ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

понедельник, 25 сентября 2023 г.

9_Русский язык. Виды речевой деятельности. Виды чтения

 Материалы к уроку 

1. Теоретический блок 

1.1. Вы уже знаете, что существуют четыре вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо. 

1.2. Вспомним основные виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее.

Просмотровое чтение направлено на то, чтобы составить представление о тематике материала. Для получения этой информации бывает достаточно просмотреть заголовки и подзаголовки, бегло прочитать отдельные абзацы или даже предложения, т.е. просмотреть материал.

При ознакомительном чтении читающий знакомится с конкретным содержанием книг/статей и т.п., сосредоточивая свое внимание преимущественно на основной информации, почему этот вид иногда называют чтением с общим охватом содержания. Это беглое чтение, протекающее в быстром темпе.

При изучающем чтении читающий стремится максимально полно и точно понять информацию, содержащуюся в тексте, критически ее осмыслить. Обычно предполагается дальнейшее использование этой информации, поэтому уже в процессе чтения действует установка на ее дли­тельное запоминание. Все это приводит к тому, что это чтение бывает довольно медленным, оно сопровождается оста­новками и перечитыванием отдельных мест

??? Какой вид чтения вы использовали, работая с теоретическим блоком? Почему вы так решили?

2. Практический блок 

2.1. Прочитайте текст и выполните задания (подготовка к ОГЭ: понимание содержания текста)

На новогодний праздник к Тане собралось множество народу. Пришёл и нанайский мальчик Филька с отцом, с матерью и с тремя маленькими братьями, на собаках приехавшими к нему в город.

Вслед за нянькой вошёл Фролов, ординарец отца. Он был в тулупе шофёра, улыбался всем хитрой улыбкой, а в руке у него было ведро.

— Фролов, дружок, — сказал отец, — покажи-ка наш подарок ребятам.

Дети сами заглянули в ведро, но увидели там только снег.

Запустив руку в ведро, Фролов вытащил из-под снега большой апельсин, потом ещё два и ещё. Дети криками встретили эти плоды. Они брали их в руки и тотчас же клали назад, потому что апельсины были тверды и холодны. Держать их было трудно, как железо, долго лежавшее на морозе.

— Погодите, ребята, — сказал со смехом отец. — Их надо сначала разморозить. И тогда — даю слово — они понравятся вам.

Он опустил апельсин в холодную воду, и на поверхности его через мгновение выступил лёд. Он покрывал его тонкой коркой, и апельсин блестел, как шар, висевший на маленькой пихте. Отец ударил по корке ножом, она раскололась на части, и из осколков льда, тающих быстро на ладони, вышел круглый и свежий плод. Незнаком и чудесен на севере был его запах и цвет. И маленький брат Фильки боялся его и не ел.

Сам же Филька принёс свой апельсин отцу.

— Съешь его, — сказал охотник, без всякого удивления глядя на этот странный плод. — Он по дарен тебе друзьями, и в нём не может быть никакого вреда. Но не будь он такой большой, я принял бы его за ягоду, упавшую с рябины на землю, и почистил бы им свою новую трубочку, на которой медь так быстро тускнеет от холода в нашем лесу. Однако, — добавил он с достоинством, — рябина у нас тоже бывает крупна перед морозом.

Он отстранил апельсин рукою. Он был уже стар и ничему не желал отдавать предпочтение, ничему, что не росло в его родном лесу.

(По повести Р. Фраермана «Дикая собака динго») 

Задания

1. Определите стиль и жанр текста. 
2. Сформулируйте тему, основную мысль. 
3. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему старый охотник не стал есть апельсин?»
1) Отец Фильки боялся есть незнакомый фрукт.
2) У старого охотника было много детей, и он отказался от фрукта, чтобы им больше досталось.
3) Апельсин был «чужим» фруктом для старого охотника, а он привык питаться только тем, что росло на его родине.
4) Старый охотник считал, что апельсин — это баловство, лакомство для детей, поэтому его не пристало есть уважающему себя мужчине.

2.2. Прочитайте текст и выполните задания (подготовка к ОГЭ: сжатое изложение) 

Книга – великий хранитель и двигатель человеческой культуры. Книгу ничем нельзя заменить. Издавна ее называют источником мудрости. И действительно, сложный философский текст можно передать только через книгу. Читатель сам владеет текстом. Он может читать быстрее или медленнее, поверхностно проглядывать его или внимательно перечитывать, возвращаясь к уже прочитанному месту, или заглянуть в конец книги. Читатель, в отличие от слушателя или зрителя, абсолютно свободен.

А теперь обратимся к телевидению. Оно становится бедой, только когда становится «пожирателем человеческого времени». Когда оно лишает человека свободы, предоставляемой ему книгой, когда сидящий у телевизора слепо подчиняется зрительным и слуховым впечатлениям. И телевидение – величайшее благо тогда, когда оно показывает то, что мы иным способом не могли бы увидеть, когда оно позволяет совершить небольшое путешествие в те области бытия, к которым у нас нет иного доступа.

Человек должен быть внутренне свободен, а для этого он должен уметь сам оценивать окружающее и быть образован. Образование же и самостоятельность дает именно книга. Видеть и слышать – это еще не все. Надо еще и думать, воспринимать мир разумом, а для этого недостаточно сидеть у телевизора, необходимо уметь задумываться о важном в тишине – той тишине, что рождает самостоятельную мысль. 

Задания  

1. Определите стиль и жанр текста
2. Сформулируйте тему. 
3. Найдите предложение, в котором содержится основная мысль текста. 
4. Выделите микротемы, в каждой микротеме - ключевые слова. 
5.Выделите главную и второстепенную информацию. Сжато перескажите текст, передав основную информацию. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий