведения — речитативы, ариозо, песни, арии, дуэты, трио, квартеты, ансамбли и т. д. Из симфонических форм — увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка.

Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, песня)Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в опере соответствует музыкальный ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.). В опере важна роль хора: он может быть фоном, иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс. 

Опера "Борис Годунов"

Сегодня самым оперным городом считается Берлин (в нём проходит наибольшее количество оперных спектаклей, за ним следуют Вена, Лондон, Париж, Прага, Москва. 

О самых известных операх мира можно узнать здесь.

А я приглашаю вас послушать оперу Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка" по знаменитой сказке А.Островского. 

Большой театр

Большой театр

суббота, 9 января 2021 г.

Литература и балет

Дорогие друзья!
Вы уже знаете, что литература тесно связана с театром, музыкой, живописью, кинематографом. Многие шедевры литературы воплощены и  в балете.

Балет – особый вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит «классический» (исторически сложившийся, подчиненный строгому кодексу правил) танец; а также сценическое произведение, принадлежащее этому виду искусства.

Создание балетных спектаклей на основе выдающихся произведений литературы обогатило балетный театр и явилось одним из его важнейших достижений. Лучшим в мире считается русский балет.

Балет воплощает литературную мысль косвенно, опосредованно:

  • во-первых, балет передает мысль через чувство, что прямо запечатлено в образном языке хореографии;
  • во-вторых, балет выражает мысль через драматургию (с ее жизненными ситуациями и конфликтами), заключенную в танцевальном действии. 
Сюжет балета излагается в либретто (сценарий). На основе либретто пишется музыка, выражающая эмоционально-смысловое содержание произведения, затем создаются танец и пантомима, декорации и костюмы. В создании балета принимают участие сценарист, композитор, балетмейстер и художник.

Людям, которые впервые смотрят балет, не всё может быть понятным. Но не стоит отчаиваться! При желании можно научиться понимать язык танца. Для начала следует почитать специальную литературу, например, энциклопедию "Русский балет". И начать смотреть балетные спектакли, хотя бы фрагменты.

Широко известны балетные постановки, созданные по произведениям художественной литературы:

  • "Бахчисарайский фонтан" – балет на музыку Б. В. Асафьева по поэме А. С. Пушкина.
  • «Барышня-крестьянка» – балет на музыку Б. В. Асафьева по повести А. С. Пушкина.
  • «Граф Нулин» – балет на музыку Б. В. Асафьева по поэме А. С. Пушкина.
  • «Доктор Айболит» – балет на музыку И.Морозова по мотивам сказки К.Чуковского.
  •  "Золушка" - балет Сергея Сергеевича Прокофьева по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро.
  • «Кавказский пленник» – балет на музыку Б. В. Асафьева по поэме А.С.Пушкина.
  • «Каменный гость» – балет на музыку Б. В. Асафьева по пьесе А.С.Пушкина.
  • "Каменный цветок"– балет С. С. Прокофьева по мотивам уральских сказов Павла Бажова.
  • «Конёк-Горбунок» – балет Родиона Щедрина по одноименной сказке П.П.Ершова.
  • "Медный всадник" – балет на музыку Р. Глиэра по поэме А.С.Пушкина.
  • «Ночь перед Рождеством» – балет на музыку Б.В.Асафьева по повести Н.В.Гоголя.
  • "Руслан и Людмила"– балет на музыку  Ф.Е.Шольца, по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
  • «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» – балет на музыку А.Лядова по произведениям А.С.Пушкина.
  • «Сказка о попе и о работнике его Балде» – балет на музыку М.И.Чулаки по произведениям А.С.Пушкина.
  • «Спящая красавица» – балет П.И.Чайковского на либретто И.Всеволожского и Мариуса Петипа по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро.
  • "Щелкунчик" – балет Петра Ильича Чайковского на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
Главный номер любого классического балета - па-де-де. Это парный танец, в переводе с фр. - "шаг вдвоём". Конструкция па-де-де следующая:
  • "антре" - красивый выход пары в центр сцены;
  • "адажио" - музыка медленная; балерина зависает в разных живописных позах, медленно вращается на мысочке одной ноги и как бы непринуждённо парит в замедленных прыжках; задача партнёра поддержать её и перенести на другое место; адажио всегда про любовь;
  • "вариация" - соло партнёра (виртуозность танцовщика - это, в основном, прыжки; критерии качества - их высота, сложность и лёгкость исполнения);
  • "вариация" - соло партнёрши (она может удивить публику и тончайшей мелкой техникой ног, и полётными прыжками);
  • "кода"быстрое и эффектное заключение всей композиции с какими-нибудь особо сложными элементами танца: серией высоких прыжков танцовщика или вращениями балерины (фуэте32 вращения на одной ноге, не смещаясь ни вправо, ни влево, при этом красивые жесты рук и приятная улыбка).
Запомнили? А теперь смотрим! Приглашаю окунуться в волшебный мир балета: па-де-де из балета "Щелкунчик" в исполнении Н.Цискаридзе и А.Воронцовой, солистов Большого театра:

пятница, 8 января 2021 г.

Каникулы с любимой книгой. Кевин Алан Милн «Рождественский мешок».

Жанр
святочного рассказа был невероятно популярен в XIX веке. Его основоположником принято считать Чарльза Диккенса, но тему быстро подхватили по всему миру, в том числе и в России. Вы уже знакомы с некоторыми произведениями, события в которых происходят накануне Рождества. Известны вам и признаки жанра: добро всегда побеждает зло, непременно совершается чудо и читателя ждёт светлый финал, утверждаются важнейшие нравственные ценности - необходимость творить добро, заботиться о нуждающихся, проявлять милосердие.  Сохранился ли жанр святочного рассказа в современной литературе? Да! Претерпел некоторые изменения (например, не всегда счастливый финал), но сохранился!

