Последняя контрольная работа показала, что вы испытываете трудности при определении вида сказуемого и вида второстепенных членов предложения - дополнения, определения, обстоятельства.
По вашей просьбе предлагаю вам возможность отработать данные навыки в игровой форме. Определите, какая из тем является для вас наиболее сложной, и пройдите игру. Помните: игру всегда можно "переиграть", пока не достигнете желаемого результата. Главное - разобраться в теме!
Для удобства переведите игру в полноэкранный формат (на экране игры иконка в правом верхнем углу).
1. Игра "Сказуемое. Типы сказуемых"
2. Игра "Дополнение прямое и косвенное"
3. Игра "Определение согласованное и несогласованное"
Пока Дед Мороз в пути, у нас есть время заняться премудростями русского языка. По вашей просьбе подготовила очередное интерактивное задание.
Сегодня это кроссворд на тему "Определите части речи".
Умение определять части речи поможет вам выбрать верное правило для грамотного написания слова и правильно выполнить разные виды разбора - морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический. Повторите систему частей речи по таблице:
А теперь приступайте к решению кроссворда: прочитайте слова и запишите (с маленькой буквы!) название той части речи, к которой это слово относится. После выполнения работы проверьте, правильно ли вы впечатали буквы. Затем жмите "Завершить", в выплывающем окне подтвердите "Да", над диаграммой с результатом в соответствующей графе введите свою фамилию/имя (для сертификата), прокрутите колёсико мышки вниз, проверьте правильность работы. При желании можно скачать сертификат с результатом. Если что-то пошло не так, обновите страницу и попробуйте ещё раз.
Тема
“маленького человека” является одной из сквозных тем русской литературы, к
которой постоянно обращались писатели 19 века. Первым ее затронул А. С. Пушкин
в повести “Станционный смотритель”. Продолжателями этой темы стали Н. В.
Гоголь, Ф. М. Достоевский, А.П.Чехов и многие другие.
Что
же обозначает выражение “маленький человек”? Какой смысл придается слову
“маленький”?
Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает
одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало или
вовсе не заметно.
Человек
считается “маленьким” еще и потому, что мир его духовной жизни и притязаний
также до крайности узок, обеднен, наполнен всевозможными запретами. Для него не
существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом
круге своих жизненных интересов.
С
темой “маленького человека” в русской литературе связаны лучшие гуманистические
традиции. Писатели предлагают людям задуматься о том, что каждый человек имеет
право на счастье, на собственный взгляд на жизнь.
Так, Гоголь в повести “Шинель” характеризует главного героя как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в сфере подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над смыслом своей работы, но работа составляет смысл его жизни.
Ключевой образ повести - шинель. Это не просто предмет: шинель помогает раскрыть образ своего обладателя - униженного, затёртого серой обыденностью жизни Башмачкина. Шинель - это символ мечты, той единственной силы, которая поддерживает подобие человека и подобие жизни несчастного чиновника. Шинель - это протест против беспросветного существования... Украли шинель - украли мечту.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБДУМЫВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ
Назовите главного героя повести «Шинель».
Как было дано ему имя? Что оно обозначает?
Где служил главный герой повести? Назовите
его должность?
Что обозначает фамилия героя?
Как он относился к своей службе?
Как относятся к Акакию Акакиевичу его
сослуживцы? Какие чувства вызвал у вас этот фрагмент из текста?
Какое сравнение использует Гоголь, чтобы
показать унизительность положения этого человека?
Каким образом Н.В. Гоголь показывает на
страницах повести обезличенность главного героя?
Что вы можете сказать об особенностях речи
Акакия Акакиевича?
Какое событие нарушило привычную жизнь
Башмачкина?
Как вы считаете, приобретение новой шинели –
это роскошь или жизненная необходимость для героя повести?
Посмотрите видеофрагмент и прочтите текст,
ответьте на вопрос: «От чего еще пришлось отказаться Акакию Акакиевичу ради
покупки новой шинели?»
Как изменилась жизнь героя, носившего «в
мыслях своих вечную идею будущей шинели»?
Какие перемены в жизнь героя вносит появление
новой шинели?
