Что же обозначает выражение “маленький человек”? Какой смысл придается слову “маленький”?
Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало или вовсе не заметно.
Человек
считается “маленьким” еще и потому, что мир его духовной жизни и притязаний
также до крайности узок, обеднен, наполнен всевозможными запретами. Для него не
существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом
круге своих жизненных интересов.
С темой “маленького человека” в русской литературе связаны лучшие гуманистические традиции. Писатели предлагают людям задуматься о том, что каждый человек имеет право на счастье, на собственный взгляд на жизнь.
Так, Гоголь в повести “Шинель” характеризует главного героя как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в сфере подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над смыслом своей работы, но работа составляет смысл его жизни.
Ключевой образ повести - шинель. Это не просто предмет: шинель помогает раскрыть образ своего обладателя - униженного, затёртого серой обыденностью жизни Башмачкина. Шинель - это символ мечты, той единственной силы, которая поддерживает подобие человека и подобие жизни несчастного чиновника. Шинель - это протест против беспросветного существования... Украли шинель - украли мечту.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБДУМЫВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ
- Назовите главного героя повести «Шинель».
- Как было дано ему имя? Что оно обозначает?
- Где служил главный герой повести? Назовите его должность?
- Что обозначает фамилия героя?
- Как он относился к своей службе?
- Как относятся к Акакию Акакиевичу его сослуживцы? Какие чувства вызвал у вас этот фрагмент из текста?
- Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого человека?
- Каким образом Н.В. Гоголь показывает на страницах повести обезличенность главного героя?
- Что вы можете сказать об особенностях речи Акакия Акакиевича?
- Какое событие нарушило привычную жизнь Башмачкина?
- Как вы считаете, приобретение новой шинели – это роскошь или жизненная необходимость для героя повести?
- Посмотрите видеофрагмент и прочтите текст, ответьте на вопрос: «От чего еще пришлось отказаться Акакию Акакиевичу ради покупки новой шинели?»
- Как изменилась жизнь героя, носившего «в мыслях своих вечную идею будущей шинели»?
- Какие перемены в жизнь героя вносит появление новой шинели?
- Что происходит с Акакием Акакиевичем после кражи шинели?
- Что он предпринимает, чтобы вернуть шинель?
- Помог ли ему частный пристав? Каков был следующий шаг в попытке быть услышанным?
- Почему автор вводит элементы фантастики в финале повести "Шинель"?
- Скажите, по вашему мнению, Акакий Акакиевич - «бедный чиновник или бедный человек"?
- Каково ваше отношение к персонажу?
ПОМОЩЬ! Материалы для изучения:
1. Читать полный вариант повести "Шинель"
2. Читать краткое содержание повести.
3. Пройти тест на знание содержания повести.
4. Читать аналитическую статью: история создания, тема, идея, проблематика, композиция, главные герои, жанр.
5. Смотреть видеоурок
6. !!! Смотреть/слушать анализ повести с использованием цитат.
7. Смотреть художественный фильм "Шинель" (1959 г.)
8. Смотреть иллюстрации к повести "Шинель"
Комментариев нет:
Отправить комментарий