Знакомьтесь! Кевин Алан Милн «Рождественский мешок».

Из описания книги:

«1980 год. Аарон и Молар давно перестали верить в существование Санта-Клауса, но родители из года в год настаивают на том, чтобы всей семьей поехать в торговый центр, где мальчики смогут вручить Санте списки подарков, которые хотят получить на Рождество. Ожидая своей очереди, Аарон и Молар записывают на листочках все игрушки, которые только могут вообразить. Но Санта-Клаус предлагает детям подарить им на Рождество то, о чем они никогда даже не мечтали, однако взамен просит помочь совершить настоящее рождественское чудо».

Из отзывов о книге:

  • «Взяв в руки книгу, я не представляла, о чем она. Решила прочитать… Два брата Аарон и Молар стали слишком взрослыми, чтобы верить в дух Рождества. Друг их отца, переодетый Санта-Клаусом, поручает им задание помочь ему в детском онкологическом центре, где он работает главным врачом. За это он обещает подарить им такой подарок, который они никогда не хотели получить. Помогая детям не чувствовать себя одинокими, мальчики обретают настоящих друзей. Книга описывает то, как 9-летний ребенок понимает, что не все дети станут взрослыми, что у каждого свой жизненный путь. К нему приходит осознание того, что не все имеют то, что он всегда принимал как должное. Это меняет мальчика, заставляет посмотреть на жизнь с другой стороны, увидеть мир глазами больных детей. Меня особенно впечатлила Катрина. Стойкость ее характера поражает. Она многое пережила, у нее не было родных, а другие дети ее сторонились. Поначалу она даже не верила в Санта-Клауса, но все же сумела подарить каждому то, о чем они больше всего мечтали взамен на их дружбу и заботу. Книга служит напоминанием о том, что такое любовь, доброта и забота, как важно помогать тем, кому не так повезло в этой жизни. Книга позволяет почувствовать дух Рождества, поверить в чудо, дает понять, что никогда не поздно измениться к лучшему. Под конец книги я уже не могла сдерживать слезы. Это одна из самых добрых, искренних и поучительных книг, которые я читала. Мне понравилась эта трогательная и грустная история, обязательно ее перечитаю».
  • «Какой контраст в выборе подарков между братьями Мо и Аароном и детьми в больнице! Это как будто два мира. Первые в своей безоблачной жизни хотят всего материального, да побольше. Вторые хотят просто встретить следующий Новый год со своими родными, иметь друзей, которые не будут над ними насмехаться. А ещё они больше верят в чудо, потому что порой надеяться больше не на что. Побывав в палате тяжелобольных, начинаешь по-другому смотреть на мир и переоцениваешь свои ценности. Это в итоге и сделали главные герои, которым стало стыдно читать свой изначальный список подарков, потому что важные вещи совсем не вещи».
Источник: https://www.livelib.ru/book/1001996727/reviews-rozhdestvenskij-meshok-kevin-alan-miln

Цитаты из книги:

  • «Рождественские чудеса совершаются тихо. Ты их не слышишь – ты их чувствуешь».
  • «...именно в это Рождество я впервые понял и почувствовал, почему его так любят во всем мире, почему многим хочется, чтобы оно продолжалось весь год. В такие праздники люди забывают о трудностях жизни и обращаются к ее величайшим сокровищам – семье, дружбе и заботе о ближнем. Для меня это стало главным в судьбе моментом, когда определилась и сформировалась сама ткань моей душ»
  • «Когда она рассказывала ужасные подробности из своей жизни, я невольно думал о том, какая у меня хорошая жизнь. Прежде мне как-то не приходило в голову то, что есть люди, которым повезло меньше, чем мне. Я понял, что мне все доставалось очень легко. У меня были люди, любившие меня, были друзья, которые охотно общались со мной. У Катрины не было ни того, ни другого».

Читать книгу можно здесь

четверг, 7 января 2021 г.

Каникулы с любимой книгой. Ч. Диккенс "Рождественская песнь в прозе"

"Рождественская песнь в прозе"
 - маленький шедевр большого писателя. После первой публикации в  1843 году стала сенсацией, превратившись в один из самых издаваемых и читаемых "святочных рассказов" в Великобритании и во всём мире. 

Это история-притча о перерождении скряги Скруджа в настоящего человека с отзывчивым сердцем и широкой душой. Писатель с помощью фантастических образов святочных Духов показывает своему герою единственный путь к спасению - делать добро. В произведении заложены основные черты "святочного рассказа": ценность человеческой души, тема памяти и забвения, тема прощения. 

Интересно, что  имя главного героя Эбинизера Скруджа "говорящее" - от английского глагола "притеснять, жадничать".  После выхода книги оно стало нарицательным обозначением скряги. 

В книге Диккенс пишет о Рождестве: "Это радостные дни — дни милосердия, доброты, всепрощения. Это единственные дни во всем календаре, когда люди, словно по молчаливому согласию, свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних, — даже в неимущих и обездоленных, — таких же людей, как они сами..."

Смотреть Телеканал Культура Чарльз Диккенс. "Рождественская песнь в прозе"

Смотреть трейлер 

Слушать аудиокнигу: 

среда, 6 января 2021 г.

Народные традиции: сочельник

Сочельникдень/вечер накануне праздника Рождества Христова (Рождественский сочельник, 6 января) или Крещения (Крещенский сочельник, 18 января). 

Название происходит от слова «сочиво» – постное блюдо из размоченной в воде крупы с добавлением меда, мака, сушеных или свежих фруктов, которое подается в этот день к столу. Это один из главных христианских праздников.

Познакомьтесь с историей праздника, посмотрев видео