Что происходит с Акакием Акакиевичем после
кражи шинели?
Что он предпринимает, чтобы вернуть шинель?
Помог ли ему частный пристав? Каков был
следующий шаг в попытке быть услышанным?
Почему автор вводит элементы фантастики в
финале повести "Шинель"?
Скажите, по вашему мнению, Акакий Акакиевич -
«бедный чиновник или бедный человек"?
...Удивительные строки. Понятна ли нам их глубина? Способны ли мы видеть, чувствовать красоту? Умеем ли мы всей душой наслаждаться красотой природы, поэзии, музыки? И если в декабре за окном дождь и слякоть, нам очень хочется зимы - настоящей, морозной, снежной. Новогодней.
Ловите прекрасный миг музыкального видеопутешествия в зиму: "Падал снег"- автор Сергей Чекалин.
Мы с нетерпением ожидаем Нового года - праздника, который одинаково любят и дети, и взрослые. В новогоднюю ночь мы ждём чего-то особенного - волшебства, чуда, осуществления заветных желаний, воплощения романтической мечты... Наше ожидание праздника наполнено бурной подготовкой к нему: выбор новогоднего платья, покупка подарков, создание праздничного меню и дизайна квартиры...
И главное - ёлка! Покупка ёлки и её украшение! Целый ритуал! Голову сломать можно: расположить игрушки на ёлке так, чтобы соблюдалась определённая гармония - по теме, по цвету, по уникальности.
У каждого из нас есть любимые ёлочные украшения - шары, звёздочки, сосульки, домики, орешки, бусы... У каждой игрушки своя история появления в нашем доме: что-то нам подарили бабушки/дедушки/родители, что-то - друзья/знакомые ("Ой, не смогла пройти мимо этой красоты!"), что-то мы приобрели самостоятельно, мучительно выбирая между потрясающим, великолепным и превосходным. Помню свои горькие слёзы, когда разбивалась любимая игрушка ("Такой уже больше никогда не будет!"). Но новый год приносил новые заботы о ёлке, для которой приобретались новые игрушки после мучительного выбора между потрясающим, великолепным и превосходным.
Как же создают эту немыслимую красоту - воплощение праздника, чуда и волшебства? И кто? И где? Сейчас и узнаем:
Первые стеклянные елочные игрушки
появились в Тюрингии (Германия) в конце XIX века. Здесь расположился небольшой городок Лауша, в котором находились стеклодувные мастерские. Городок в 1895 году насчитывал 3800 жителей. За сто с лишним лет мало что изменилось, население на 31 декабря 2023 года, по сведениям Aznations, - 3 691 человек.
Городок Лауша в наши дни
В конце XIX века в стеклодувных мастерских городка изготавливали бокалы, бусы, стекла для витражей.
Легенда гласит, что в то время украшать ёлки зимой было
принято яблоками, но однажды случился неурожай. Находчивые стеклодувы городка
Лауша взамен яблок начали продавать стеклянные шары.
Стеклянные «яблоки» были
нарасхват. В их изготовлении часто принимали участие все члены семьи.
Позднее стекольных дел мастера научились делать и другие игрушки: шишки, колокольчики, фигурки животных. Вплоть до 1920-х годов Лауша была мировым центром производства стеклянных елочных украшений. Сегодня производство стеклянных елочных украшений в Лауше остается одним из старейших в мире.
Магазин ёлочных игрушек при стекольном заводе в г. Лауша
В конце XIX века кроме шаров были
популярны игрушки из золотой проволоки, ватные и восковые куколки, бумажные и
картонные изображения ангелочков. Многие украшения хозяйки делали сами. Темными
декабрьскими вечерами девушки шили мешочки для конфет, лоскуты и вату
превращали в человечков. Дети заворачивали в золотую бумагу орехи и раскрашивали
деревянные фигурки.
Старинные ёлочные игрушки из ваты
В России моду на елки и
елочные игрушки ввела императрица Александра Федоровна, супруга Николая I. Для
царской семьи привозились стеклянные украшения из Германии и даже невиданные
тогда электрические гирлянды. Большая часть украшений, как и в Европе, была
самодельной и съедобной: пряники, леденцы, золоченые орехи.