ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

понедельник, 6 ноября 2023 г.

11_Индивидуальный проект. Как проводить анкетирование?

 Материалы к уроку

1. Теоретический блок 

1.1. В процессе работы над исследованием / проектом автору работы приходится использовать разные методы исследования, среди которых - опрос, интервьюирование, анкетированиеЧто же представляют собой данные методы? Как правильно использовать их в своём исследовании? 

1.2. Изучите информационную статью, сделайте необходимые выписки

Опрос – метод исследования, основанный на устном или письменном обращении к определенной группе людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне. Объект опроса (опрашиваемый) называется респондентом. Существуют две основные разновидности опроса: анкетирование и интервьюирование (беседа). Они различаются друг от друга формой контакта. 

Интервьюирование

Получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с респондентом характерно для методов беседы (интервью). Интервьюер сам задает вопросы респонденту и фиксирует полученные ответы. Беседа служит наиболее распространенным методом сбора данных. 

Интервью бывает: 

1) по технике проведения: стандартизированным (формализованным), то есть беседа включает в себя точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым; нестандартизированным, то есть при беседе определяется только тема; вопросы ставятся в свободной форме; 

2) по типу респондентов: интервью с ответственным лицом; интервью с экспертом; интервью с рядовым респондентом. 3) по технике регистрации ответов – протоколируемым; непротоколируемым. 

Анкетирование 

Метод анкетирования – опрос, проводимый письменно с использованием анкеты. К достоинствам метода следует отнести следующие характеристики: 

а) это наиболее оперативный метод сбора первичной информации; 
б) результаты анкетирования более доступны для математической обработки; 
в) за короткий промежуток времени можно опросить большое количество людей. 

При сплошном анкетировании опрашивается вся генеральная совокупность. При выборочном анкетировании – только часть генеральной совокупности – выборочная совокупность. 

Прямые и косвенные опросы 

Прямой опрос – метод сбора данных, при котором ответы вписываются лично опрашиваемыми лицами.

Косвенный опрос – метод сбора данных, при котором ответы записывает анкетер (лицо, проводящее анкетирование). 

Очное и заочное анкетирование 

При очном анкетировании происходит прямое общение исследователя с респондентом, анкета заполняется в присутствии исследователя. При этом достигается стопроцентный возврат анкет, а респонденты имеют возможность получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике ее заполнения. 

Заочное анкетирование подразумевает заполнение анкеты при отсутствии исследователя. Прессовое анкетирование – анкета публикуется в средствах массовой информации (газетах, журналах). Почтовое анкетирование – анкеты рассылаются по почте определенной группе лиц с просьбой дать ответ на них и возвратить по почте. Раздаточное анкетирование – анкеты раздаются каждому респонденту. Исследователь объясняет цель опроса, кратко консультирует по технике заполнения и заранее оговаривает время и место возврата анкеты. 

Определение объема выборки 

Генеральная совокупность – объект исследования, который территориально, производственно и во времени ограничен и для которого выводы проведенного исследования будут правомерны. 

Выборочная совокупность (выборка) – отобранное по строго заданному правилу определенное число элементов генеральной совокупности. Необходимо создать репрезентативную выборочную совокупность, в которой есть все элементы генеральной совокупности. 

Репрезентировать – значит точно отражать генеральную совокупность при помощи выборочной. Репрезентативность выборки определяется двумя компонентами: 

а) ошибками, допущенными при регистрации, 
б) случайными ошибками. 

При сплошном исследовании в идеальной ситуации ошибок репрезентативности не будет, поэтому с точки зрения статистики лучше всего – сплошной опрос.

Способы формирования обследуемой совокупности включают в себя не строго случайные и случайные методы

Не строго случайные методы включают в себя следующие виды выборок: целенаправленную, квотную и стихийную выборки. 

Целенаправленная выборка – отбираются типичные для генеральной совокупности элементы по каким-то определенным критериям. 

Квотная выборка – модель структуры генеральной совокупности, которая строится в виде квот (пропорций) распределения признаков изучаемых объектов. 

Стихийная выборка – выборка “первого встречного”; при этом критерии выбора не задаются. 

Случайные методы включают в себя следующие виды выборок: 

  • простая случайная, 
  • систематическая случайная, 
  • серийная случайная (гнездовая) выборки. 

Простая случайная выборка – выборка, сформированная из тех элементов генеральной совокупности, номера которых совпадают с числами из таблицы случайных чисел. 

Систематическая случайная выборка – выборка, элементы которой отображены через какой-то определенный интервал из исходного списка (алфавитные книги, финансовые ведомости и т.д.). Такую выборку еще называют шаговой. 

Серийная (гнездовая) выборка – единицей отбора будет статистическая серия, то есть совокупность статистически различных единиц. Эта выборка используется, когда есть возможность разбить генеральную совокупность на однородные группы, гнезда (бригады и т.д.). Серии, попавшие в выборку, подвергаются сплошному или выборочному обследованию.

