ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

вторник, 7 ноября 2023 г.

10_Литература. И. С. Тургенев "Гамлет и Дон Кихот"

 Читать статью И. С. Тургенева "Гамлет и Дон Кихот" ЗДЕСЬ

В помощь учащимся комментарий к статье

10 января 1860 года на публичном чтении в пользу нуждающихся литераторов и учёных И. С. Тургенев произнёс свою программную речь «Гамлет и Дон Кихот».

Гамлет и Дон Кихот… В этих "вечных образах" европейской литературы Тургенев увидел «две коренные, противоположные особенности человеческой природы — оба конца той оси, на которой она вертится». 

Гамлет и Дон Кихот — это два типа поведения человека, два типа самовыражения личности. Их существование и противоборство между мыслью и волею Тургенев видел не только в жизни общества, но и во внутренней жизни каждого индивида. Более того, человечество вообще он разделяет согласно этим типам: 

«Нам показалось, что все люди принадлежат более или менее к одному из этих двух типов; что почти каждый из нас сбивается либо на Дон Кихота, либо на Гамлета». 

Дон Кихот
Гамлет
     
          



















Гамлет и Дон Кихот олицетворяют для писателя размышление и деятельность. В них, по Тургеневу, воплотились различные принципы: принцип самоанализа и принцип энтузиазма. В самом толковании образов Гамлета и Дон Кихота у Тургенева явственно ощущается превознесение второго и осуждение первого

«…Что выражает собою Дон Кихот? Веру прежде всего: веру в нечто вечное, незыблемое, в истину, одним словом, в истину, находящуюся вне отдельного человека, не легко ему дающуюся, требующую служения и жертв, — но доступную постоянству служения и силе жертвы. Дон Кихот проникнут весь преданностью идеалу, для которого он готов подвергаться всевозможным лишениям, жертвовать жизнью; самую жизнь свою он ценит настолько, насколько она может служить средством к воплощению идеала, к водворению истины, справедливости на земле… Жить для себя, заботиться о себе — Дон Кихот почёл бы постыдным. Он весь живёт … вне себя, для других, для своих братьев, для истребления зла, для противодействия враждебным человечеству силам… В нём нет и следа эгоизма, он не заботится о себе, он весь самопожертвование — оцените это слово ~ … Смиренный сердцем, он духом велик и смел; … воля его — непреклонная воля… Дон Кихот энтузиаст, служитель идеи и потому обвеян её сиянием». 

Гамлет воспринимается Тургеневым иначе. Гамлет всё время оценивает себя, анализирует свои поступки, потому что в основе его мировосприятия - сомнение, то есть безверие. 

"Он весь живёт для самого себя, он эгоист; но верить в себя даже эгоист не может; верить можно только в то, что вне нас и над нами. Но это я, в которое он не верит, дорого Гамлету. Это исходная точка, к которой он возвращается беспрестанно, потому что не находит ничего в целом мире, к чему бы мог прилепиться душою… Сомневаясь во всём, Гамлет, разумеется, не щадит самого себя; ум его слишком развит, чтобы удовлетвориться тем, что он в себе находит: он сознаёт свою слабость, но всякое самосознание есть сила; отсюда проистекает его ирония, противоположность энтузиазму Дон Кихота. Гамлет с наслаждением преувеличенно бранит себя, постоянно наблюдая за собою, вечно глядя внутрь себя, он знает до тонкости все свои недостатки, презирает их, презирает самого себя и в то же время, можно сказать, живёт, питается этим презрением. Он не верит в себя и тщеславен; он не знает, чего хочет и зачем живёт, — и привязан к жизни… Но не будем слишком строги к Гамлету: он страдает и его страдания и больнее и язвительнее страданий Дон Кихота. Гамлет сам наносит себе раны, сам себя терзает; в его руках тоже меч: обоюдоострый меч анализа" 

Тургенев всегда ощущал в себе недостаток деятельного начала и безверие. Нехватку деятельных волевых натур видел Тургенев и в окружающей жизни: 

«… в наше время Гамлетов стало гораздо больше, чем Дон Кихотов, но и Дон Кихоты не перевелись». 

Отвлекаясь от конкретности литературных первообразов (как, например, безумие Дон Кихота, некоторый комизм его поступков, увлечение рыцарскими романами и т.п.), можно сказать, что персонажи в произведениях Тургенева также разделяются соответственно этим типам. Например, «тургеневские девушки», с их жаждой самоотверженной деятельности ради великой цели, — это воплощение типа Дон Кихота, а рефлектирующие герои, вроде  Рудина, — вариации гамлетовской темы. Конечно, эти герои не бездумные копии с классических образцов, но чисто русские характеры, воплотившие в себе некоторые общие свойства «вечных образов». 

Что заставило Тургенева так резко осудить Гамлета и гамлетов? Его понимание насущных общественных потребностей времени. 

«Наше дело вооружиться и бороться» — а на это способны лишь Дон Кихоты. «Гамлеты точно бесполезны массе; они ей ничего не дают, они её никуда вести не могут, потому что сами никуда не идут»

В чём суть речи Тургенева? Предаваясь отвлеченным рассуждениям о литературных образах прошлого, Тургенев фактически размышляет о новом типе деятельного революционера-преобразователя, который появился в российской жизни Х1Х века. Кто он - человек слова или человек дела?

Комментариев нет:

Отправить комментарий