Составление анкеты 

Анкета – объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик предмета исследования. Главным компонентом анкеты является не вопрос, как таковой, а серия вопросов, отвечающая общему смыслу исследования. Анкета состоит из трех частей: 

  • вводная часть; 
  • основная часть; 
  • “паспортичка”. 

Вводная часть. Главная ее задача – побудить респондента дать ответы на поставленные вопросы. В вводной части указываются данные организации или лица, проводящего опрос; цель и задачи исследования; значимость роли респондента; гарантия конфиденциальности информации (если анкета не анонимная); инструкция по заполнению анкеты; выражение благодарности респонденту за участие в исследовании. 

Основная часть. Ее цель – сбор информации. В разработке основной части следует правильно располагать разные типы вопросов. Логика построения вопросов основной части: от простых вопросов к сложным, а затем от сложных снова к простым. Переход от простых к сложным вопросам носит название правила воронки. Первыми идут контактные вопросы. Их цель – заинтересовать респондента, настроить его на контакт. Эти вопросы должны быть просты в формулировке, и ответы на них должны быть краткими. После контактных вопросов идут основные вопросы. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов будет соответствовать цели и задачам исследования. На последнем месте в этой части анкеты ставятся заключительные вопросы. Главная их функция – снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа. В связи с возможной усталостью респондента, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т.п. 

“Паспортичка”. Содержит вопросы по выявлению профессии, образования, возраста, семейного положения, пола и других социальных критериев; располагается в конце анкеты. 

По форме вопросы анкеты могут быть закрытыми, полузакрытыми и открытыми; прямыми и косвенными 

Закрытые вопросы – вопросы, которые содержат один или несколько вариантов возможных ответов, из которых должен выбирать респондент. Полузакрытые вопросы – вопросы, дающие возможность респонденту уклониться от выбора указанных альтернатив, имея возможность ответить по-своему. Открытые вопросы – вопросы, которые предполагают самостоятельную формулировку ответа респондентом. Хорошая анкета состоит, как правило, из всех трех видов вопросов: открытых, закрытых и полузакрытых. 

Прямые и косвенные вопросы. Прямой вопрос позволяет получить прямую информацию от респондента, то есть когда вопрос и ответ совпадают по смыслу. Косвенный вопрос – вопрос, который дает возможность респонденту высказаться не с личной точки зрения. 

По конструкции ответов можно выделить следующие типы вопросов: 

  • А. “Да – нет” – вопрос, на который можно ответить “да” или “нет”. 
  • Б. Альтернативный вопрос. Респондент из набора вариантов ответов выбирает один. 
  • В. Поливариантные вопросы – вопросы типа “меню”. Дается набор вариантов ответов, из которого респондент может выбрать несколько. 
  • Г. Шкальные вопросы – вопросы, содержащие шкалу измерения признака вопроса. Это разновидность альтернативного вопроса. При ответе респонденту необходимо оценить интенсивность какого-либо явления или мнения. 
  • Д. Вопросы-диалоги. Состоят из противоположных высказываний воображаемых лиц. Респондент должен согласиться с одним из псевдособеседников. 

По своим целям вопросы делятся на следующие типы: 

  • А. Содержательные вопросы направлены на раскрытие содержания определенных явлений и их взаимосвязях.
  • Б. Функционально-психологические вопросы ставятся для снятия напряжения у респондента, нежелательных установок, а также для перехода от одной темы к другой. В этой группе вопросов различают контактные и буферные вопросы. Контактные вопросы размещаются в начале анкеты. Они должны быть очень простыми и достаточно общими, чтобы на них могли ответить все респонденты. Главная задача буферных вопросов – смягчение взаимовлияния вопросов в анкете. Часто анкета включает одновременно несколько тематических блоков, для плавного перехода от одной группы вопросов к другой, желательно разграничить их буферными вопросами.
  • В. Вопросы-фильтры используются, когда необходимо получить данные, которые будут характеризовать не всех респондентов, а только какую-то их часть.
  • Г. Контрольные вопросы направлены на проверку достоверности данных, дают возможность проверить устойчивость и непротиворечивость ответов респондентов. Контрольные вопросы бывают разных видов. Так, вопрос-тест используют обычно при определении информированности респондентов в каком-либо вопросе. Используется также вопрос-ловушка. Он строится так, что респонденту умышленно предлагается ответить о несуществующем. Такие вопросы задают при проверке профессиональной компетентности и оценке степени доверия ответам респондента. 
2. Практический блок

Используйте полученную информацию в работе над своим проектом / исследованием. Не забудьте указать применённые методы во Введении, описать их в Разделе 2 (практическая часть). Вопросы опроса / интервью / анкеты поместите в Приложении к работе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий